Доклад. Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения
консультация на тему

Потапенко Евгения Николаевна

Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

     МБДОУ Детский сад №10  «Огонек»

Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения

                                    Подготовила воспитатель:

                           Потапенко Евгения Николаевна

                               

                                Топки 2015 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает требования к условиям ее реализации (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым), а также требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.

Наше  время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

В каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого-педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.

Слайд №

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
  2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  3. Оказывать помощь детям группы «риска».
  4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
  5. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Слайд №

М.Р. Битянова рассматривает «сопровождение» как «движение вместе с ним (ребенком), рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и вникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. При этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь, когда ребенок потеряется и попросит помощи, помогает ему вернуться на его собственный путь» [17, с.7].

Согласимся с точкой зрения О.Ю. Тришиной, согласно которой  психолого-педагогическое сопровождение будет успешным, если изначально в отношениях между сопровождаемым и сопровождающим будут присутствовать:

  • открытость во взаимоотношениях всех участников процесса;
  • учет индивидуальных особенностей преподавателя;
  • ориентация на успех;
  • профессиональная компетентность человека, реализующего психолого-педагогическое сопровождение [82].

Слайд №

Для этого в основу проведения психолого-педагогического сопровождения нами были положены следующие принципы:

  • доступности и открытости;
  • интеграции всех сил, участвующих в процессе;
  • личностно-ориентированного подхода;
  • дифференциации и индивидуализации;
  • рефлексивности;
  • развивающего обучения на базе положительного опыта.

Таким образом, цель психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника - это помочь ребенку полноценно реализовать свои способности, знания, умения   и   навыки   для   достижения   успешности   в   различных видах  деятельности.

Рассмотрим основные направления и технологии педагогической деятельности в рамках организации психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.

Слайд №

Направление   первое.  Организация игровой деятельности.

Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре закладываются основы учебной деятельности, которая потом становится ведущей в младшем школьном детстве.

В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная  самооценка своих возможностей (не путать с самооценкой личности), что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями.

Она позволяет выявить уровень развития многих личностных качеств ребенка, а самое главное - определить его статус в детском коллективе. Если ребенок отказывается от общих игр или играет второстепенные, не престижные в детской среде роли - это важный показатель какого-то социально-психологического неблагополучия.

Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, так как в ней идет процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь он получает представления о правах и обязанностях, учится согласовывать свои интересы, сдерживать желания.

При организации детских сюжетно-ролевых игр воспитателям  и родителям желательно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Открыто не вмешиваться в распределение ролей игр, тех которые возникли стихийно в группе детей (на отдыхе, в свободное время, во дворе, на улице, в саду, в лесу и т. п.). Самая благоприятная позиция - внимательного наблюдателя (исследователя). Не включенная позиция взрослого дает ему возможность скрыто изучать детские отношения, проявления нравственных качеств, психологические особенности  каждого ребенка.  Умелый, тонкий анализ позволяет вовремя заметить и преодолеть опасные тенденции, проявляющиеся в «игрании» ролей, когда эмоции захлестывают, волевой контроль за поведением теряется, и развитие сюжета приобретает нежелательный оборот (игра начинает угрожать здоровью и даже жизни детей).

2.        Подбирать сюжетно-ролевые игры с таким расчетом, чтобы
у разных детей были равные возможности проявить себя. Это достигается не только выбором ролей, но и постоянным подбадриванием детей, не уверенных в себе, не освоивших правила, горячо переживающих неудачи. Одновременно не следует упускать из вида тех «лидеров», которые стремятся диктовать свои условия окружающим, выделиться, заставить обращать на себя особое внимание.

У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля — он мама, если ложка — он ребенок. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производится игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей».

У детей среднего дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры из-за ролей — кто кем будет.

Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает».

Направление второе. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.

Общение ребенка со взрослым усложняет и приобретает новые формы и новое содержание. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

В первой половине дошкольного возраста (3-5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения, которая вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое».

Ведущий для этого возраста мотив общения – познавательный. Взрослый выступает в качестве источника знаний, а поскольку в ходе общения поднимаются вопросы, непосредственно не связанные с окружающей обстановкой, общение впервые приобретает внеситуативный характер.

. Ведущими мотивами становятся личностные. Ребенка интересуют ситуативные проявления взрослого, его внимание, доброжелательность, физические контакты.

Он охотно рассказывает о самом себе, своих родителях, друзьях, радостях и обидах.

Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для него становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослыми.

Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его отношения со взрослыми.

Направление третье. Особенности общения дошкольников

Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности.

Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность.

Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными.

Четвертая отличительная особенность общения сверстников – общение значительно богаче по назначению и функциям.

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются.

Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

В 3-4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего малыша существует только собственное "я", а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его "я" (поиграть, подраться, побегать, и т.д.).

. В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия.

Средний дошкольный возраст

На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра.

