Развитие слуховой памяти
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Царева М.Н.

 Растройка детей на погружение в атмосферу игрового занятия.Игры на развитие слуховой памяти, развитие слуховой памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие памяти18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия педагога-психолога с детьми «Развитие слуховой памяти»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

«Социально – коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие; речевое развитие»

Цель: развитие слуховой памяти у детей.

Задачи:

«Познавательное развитие; речевое развитие»

• Развитие слухового восприятия

• Развитие слухового внимания

• Развитие разговорной речи

• Развитие мышления

«Социально – коммуникативное развитие»

• Развитие чувства эмпатии

• Развитие произвольности

• Развитие самостоятельности

• Развитие доброжелательного отношения в детях

• Создание положительного эмоционального опыта в процессе выполнения игровых заданий.

Оборудование:

• Тексты игр

• Карточки со словами, цифрами

• Кусочки различного материала (бумага, полиэтилен, материал)

• Пластиковый стаканчик

• Карандаш

• Грецкие орехи

• Деревянный кубик

• Погремушка

• Доска, фломастеры

• Резиновые игрушки

• Эпизод сказки «Красная Шапочка»

Предварительная работа:

• Принятие правил для участников игр (слушай отвечающего, подними руку для ответа, не подсказывай, не толкай товарища, помоги другу, если он просит о помощи).

• Знакомство с различными материалами (тактильно и на слух)

• Рисование геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция, ромб).

Ход занятия

Вводная часть

- Приветствие (передача по кругу мягкого мячика со словами приветствия).

Цель: настройка детей на погружение в атмосферу игрового занятия.

Основная часть

Игры на развитие слуховой памяти.

Цель: развитие слуховой памяти.

Задачи:

• Развитие слухового восприятия и внимания

• Развитие разговорной речи у детей с ТНР

• Развитие моторики

• Развитие произвольных процессов

• Развитие коммуникативных навыков

• Повышение эмоционального фона.

Игра «Запоминай и выполняй»

Ребенку предлагается запомнить и выполнить несколько простых действий:

«Встань, подойди к полке, возьми собачку и зайчика. Собачку поставь на стол, а зайчика - на большой стул»

Желательно, чтобы ребенок проговаривал совершаемые действия вслух.

Игра «Угадай, что это?»

Оборудование: подготовить предметы из различного материала: бумага, карандаш, пластмассовый стаканчик, кусочек ткани, орехи, деревянный кубик.

Ход игры: ребенку предлагается послушать, какие звуки можно извлечь из различных предметов.

Затем ребенок отворачивается, а ведущий производит звук каким-либо предметом.

Ребенок должен определить, что это было. После ответа ребенок проверяет свой ответ опытным путем.

Игра «Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5 – 7 слов, не связанных между собой по смыслу:

корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова.

Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово.

Вариант: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например: корова – теленок; близким по звучанию, например: стол – стон); ребенок должен найти ошибку.

Игра «Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое – нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя новое слово.

Вариант игры:

составление рядов слов из одной обобщающей группы (ягоды, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт, животные и т. п.);

Из определений к существительному («Арбуз какой?» – «Зеленый, полосатый, сладкий, круглый, большой, сочный, тяжелый, спелый и т. п.).

Игра «Добавь что-то свое»

Это даже не упражнение, а, скорее, веселая игра на развитие слуховой памяти. Чем больше игроков захочет поучаствовать, тем лучше. Выглядит это следующим образом: вы говорите: «Я положила в сумку печенье». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «Я положил в сумку печенье и конфеты». Третий игрок снова повторяет и добавляет еще что-то, и так далее. Подобные тренировки помогают развивать объем памяти.

Игра «Инопланетяне»

Предложите ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать его портрет на листе бумаги.

Вариант 1

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.

Вариант 2

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.

При сопоставлении детского рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность.

Игра «Как мы наряжали елочку»

Прослушай текст и запомни, что и какого цвета было?

По окончании чтения предложите ребенку назвать, что в рассказе было зеленое, красное, оранжевое, синее.

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.

Заключение

- Прощание (передача по кругу мягкого мячика со словами прощания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коорекционно – развивающие занятия по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие слуховой памяти»

Цель данного занятия - развитие и коррекция познавательной сферы психики.В этом занятие используются различные игры на развитие психических процессов, межполушарного взаимодействия, мелкой мотор...

Родительское собрание: Развитие слуховой памяти.

Цели и задачи:1.     Показать родителям возможности развития памяти;2.     Дать информацию о способах помощи ребенку с недостатками памяти;3....

Развитие слуховой памяти ребенка

стендовая информация для родителей...

Консультация для родителей и педагогов «Нужно ли развивать слуховую память?» Несколько практических советов и упражнений для развития слуховой памяти.

Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а за...

Статья "Развитие слуховой памяти дошкольника"

В статье подчеркивается необходимость  развить у ребенка с дошкольного возраста слуховое восприятие и память,умение внимательно слушать и запоминать....

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА

Благодаря тому,что человек имеет слуховой анализатор, становится возможным воспринимать слуховые ощущения и ту речевую информацию,которую мы получаем через слух. Далее ребенок запоминает эту информаци...