"Основные требования для педагогов в работе с детьми с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике

Наше учреждение посещают дети с нарушением зрения.  В работе с  такими детьми необходимо соблюдать определенные  требования, помогая при этом детям лучше воспринимать информацию и корректируя недостаток зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sssss.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  

«Основные требования для педагогов  при работе с детьми с нарушением зрения»

                                             

    Одним из основных коррекционных направлений в группах, где находятся дети с нарушением зрения,  является развитие зрительного восприятия.

Коррекционную направленность имеют все занятия и все виды деятельности, проводимые с детьми с нарушениями зрения.

 Начинать эту работу следует с того, чтобы для каждого ребёнка с недостатками зрения определить место на занятиях. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз (т. е. при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям. Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия и т. д.).

    При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор —  красный, огурец  —  зеленый, репка  —  желтая и т. д.).

 Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта».

При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета.

Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится, чаще использовать контур для того или иного объекта и указку.

В дошкольном учреждении в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребенка, поэтому необходимо ограничивать его непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.

Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии – горизонтальная, а при сходящемся- вертикальная) и от нозологической формы глазной патологии (при афакии, близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная).

Именно поэтому воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д.

У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала.

Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз. Можно использовать следующие упражнения: «Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел».

На фоне общеукрепляющих упражнений следует использовать упражнения, направленные на улучшение кровообращения всех структур и оболочек органа зрения. Например: «Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают веками), закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят влево, вправо), ветер тише, тише, тише (медленно приседают, глаза опускают вниз), деревца все выше, выше. (Встают, глаза поднимают вверх).

Физкультминутки рекомендуется проводить в игровой форме и с музыкальным сопровождением, с учетом возрастных и зрительных особенностей. Например, для детей 3-4 лет желательно использовать игру: «Мальчик-пальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил. – С этим братцем воду пил. – С этим братцем щи варил. – С этим братцем кашу ел. – С этим братцем песню пел» (дети рассматривают каждый палец под аккомпанемент веселой детской песенки в грамзаписи).

При проведении физкультурных занятий воспитатель должен предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений: отдельным детям противопоказаны прыжки, наклоны головы и туловища, подъем тяжестей и т.д. При этом более широко используются сохранные анализаторы: например, для слуха – звуковые маячки, для цветовосприятия – как сигнальные знаки – яркие цветные полосы на беговой дорожке, на месте отталкивания (при прыжках) и т.д.

Планируя прогулку, воспитатель также должен учитывать зрительные возможности воспитанников: ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить в паре с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения обоих глаз ребенка нужно поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза; ребенку со светобоязнью следует одеть светозащитные очки или головной убор с козырьком, с полями, которые будут препятствовать прямому попаданию солнечных лучей в глаза.

При проведении закаливания, с использованием солнечных ванн, ребенка с альбинизмом нужно поставить под тент, в тень, из-за светобоязни и возможности солнечного ожога кожи.

Дидактический материал и наглядные пособия готовятся для всех детей одинаково, однако они будут восприниматься по-разному и, соответственно, с разным успехом. Для примера разберем следующую ситуацию.

В группе три ребенка имеют очки. Представление об этих детях одинаковое: нарушенное зрение. Но у одного ребенка близорукость, у второго дальнозоркость, а у третьего косоглазие. Каждый из них нуждается в индивидуальном, дифференцированном подходе. Для ребенка с близорукостью не показана работа, связанная с необходимостью различать мелкие детали. Ребенку с косоглазием, наоборот, рекомендуются мелкие мозаики, конструкторы, лабиринты, различение картинок по разным и одинаковым деталям, ребусы и т. п. Ребенок с дальнозоркостью легче будет воспринимать наглядность на доске.

  При чтении и письме близорукому ребенку необходима подставка. Для ребенка с косоглазием можно использовать горизонтальную рабочую поверхность или вертикальную: это зависит от вида косоглазия (сходящееся или расходящееся). В процессе занятий изобразительной деятельности дальнозоркий ребенок, ребенок с амблиопией может использовать карандаши, а ребенку с близорукостью показаны фломастеры.

   Это основные офтальмологические рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия.

   

Воспитатель должен:

-грамотно использовать в учебно-воспитательной работе сведения, которые имеются в медицинских документах ребенка.

-знать физиологические и возрастные особенности его развития.

-уметь видеть отдельные признаки (симптомы) отклонений зрительного восприятия.

Данные рекомендации позволят педагогам проводить коррекционно-педагогическую работу на достаточно высоком профессиональном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Физкультурно - оздоровительная работа с детьми с нарушениями зрения"

Успех занятий физической культурой в большой мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подх...

Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Технология позволяет не сообщать  информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских  основывается на решении проблемы, которая стимули...

Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".

Современное образование и Требования ФГОС ДО  ставит перед воспитателями задачу стать первыми  для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Требование к наглядному пособию при работе с детьми с нарушением зрения»

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ·        Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;·        Соотно...

Общее родительское собрание: «Основные направления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»

Описание лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию. Задачи и основные направления работы учителя-дефектолога. Практическая часть с родителями....