В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение - то есть игра.

Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.

. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет - и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.

В 4-5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение "мы" вместо "я". Ребенок осознает, что, действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания. Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской, а кто разбил окно. Принцип этого возраста "Куда все, туда и я"

Старший дошкольный возраст

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам.

Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей.

Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий.

. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход.

Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.

Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников.

На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.

Направление четвертое. Детский коллектив.

В детском коллективе выделяются явные лидеры - заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем родитель или воспитатель. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал. Для 4-5 летнего малыша нет ничего хуже, чем бойкот коллектива. В этом возрасте детский коллектив не прощает тех, кто чем-то выделяется из общей массы. Поэтому дети стараются во всем подражать признанным лидерам. В этом возрасте дети часто объединяются в группы по принципу "дружим против Васи (Пети Маши)".

В 5-6 дет ребенок ищет свою нишу в коллективе. Если в 4-5 лет он беспрекословно шел за лидером, то сейчас он пытается взять лидерство в свои руки. В этом возрасте он уже имеет собственное представление о том, какое место в коллективе он хочет занимать (лидер, ведущий, ведомый, и т.д.)

В 6-7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. Из всего коллектива ребенок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые "настоящие" друзья. Весь коллектив разбивается на небольшие группы по интересам.

Направление пятое. Основные тенденции развития психических процессов в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышления и др.

Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.

Слайд №

Направление шестое. Возрастная изменчивость эмоционально-волевой сферы дошкольника

Можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника:

—  усложняется содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств;

—  формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка;

—  становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника.

Во-первых, ребенок усваивает «язык» чувств. Он учится с помощью взглядов, мимики, улыбок, жестов, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания.

Во-вторых, ребенок-дошкольник уже может словами объяснить свое состояние, хотя в этом смысле его возможности ограничены. Он говорит: «Мне больно!», «Я обиделся», «Мне приятно», «Я радуюсь», «Я скучаю», «Мне жалко». Это свидетельствует об ином уровне осознания им своего внутреннего мира.

В-третьих, ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Таким образом, ребенок начинает понимать, как нужно себя вести в определенной ситуации. И, кроме того, у него появляются первые признаки воли (Белкина В. Н., 1998).

Направление седьмое.  Мотивационная сфера.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще слабее – собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Направление восьмое.  Развитие произвольности поведения у дошкольника

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени при особо благоприятных обстоятельствах. У дошкольника четырех-пяти лет количество таких проявлений возрастает, но они все еще не занимают сколько-нибудь значительного места в поведении. Только в старшем дошкольном возрасте на фоне изменения мотивов поведения, формирования соподчинения мотивов ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям.

Направление девятое. Становление личности дошкольника

Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений: в 3 года – внешнее «Я сам», в 6 лет – внутреннее самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.

Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большим».

Половая идентификация заключается в том, что ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения и стараются им следовать.

На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать не только поведенческие формы, но и интересы, ценности своего пола. Уже в четырехлетнем возрасте проявляется глубинное психологическое различие в ориентации мальчиков и девочек (дифференциация в выборе игрушек, стереотипы поведения, эмоциональная причастность к детям своего и противоположного пола). Осознание своей половой принадлежности имеет наиважнейшее значение для развития личности.

Слайд №

Направление десятое. На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.

Основные признаки кризиса:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя изображает, скрывает что-то);

3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается это не показывать.

Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.

Направление одиннадцатое. Готовность к школьному обучению

Важным признаком готовности к обучению является возникновение произвольного поведения и превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения.

Переход к системе школьного обучения – это переход к усвоению научных понятий.

Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности.

Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной.

Никакое обучение невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребенка.

К концу дошкольного возраста имеются, согласно П.Я. Гальперину, три линии развития:

1) линия формирования произвольного поведения, когда ребенок может подчиниться школьным правилам;

2) линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти к пониманию сохранения количества;

3) линия перехода от эгоцентризма к децентрации.

Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.

Как было показано Л. И.  Божович, ребенок стремится к функции ученика. Психологическая готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность.

При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендуется определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка).

Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребёнка заносятся в карту индивидуального наблюдения.

По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка. (Здесь можно рекомендовать воспитателям вести дневник наблюдений).

 Слайд№

«Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Особенности развития детей дошкольного возраста...

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста...

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психическое формирование детей происходит в дошкольном возрасте....

Доклад: "Учет личностных особенностей детей раннего возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения адаптации к ДОУ"

Доклад был представлен на региональном научно-методическом семинаре «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях ДОУ». Подготовленный материал...

Презентация. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

Психологические особенности  развития детей дошкольного возраста....

КАК РАЗВИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВАРИАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ.

Дошкольный возраст – это особенный период в жизни ребенка, когда происходят значительные изменения в его развитии, в том числе в развитии социальных навыков и индивидуальных способностей. Именно...