Педагогическая диагностика в ДОУ. Образовательная область "Познавательное развитие". Ознакомление с миром природы.
консультация по теме

Сосновских Татьяна Валентиновна

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика в ДОУ

Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в ООП МБДОУ д/с № 17 сформулированы предполагаемые результаты ее освоения детьми разных возрастных групп.

Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребенка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики.

ПОПРОБУЕМ ОПИСАТЬ КРИТЕРИАЛЬНУЮ НОРМУ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ПРИРОДЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Отталкиваясь от задач, поставленных коллективом авторов – разработчиками программы при ознакомлении дошкольников с миром природы, мы выделили критерии в каждом возрастном периоде, с помощью которых можно провести диагностику возможных результатов освоения данной темы.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Знаком с доступными явлениями природы.

Узнает в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называет их.

Узнает на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называет их.

Совместно со взрослым наблюдает за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливает птиц.

Различает по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Под руководством взрослого замечает красоту природы в разное время года.

Бережно относится к животным.

Владеет основами взаимодействия с природой (рассматривает растения и животных; одевается по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Обращает внимание на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья.

Сформированы представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Сформированы представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег.

Принимает участие в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Сформированы представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдает природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Имеет представления о растениях и животных.

Знаком с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Знает обитателей уголка природы: аквариумных рыбок и декоративных птиц (волнистых попугайчиков, канареек и др.).

Имеет представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Узнает лягушку.

Наблюдает за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливает их зимой.

Имеет представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

Отличает и называет по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

Знаком с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).

Знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.).

Имеет представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Знаком с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Имеет представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).

Умеет отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Понимает простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

Знаком с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения

Осень. Замечает изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Имеет представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Различает по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называет их.

Зима. Имеет представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

Совместно со взрослым наблюдает за птицами, прилетающими на участок, подкармливает их.

Замечает красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвует в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Весна. Знаком с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

Имеет представления о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

Знает, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето. Имеет представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.

Обладает элементарными знаниями о садовых и огородных растениях.

Знает о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Имеет представления о природе 

Знаком с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

Знаком с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Имеет представления о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Знаком с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.), ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

Знаком с травянистыми и комнатными растениями (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знает со способы ухода за ними.

Узнает и называет 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

Имеет представление о свойствах песка, глины и камня.

Под руководством взрослого наблюдает за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливает их зимой.

Имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Замечает изменения в природе.

Знает о необходимости охраны растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Замечает и называет изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливает простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Принимает участие в сборе семян растений.

Зима. Замечает изменения в природе, сравнивает осенний и зимний пейзажи.

Наблюдает за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривает и сравнивает следы птиц на снегу.

Оказывает помощь зимующим птицам, называет их.

Имеет представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Участвует в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Узнает и называет время года; выделяет признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Имеет представления о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Сформированы представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

Наблюдает за посадкой и всходами семян.

Принимает участие в работе на огороде и цветниках.

Лето. Имеет представления о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

Практически демонстрирует представления о свойствах песка, воды, камней и глины.

Знает о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Имеет представления о природе: наблюдает, проявляет любознательность.

Знаком с растениями ближайшего окружения: деревьями, кустарниками и травянистыми растениями.

Знаком с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Знает комнатные растения.

Ухаживает за растениями.

Знаком со способами вегетативного размножения растений.

Знает домашних животных, их повадки, зависимость от человека.

Ухаживает за обитателями уголка природы.

Знает диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).

Знает птиц (ласточка, скворец и др.).

Знаком с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).

Имеет представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знаком с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Знает, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

Сформированы представления о том, что человек — часть природы.

Знает о необходимости беречь, охранять и защищать природу.

Знаком со способами укрепления своего здоровья в процессе общения с природой.

Устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Знает о взаимодействии живой и неживой природы.

Имеет представления о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень. Имеет представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знает, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Знает об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе.

Знаком с таким природным явлением, как туман.

Весна. Знает о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.

Наблюдает гнездование птиц (ворон и др.).

Лето. Знает о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).

Имеет представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Имеет точные представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Имеет конкретные представления об условиях жизни комнатных растений.

Знаком со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).

Устанавливает связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

Знаком с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).

Имеет обогащенные и систематизированные знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

Знаком с дикими животными.

Имеет представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Знает млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.

Знаком с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).

Имеет представления о насекомых.

Знаком с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).

Умеет различать по внешнему виду и правильно называет бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.).

Умеет сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

Проявляет интерес к родному краю.

Уважительно относится к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).

Умеет обобщать и систематизировать представления о временах года.

Сформированы представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

Наблюдает такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

Передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Имеет представление о взаимосвязи в природе.

Устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

Понимает, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Знает правила поведения в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

Оформляет альбомы о временах года: подбирает картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения

Осень. Знает о том, что сентябрь первый осенний месяц.

Замечает приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

Наблюдает за обрезкой кустарников, знает, для чего это делают.

Принимает участие в высаживании садовых растений (настурция, астры) в горшки.

Умеет собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Зима. Знает о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

Знает о том, что сохраняющиеся на некоторых деревьях плоды (на рябине, ели и т. д.) являются кормом для птиц.

Умеет определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Замечает, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Участвует в посадке семян овса для птиц.

Весна. Знает о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

Знаком с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

Замечает, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Замечает изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.

Принимает участие в выращивание цветов (тюльпаны) к Международному женскому дню.

Знаком с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Лето. Имеет представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).

Понимает, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

Знаком с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».

Знает, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Знаком с трудом людей на полях, в садах и огородах.

С желанием помогает взрослым.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в средней группе Познавательное развитие (Ознакомление с миром природы) и Художественно-эстетическое развитие (лепка) Тема: « Помо

Расширить представление детей о жизни белки в природных условиях: внешний вид, как передвигается, чем питается, как спасается от врагов, приспосабливается к жизни в зимних условиях. Развивать любознат...

Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы) во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»

Конспект организованной образовательной деятельности   по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы)   во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы.) Тема: "Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка". Возрастная группа: подготовительная

Цель: закрепить знания детей о видах  леса и деревьях в лесу.Задачи:Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.Образовательные:Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о...

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет Тема: «Весна. Перелетные птицы» Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Данный материал поможет педагогам систематизировать представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о перелетных птицах.Реализовать и выполнить следующие задачи.Обра...