Диагностика психоэмоционального и познавательного развития с 3-7 лет
тест по коррекционной педагогике

Дубина Виктория Александровна

При составлении комплекса диагностических методик, представленных в приложении, все эти условия были соблюдены. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрамной С.Д., в которых предусмотрена возможность проведения диагностики в ДОУ в соответствии с ФГОС.

         Предложенные диагностические методики позволяют контролировать процесс  психологического обследования дошколят. При этом педагог-психолог может использовать другие диагностические методики для дошкольников и приемы, чтобы подтвердить полученный результат. Преимуществом методики также является легкость обработки бланков, которые можно использовать в качестве подтверждения результатов в случае возникновения сомнений у родителей.  Диагностическое тестирование позволяет: составить объективное представление об уровне развития каждого воспитанника; определить сильные стороны личности дошкольника, на которые можно опираться в ходе проведения коррекционной работы; выявить эффективность педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ. Результаты проведенной диагностической работы можно использовать: при планировании групповой или индивидуальной работы с воспитанниками; при выборе программ воспитательно-образовательных программ; при формировании предметно-развивающей среды в группах детского сада; при комплектовании проблемных групп. 

        Следует отметить, что диагностика в ДОУ в соответствии с ФГОС (по таблицам) проводится в конце учебного года с воспитанниками второй младшей, средней, подготовительных групп.

        При работе с детьми младшего возраста рекомендуется применять методики, разработанные для воспитанников младшего возраста.

        Тестирование можно проводить с группами численностью 12-15 человек. 

        В ходе проведения диагностики в ДОУ в соответствии с ФГОС (по таблицам) на каждого ребенка нужно завести индивидуальный бланк, который воспитанник заполняет карандашом в ходе проведения игровых заданий. Полученные данные педагог-психолог заносит в общий бланк протокола. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoringpod_gr_kon.rar2.17 МБ
Файл monitoring_mlad_gr.rar909.47 КБ
Файл monitoring_sred_gr.rar1.56 МБ
Файл monitoring_star_gr.rar1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Подготовительная группа №_______________________  Дата обследования_______________________

Воспитатели____________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Проведи линии»

«Нарисуй по точкам»

«Зашей коврик»

«Корректурная проба»

«Зрительные аналогии»

«Определение уровня готовности к обучению в школе»

Примечание

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Подготовительная группа

  1. Тест на определение уровня развития мелкой моторики, сформированности восприятия «Проведи линии»

Инструкция: Проведи линию внутри дорожки, не отрывая карандаша от бумаги.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика сформированности сенсорного восприятия «Нарисуй по точкам»

Инструкция: Обведи из шести квадратиков тот, который закроет дыру на ковре.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика уровня сформированности внимания «Зашей коврик»

Инструкция: Обведи из шести квадратиков тот, который закроет дыру на ковре.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика умения сосредоточиваться, уровня развития кратковременной памяти «Корректурная проба»

Инструкция: До тех пор, пока я не скажу стоп, заполни каждую фигуру по образцу сверху.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок, более 60% символов;
  • Средний уровень – задание выполнено с ошибками, 59-40% символов;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно, 39-0% символов.

  1. Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Зрительные аналогии»

Инструкция: Посмотри внимательно, какая фигура должна стоять вместо знака вопроса, обведи её.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Тест на развитие самооценки (самоконтроля) «Определение уровня готовности к обучению в школе»

Инструкция: Выбери три картинки, наиболее привлекательные для тебя (выбранные картинки убираются и ребенку еще раз предлагается сделать такой же выбор).

Оценивается выбор ребенка:

  • Мотивация учебной деятельности – ребенок выбирает преимущественно картинки учебной и трудовой деятельности. Причем учебную деятельность – в ситуации первого выбора;
  • Привлекательность внешней стороны обучения – ребенок выбирает трудовую деятельность в ситуации первого выбора, несколько картинок учебной и игровой деятельности;
  • Отсутствие учебной мотивации – ребенок выбирает только трудовую и игровую формы деятельности.



Предварительный просмотр:

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Младшая группа №___________  Дата обследования__________________________

Воспитатели:_____________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка,

дата рождения

 1. «Нарисуй дождик»

 2. «Найди одинаковые предметы»

3.  «Заштопай коврик»

 4. «Найди хозяина собачкам»

5.  «Мама и детеныш»

Примечания

Итого

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Младшая группа

  1. Диагностика уровня развития мелкой моторики «Нарисуй дождик»

Инструкция: обвести линии, не отрывая карандаша от бумаги.

  • Высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
  • Средний уровень – линии тонкие, прерываются не более3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
  • Низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время (2 мин.)

  1. Диагностика уровня развития восприятия  «Найди одинаковые предметы»

Инструкция: найти одинаковые предметы и соединить их одной линией друг с другом, быть внимательным, не соединять те предметы, которые даже немного другие.

  • Высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
  • Средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена ошибка (например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны);
  • Низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

  1. Диагностика сформированности внимания  «Заштопай коврик»

Инструкция: Нужно выбрать ту заплатку, которая подходит к коврику, и соединить с ковриком линией, пришить.

  • Высокий уровень – все выполнено правильно;
  • Средний уровень – допущено 2 ошибки;
  • Низкий уровень – задание выполнено неверно.

