Конспект образовательной деятельности по зрительному восприятию на тему «Мы по улице пойдем, всё увидим, все найдем» для детей старшей группы с нарушениями зрения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зинцова Нина Ивановна

 Образовательная деятельность по формированию  полисенсорного восприятия  улицы города

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности по зрительному восприятию на тему «Мы по улице пойдем, всё увидим, все найдем» 

для детей старшей группы  с нарушениями зрения

Цель. Формирование зрительного восприятия об улицах города

Задачи:

Образовательные

Продолжать знакомить детей с понятием улица,  что на улицах города есть низкие и высокие дома (1-этажные-5-этажные), по улицам города ездит различный вид транспорта (грузовые и легковые машины, мусоровозы, полицейские), по тротуарам ходят пешеходы.

Коррекционно – развивающие

- Знакомить детей с макетом улицы.

--Продолжать учить детей сравнивать дома по высоте, этажности.

 - Продолжать формировать умения и навыки осязательного восприятия

   различных видов транспорта .

-Тренировать зрительно- двигательную функцию прослеживания глаз,    развивать фиксацию взора ,  остроту зрения.

-Развивать мелкую моторику, слуховое восприятие, внимание.

-Развивать функцию самооценки.

Воспитательные

-Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Материал, оборудование

Для учителя – дефектолога:

-Макет улицы (дома, транспорт, пешеходы, деревья, светофор).

-Игрушки-транспорт(мусоровоз, легковая и грузовая машина, полицейская машина).

- Тактильные карточки с изображением транспорта, сенсорные очки для глаз.

-Зрительный тренажер «Попади указкой в колечко».

Для детей:

-Аппараты «Светлячок» с карточками,  где изображена улица, фломастеры, фланелеграфы, настольные мольберты для детей с сходящимся косоглазием, указки, подносы с домами (по5шт. 1этажного до 5этажного)

Дифференциация учебного материала с учётом психофизических возможностей и состояния зрения детей

Посадка (до 0,4 единицы) – 1 стол, левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога

Технологии:

 Игровые,  здоровьесберегающие, аудиозапись звуков улицы. практические упражнения,  вопросы, релакс.

Пропедевтическая работа:

Экскурсия по ул. Кирова, отгадывание загадок, игры, упражнения на развитие тактильных ощущений, в обследовании транспорта.

 Индивидуальная работа:

Оказание помощи в обследовании тактильных карточек.

                             

                                                 

  Ход ОД

Организационный момент.

Дети, мы сегодня  на улицу пойдем, все увидим, все найдем!

- А что же такое улица?  

Рассматривание макета

- Как вы думаете, можно принести улицу в д/с? Конечно, нет, она очень большая, поэтому я уменьшила размер и сделала макет улицы.

- Давайте посмотрим и скажем, что мы видим  на нашем макете? (Дороги, дома, транспорт, деревья, тротуар, светофор, пешеходы).

-Скажите, а дома на улице все одинаковые или разные? Чем они отличаются?

(высокие и низкие)

-Сколько этажей у самого высокого дома? (посчитаем вместе-5этажей)

Покажите 4-х этажный дом, где 3-х этажный , 2-х и 1этажный дома.

 Игра «Выложи на фланелеграфе дома от самого низкого до самого высокого (от 1этажного до 5этажного дома)»    

(Дети садятся за столы  по окклюзии)

-Посмотрите у вас  на подносах много домов.

-Давайте мы с вами наведем порядок - выложим дома от самого низкого-1этажного дома до самого высокого-5 этажного (выкладывают на фланелеграфе).

-Молодцы, у вас получилась часть улицы.

«Звуки улицы»

-Дети, оказывается на  улицах можно услышать много разных звуков. Хотите послушать?

-Какие звуки вы услышали? Какие звуки вам понравились? Какие не очень?

 Игра «Узнай и назови транспорт»

-Как вы уже сказали, на улице есть дорога - проезжая часть, по которой  ездят разные машины. А какие? Мы сейчас посмотрим и назовем.

