КАК РАЗВИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВАРИАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ.
методическая разработка

Дошкольный возраст – это особенный период в жизни ребенка, когда происходят значительные изменения в его развитии, в том числе в развитии социальных навыков и индивидуальных способностей. Именно поэтому важно заботиться о психолого-педагогической поддержке детей дошкольного возраста, используя вариативные практики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВАРИАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ.

Дошкольный возраст – это особенный период в жизни ребенка, когда происходят значительные изменения в его развитии, в том числе в развитии социальных навыков и индивидуальных способностей. Именно поэтому важно заботиться о психолого-педагогической поддержке детей дошкольного возраста, используя вариативные практики.

В данной статье мы рассмотрим вариативные практики, которые помогают развивать социальные навыки и индивидуальные способности детей дошкольного возраста.

Развитие социальных навыков через игры и совместную деятельность

Игры и совместная деятельность являются важными инструментами для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Для примера, игра в ролевые игры, где дети выступают в разных ролях, помогает им понимать различные социальные роли и отношения между людьми. Другие игры, такие как игры с правилами и командные игры, учат детей сотрудничать, делиться и работать вместе.

Индивидуализация обучения

Каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные способности и темп развития. Индивидуализация обучения позволяет учителям и педагогам учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка. Вариативные практики индивидуализации обучения включают в себя использование различных методов обучения, а также индивидуальную работу с каждым ребенком.

Развитие критического и творческого мышления

Развитие критического и творческого мышления у детей дошкольного возраста является важным фактором в развитии индивидуальных способностей. Педагоги могут использовать различные вариативные практики, чтобы развивать эти навыки у детей, такие как использование разных материалов для творческих проектов, проведение дискуссий и обсуждений, а также стимулирование вопросительного мышления.

Формирование позитивного отношения к учению и саморазвитию

Позитивное отношение к учению и саморазвитию является важным фактором в успешном развитии детей. Педагоги могут использовать различные вариативные практики, чтобы формировать позитивное отношение к учению, такие как привлечение детей к самостоятельной деятельности, создание положительной атмосферы в классе и поощрение творческих проектов.


Организация проектной деятельности

Проектная деятельность позволяет детям учиться решать проблемы и осуществлять планирование действий. Она также помогает развивать коммуникативные навыки, улучшать взаимодействие в группе и повышать мотивацию. Педагоги могут организовывать проекты, которые соответствуют интересам детей и помогают им развиваться в социальном и личностном плане.


Использование искусства и музыки для развития социальных навыков

Искусство и музыка являются отличными инструментами для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Использование музыки и художественных творений в обучении позволяет детям выражать свои мысли и эмоции, учиться работать в группе и улучшать свои коммуникативные навыки.


Организация спортивных мероприятий и занятий

Спортивные мероприятия и занятия помогают детям учиться сотрудничать, укреплять физическое здоровье и повышать уверенность в себе. Спортивные занятия также могут помочь детям развивать социальные навыки, такие как коммуникация, уважение к другим и толерантность.


Вовлечение детей в решение социальных проблем

Вовлечение детей в решение социальных проблем помогает им понимать значимость социальных взаимодействий и развивать навыки решения проблем. Педагоги могут организовывать занятия и мероприятия, которые помогут детям понимать важность социальной ответственности и развивать навыки социальной адаптации.

Взаимодействие с родителями и семьей

Взаимодействие с родителями и семьей является важным фактором в психолого-педагогической поддержке детей дошкольного возраста. Педагоги могут использовать вариативные практики, такие как родительские собрания, консультации и родительские курсы, чтобы поделиться информацией о развитии ребенка и обсудить способы его поддержки.


Программа социального тренинга

Программа социального тренинга - это методический комплекс, который предназначен для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Она основана на игровых ситуациях и заданиях, которые позволяют детям учиться сотрудничать, выражать свои мысли и чувства, развивать эмпатию и социальную компетентность.


Использование историй и сказок

Использование историй и сказок является эффективным способом развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Эти материалы могут использоваться для обучения детей эмоциональной грамотности, общению и социальным навыкам. Рассказывая истории, педагоги могут показать детям примеры хорошего поведения, взаимодействия и конструктивного решения конфликтов.


Работа в малых группах

Работа в малых группах является эффективным способом развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Работа в малых группах позволяет детям учиться сотрудничать, выражать свои мысли и чувства, развивать эмпатию и социальную компетентность. Педагоги могут проводить дискуссии, групповые игры и проекты в малых группах, чтобы помочь детям развиваться и учиться вместе.


Развитие навыков саморегуляции

Развитие навыков саморегуляции является важным фактором в развитии индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста. Педагоги могут использовать различные вариативные практики, такие как медитация, йога, дыхательные упражнения, чтобы помочь детям научиться управлять своими эмоциями, стрессом и конфликтами.


Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования - это еще одна вариативная практика, которая помогает развивать социальные навыки и индивидуальные способности детей дошкольного возраста. Это могут быть дополнительные занятия и мероприятия, которые проводятся после учебного дня. Такие программы могут включать в себя занятия по музыке, танцам, спорту, искусству и другим интересным темам. Программа дополнительного образования помогает детям развивать социальные навыки, общаться с другими детьми и учителями, а также развивать свои таланты и интересы.

Важно помнить, что вариативные практики должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и способностям каждого ребенка. Педагоги должны быть готовы к изменению методов и подходов в зависимости от потребностей своих учеников. Развитие социальных навыков и индивидуальных способностей детей дошкольного возраста требует постоянного внимания и заботы со стороны педагогов, родителей и общества в целом.

Кроме того, вариативные практики могут включать в себя использование технологий в обучении, создание индивидуальных планов развития для каждого ребенка, а также проведение дополнительных занятий и мероприятий, направленных на развитие социальных навыков и индивидуальных способностей.

В заключение, вариативные практики психолого-педагогической поддержки являются важным инструментом в развитии социальных навыков и индивидуальных способностей детей дошкольного возраста. Они включают в себя различные методы и подходы, которые помогают педагогам адаптировать обучение под индивидуальные потребности каждого ребенка и создать положительную атмосферу в классе. Важно заботиться о психолого-педагогической поддержке детей дошкольного возраста, чтобы помочь им стать успешными и счастливыми взрослыми в будущем.


Список использованной литературы:

1) Павлова, Т.М. и др. Вариативные практики образования в дошкольной педагогике. – М.: Академия, 2018.

2) Воронцова, О.И. Вариативные практики педагогической поддержки социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Академия», 2019.

3) Сулейманова, З.А. и др. Инновационные подходы в организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. – Казань: Издательство Казанского университета, 2019.

4) Борисова, Н.А. и др. Психологические особенности дошкольников и их воспитание. – М.: Издательство «Просвещение», 2019.

5) Леонтьева, И.В. и др. Социально-педагогическая работа в дошкольных учреждениях. – СПб.: Издательство «Лань», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов.  Практико-значимая работа.  На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕ...

Доклад. Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения

Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения...

Психолого-педагогические проблемы социально-эмоционального и нравственного развития детей дошкольного возраста

Развитие социальной компетентности и нравственного воспитания - ваный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной изни и общественных отношений....

Перспективный план работы в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одарешка».

Перспективный план работы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста. В приложениях к плану представлена методика проведения исследований по выявлению способностей ребен...

« Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»

Статья « Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»...