Доклад: "Учет личностных особенностей детей раннего возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения адаптации к ДОУ"
статья по коррекционной педагогике

Приходченко Мирослав Валерьевич

Доклад был представлен на региональном научно-методическом семинаре «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях ДОУ». Подготовленный материал отражает обобщенный опыт психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структуру личности ребенка, как и взрослого человека, составляют такие компоненты как: темперамент, характер, способности, нравственные и моральные качества, социальные установки, мотивационный компонент, а так же, сфера эмоционально-волевой регуляции поведения. Такие элементы, как нравственные и моральные качества, социальные установки и мотивация деятельности имеют весьма растянутый во времени период формирования, и могут претерпевать изменения и в зрелом возрасте, потому как имеют тесную связь с опытом социального функционирования и разного рода деятельности. Способности и задатки так же имеют потенциал к развитию на разных этапах развития личности человека, и связаны с усложнением функционирования мозга и психики, появлением структурных новообразований в ходе роста и развития организма ребенка.

В работе же с детьми раннего возраста нас в первую очередь интересуют базовые составляющие, проявляющие себя с самого рождения ребенка, такие как тип темперамента и характер, которые в свою очередь во многом и определяют эмоционально-волевую сферу.

Тип темперамента является отражением такой физиологической системы как тип высшей нервной деятельности. Характер, в свою очередь, тесно связан с темпераментом и представляет собой совокупность черт, определяющих во многом поведение ребенка, испытываемые им эмоции и чувства, мотивы его действий и предпочтений.

Адаптационные возможности детей раннего возраста так же варьируются в зависимости от типа ВНД, темперамента и характера каждого конкретного ребенка. По данным собственного наблюдения за детьми группы раннего возраста «Ручеёк» (для детей от 2 до 3 лет), отмечу, что наибольшим потенциалом приспособительных способностей обладают дети с сильной и устойчивой нервной системой, среди которых детям с преобладанием процессов торможения (флегматического склада) требуется немного больше времени для освоения режимных моментов и привыкания к новому коллективу, в тоже время наиболее высокими показателями отмечаются дети этой же группы, с преобладанием процессов возбуждения (сангвинического склада). Наиболее часто проблемы с адаптацией у детей, обладающих сильной и неустойчивой нервной системой (холериков), связаны с такой чертой характера, как агрессивность, которая задает вектор поведения, провоцирующего конфликты ребенка, как со сверстниками, так и с воспитателями, в силу несформированности волевой регуляции собственных импульсов. Адаптация же детей со слабой и неустойчивой нервной системой (меланхоликов) проходит как правило крайне затруднительно, и даже после периода положительной динамики может прерываться выраженной декомпенсацией даже после относительно небольшого отсутствия ребенка в ДОУ (к примеру, по причине болезни).

В своей работе, во время психолого-педагогического сопровождения периода адаптации ребенка к новому для него учреждению, мы в первую очередь обращаем внимание на эти базовые характеристики. Учет особенностей личности ребенка позволяет выстроить наиболее эффективную стратегию взаимодействия с ним, и через этот контакт со взрослым открыть для него возможность взаимодействия с коллективом сверстников, в котором ему предстоит занять свое место, пройдя этапы социализации и социальной адаптации.

Специфика работы с детьми раннего возраста, в контексте достижения положительной адаптации в ДОУ, некоторым образом варьируется в зависимости от этапа развития ребенка. На базе нашего учреждения функционируют две группы для детей раннего возраста: «Пчёлка» (для детей от 1,5 до 2 лет) и «Ручеёк» (для детей от 2 до 3 лет). Опыт наблюдения за деятельностью воспитателей, и собственного участия в развитии адаптационных способностей детей показал, что дети на этапе развития в 1,5-2 года чаще нуждаются в поддержке взрослого, направленной на «физическое» замещение родительского тепла. В этот период ребенок нуждается в утешении через телесный контакт (объятия, посидеть на коленях). Дети же находящиеся на этапе развития 2-3 лет имеют более сложную организацию психических процессов, более развитые интеллект и коммуникативные способности, и охотно вовлекаются в игры, требующие проявления своих способностей, во время которых взаимодействуют как со взрослыми, так и со сверстниками, получая позитивный опыт социального функционирования.

Правильно выстроенная стратегия взаимодействия с ребенком является ключом к успеху в вопросе социальной адаптации ребенка. Действительно эффективная стратегия подразумевает правильно подобранные методы воздействия, которые призваны решить две основные задачи: формирование доверия к воспитателю и социализация ребенка в коллективе сверстников. Среди наиболее часто применяемых мной и нашими воспитателями методов следует отметить следующие:

- релаксационные игры (покорми куклу, пазлы для самых маленьких, коробочка форм);

- групповые игры (совместное конструирование, детское лото);

- чтение сказок, рассказов, стихов;

- естественное общение (беседа).

Так же, совместное решение бытовых задач, регламентированных режимом дня, таких как: прием пищи, прогулка, гигиенические процедуры, подготовка ко сну, формируют доверительное отношение у ребенка к взрослому. Образ педагога, в конечном счете должен представлять собой образ защитника, человека, который всегда придет на помощь.

Кроме того, немаловажной составляющей психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка является взаимодействие специалистов с родителями, направленное на получение дополнительной информации об особенностях развития и поведения ребенка, и, собственно, информирование родителей, направленное на повышение уровня их педагогической компетентности.

Основными формами взаимодействия с родителями конечно являются родительские собрания и индивидуальные консультации со специалистами. Так же, с этой целью мы используем информационные уголки и буклеты, содержащие основные рекомендации родителям детей раннего возраста, по вопросам адаптации ребенка в ДОУ.

Задачей родителей на подготовительном этапе адаптации является соблюдение режима дня ребенка, максимально схожего с тем, что ждет малыша в дошкольном учреждении, что в значительной степени облегчит период привыкания. Так же, восприятие ребенком педагогов идет через призму восприятия их родителями, а потому доброжелательные отношения между педагогами и родителями, способствуют формированию аналогичного восприятия педагога ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогические особенности детей раннего возраста

Возрастные особенности накладывают отпечаток на прохождение детьми периода адаптации. Особое влияние имеют развитие деятельности и общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Знание индивид...

Доклад. Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения

Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения...

Психолого – педагогические особенности детей раннего возраста

Дети раннего возраста имеют непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также отличаются эмоциональной лабильностью и потребностью в эмоциональном комфорте. ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В стаье рассмотрены основные принципы работы современного педагога-психолога, воспитателя, их совместной работы. Также рассмотрены основы успешной организации предметно-пространственной  среды дл...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством программы психолого-педагогического сопровождения.

Цель работы:Создание условий для реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств для детей раннего возраста в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.З...

Психолого- педагогические особенности детей раннего возраста

Дети раннего возраста имеют непроизвольный характер основных процессов - внимания, памяти, мышления, а также отличаются эмоциональной лабильностью и потребностью в эмоциональном комфорте....

«Психолого – педагогические особенности детей раннего возраста»

Раннее детство включает в себя две стадии: - младенческий возраст  (от рождения до года);   -  ранний  возраст  (от одного года до трех лет).Особенность младенческог...