-Как называется эта машина? (мусоровоз)

-Арина, покажи автобус.

-Алеша, найди грузовую машину.

-Егор, покажи полицейскую машину.

-Виктория найди легковую машину.

-Дети, а кто помогает управлять движением машин и пешеходов? (светофор)

«Пальчиковая гимнастика»  

Мы по улице шагаем       

Правила запоминаем      

Красный свет дороги нет,

Жёлтый приготовиться,

А зелёный свет горит,

Пешеходу путь открыт (на каждое слово делаем колечки с большим пальцем)

 Игра«Узнай машину» (тактильные карточки)

-Пальчики подготовили для трудной работы. Дети, нам нужно узнать на ощупь, какие машины изображены на  карточках. Готовы?

Физкультминутка

 Мы по улице шагаем     -    ходьба    

Правила запоминаем      -   ходьба  

Красный свет дороги нет - стоим на месте

Жёлтый - приготовиться   -    всматриваемся в даль

А зелёный свет горит       -     ходьба

Пешеходу путь открыт    -     проходят к столам

(Снимаем свои очки, надеваем сенсорные (мягкие), напоминаю алгоритм действий при обследовании: карточки перед вами, «проглаживаем» сначала обеими руками, а затем указательным пальцем обводим все части машины. Очки снимаем,  когда я скажу)

Дети называют, какая машина изображена на тактильной карточке. Обсуждаем, кому было сложно или легко, почему?

«Упражнение на зрительном тренажере»

«А сейчас потренируем наши глаза. Нужно попасть указкой в колечки (красный, желтый , зеленый-2раза)».

«Рисование на аппарате «Светлячок»

«Дети, настало время нарисовать  улицу на бумаге с помощью нашего помощника «Светлячка». Садитесь удобно за столы». Вместе вспоминаем правила  рисования за аппаратом. Показываем свои рисунки друг другу  и рассказываем об улице.

 Итог благодарю всех детей за старание и предлагаю провести релакс  ( дети рассказывают, какие игры понравились, что было трудно, легко выполнять оценивают  свою работу,  с помощью «светофорчика» и магнитиков разного цвета.)

                                                  Литература

Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) Москва, «Просвещение» 2006г

Е.А.Чевычелова Зрительная гимнастика для детей 2-7лет. Волгоград: Учитель, 2013.-123с.

Мясникова Л.В. развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. – Саратов,2006.-19с.

Развитие осязательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения: монография /Л.А.Ремезова, Т.В.Лапина, С.Н.Касаткина,  О.Ф.Юрлина.- Самара; Изд-воПГСГА,2011.-220с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ ( нарушение зрения) с применением ИКТ. Тема: "На прогулке с Вини-пухом"

Форма проведения: подгрупповая (возраст  детей 4 года; зрительная патология: гиперметропия средней степени, амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие).Занятие направлено на развитие зрител...

Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ (нарушение зрения). Тема: "На прогулке по аллее сада".

Форма проведения: индивидуальная (возраст  детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия  и амблиопия средней степени , сходящиеся косоглазие);Развитие зрительного восприятия. Формирование...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по зрительному восприятию на тему: «Круг, овал» В средней группе для детей с нарушением зрения

Целью данного материала является закрепление представлений о круге и овале у детей с нарушением зреня...

Организованная коррекционно-развивающая деятельность по зрительному восприятию в старшей группе детей с нарушением зрения " Маше помогаем, мебель расставляем"

Конспект составлен с использованием личностно-ориентированной технологии взаимодействия с ребенком. Детям открывается простор для максимальной реализации своих возможностей, создаются условия для восп...

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...

Конспект организованной образовательной деятельности по ручному труду . На тему: «"Голубь - символ счастья, мира! " посвящён празднованию «Дню Победы» для детей старшей группы

закрепление знаний детей о Голубе, как символе мира и счастья, создание условий для реализации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа посредством занимательных игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа посредством занимательных игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.  Методиче...