  1. Диагностика уровня словесной памяти, внимания «Найди хозяина собачки»

Инструкция: мальчик и девочка гуляли со своими собачками, поводки запутались, помогите каждому хозяину найти его животное и раскрасьте их одним цветом, не выходя за линии.

  • Высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом;
  • Средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;
  • Низкий уровень – задание не выполнено.

  1. Диагностика уровня развития словесно-логического мышления «Мама и детеныш»

Инструкция: найди маму и детеныша, которые живут в доме, и соедини их линией;

  • Высокий уровень – точное следование инструкции;
  • Средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
  • Низкий уровень - задание выполнено неверно.



Предварительный просмотр:

Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)

Средняя группа №_________________________    Дата обследования_____________________________

Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Помоги рыбкам найти маму»

«Домики»

«Накорми домашних животных»

«Найди игрушки»

«Какой предмет лишний»

Примечания

Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова

Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)

Средняя группа

  1. Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: помоги каждой маме-рыбке найти ее ребенка и соедини их линией, помни, что мама и ребенок должны быть похожими друг на друга.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: Посмотри на домики – у 1-го нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (инструкция повторяется 3 раза, после чего дети приступают к выполнению).

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит, и соедини линией.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика сформированности мышления «Найди игрушки»

Инструкция: среди предметов найди только игрушки и обведи в кружочек.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребенка «Какой предмет лишний»

Инструкция: посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связаны, их что-то объединяет, но один здесь лишний – зачеркни его.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
  • Средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал именно эту фигуру;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Средняя группа №_________________________    Дата обследования_____________________________

Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Разложи геометрические фигуры»

«Соедини половинки предметов»

«Зрительная память»

«Найди фигуры, похожие на образец»

«Кто где живет»

Примечания

Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Средняя группа

  1. Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: на картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: Соедини одной линией половинки изображенных предметов.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика уровня развития зрительной памяти «Зрительная память»

Инструкция: посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своем листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моем рисунке.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры, похожие на образец»

Инструкция: Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка. Обведи только те предметы, которые похожи на фигурку.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребенка «Кто где живет»

Инструкция: Перед тобой домики и животные. Проведи черточками тропинки от животных туда, где они живут.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.



Предварительный просмотр:

Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)

Старшая группа №_______________________  Дата обследования_______________________

Воспитатели_______________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Построим домик»

«Соединим точки»

«Заштопаем ковер»

«Найди одинаковые предметы»

«Домики»

Примечания

Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)

Старшая группа

  1. Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное воспитание «Построим домик»

Инструкция: посмотри на правый и левый домики. В правом домике тебе надо добавить линии, чтобы два домика получились одинаковыми

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика уровня развития саморегуляции, внимания «Соединим точки»

Инструкция: Соедини точки непрерывной линией, чтобы получились четкие красивые фигурки.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика сформированности мышления «Заштопаем ковер»

Инструкция: выбери и обведи ту фигуру, которой не хватает в пустом прямоугольнике.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-3 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное воспитание «Найди одинаковые предметы»

Инструкция: в каждой строке найди 2 одинаковых предмета и обведи в кружочек.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика состояния памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активности «Домики»

Инструкция: Послушай внимательно – у 1-го домика раскрась крышу, в третьем домике нарисуй окошко, в самом маленьком заштрихуй стенку (инструкция повторяется 3 раза, после чего дети приступают к выполнению).

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Старшая группа №_______________________  Дата обследования_______________________

Воспитатели_________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Построим домик»

«Дорисуй фигуру»

«Зачеркни лишнее»

«Найди предметы на один звук»

«Запомни и подчеркни»

Примечания

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Старшая группа

  1. Диагностика умения сосредотачиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Построим домик»

Инструкция: посмотри на правый и левый домики. В правом домике тебе надо добавить линии, чтобы два домика получились одинаковыми

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика уровня развития саморегуляции, внимания «Дорисуй фигуру»

Инструкция: перед тобой на листке изображены недорисованные круги и треугольники, дорисуй их.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика сформированности мышления «Зачеркни лишнее»

Инструкция: в каждом ряду зачеркни лишнюю фигуру, ту, что, на твой взгляд, не подходит к остальным.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика умения сосредоточиваться, уровня словесно-логического мышления «Найди предметы на один звук»

Инструкция: соедини линией предметы, которые начинаются на один звук.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

  1. Диагностика состояния памяти «Запомни и подчеркни»

Инструкция: Послушай слова: зонт, чайник, медведь, слон, гриб (повторить 2 раза). Зачеркни на своем листочке те предметы, которые я назвала.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протоколы диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста

Для планирования и проведения развивающих занятий с дошколятами, для консультирования их родителей и воспитателей, 2 раза в год (15 сентября - 15 октября и 15 марта - 15 апреля) я провожу диагностику ...

Диагностика познавательного развития с использованием программы SMART NOTEBOOK

Диагностика познавательного развития с использованием программы...

Диагностика психоэмоционального состояния педагогов

В материале представлены различные методы диагностики психоэмоционального состояния педагогов, необходимые для составления списка участников занятий по  музыкотерапии...

Диагностика познавательного развития раннего возраста

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему м...

Педагогическая диагностика в ДОУ. Образовательная область "Познавательное развитие". Ознакомление с миром природы.

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивиду...

Диагностика психоэмоционального развития детей от 4-6 лет

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с низким уровнем развития, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях образова...