Психолого-педагогический семинар
методическая разработка по коррекционной педагогике

Оксана Сабурова

Тема семинара: "Принципы сказочных решений". Целью данного семинара является повышение творческой активности педагогов, ознакомление их с приемами психотерапевтической помощи детям в борьбе со страхами методом сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический семинар для педагогов №2

Тема: «Принципы сказочных решений»

Цель: способствовать повышению творческой активности  педагогов, познакомив их с приёмами психотерапевтической помощи детям в борьбе со страхами методом сказкотерапии.  

Стимульный материал:  бумага для письма и  ручки; распечатанные таблицы.  

Ход семинара

 1-ый педагог-психолог:

-  Уважаемые коллеги,   мы продолжаем цикл психологических семинаров под общим названием «Педагог – творец». Сегодняшний семинар посвящён творческому подходу педагога в оказании детям помощи в борьбе со страхами. И, конечно, здесь без сказок нам вновь не обойтись.  Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы, в данном случае – победить с её помощью детский страх. В той или иной мере этим психотерапевтическим приёмом владеет каждый воспитатель, посвятивший свою жизнь детям. Наша задача на текущий момент – усовершенствовать это умение.  

 2-ой педагог-психолог:

- Для начала вспомним что такое «страхи», откуда они берутся и как классифицируются.

Общеизвестно, что страх – это чувство беспокойства в ответ на настоящую или мнимую угрозу. В одних обстоятельствах страх бывает подсознательным, в других же – обуславливается каким-то жизненным опытом. При этом страхи выполняют защитную функцию – выступают как средство самоконтроля и саморегуляции.

 Многие детские страхи обусловлены возрастом.

Однако бывают  и страхи другого характера – невротические. В их основании – психические потрясения и травмы, непонимание взрослыми детских возрастных проблем, жестокость обращения, разногласия в семье, мнительность родителей. В таких случаях страхи приобретают патологический характер.

Страх – это эмоциональное состояние разной силы или выразительности. По степени выраженности принято выделять: волнение, беспокойство, опасение, тревогу, собственно страх, испуг и ужас.

Волнение – самое лёгкое по интенсивности выражение страха, его можно сравнить с лёгким дуновением ветерка в практически безветренную погоду. В отличие от других проявлений страха волнение может носить приятный оттенок. Так, например, волнуется мать при первом знакомстве со своим малышом.

Беспокойство – это уже более выраженный страх. Если говорить дословно, то это состояние, когда человек временно теряет покой. Часто беспокойство сопровождается чувством нерешительности, а иногда и вызвано им. В отличие от волнения оно уже имеет только негативную окраску, и его можно сравнить с лёгким, но достаточно интенсивным бризом.

Опасение – это следующее по интенсивности проявление страха. В данном случае можно говорить не только о потере покоя, но и о том, что человек чего-то боится. Это выражение страха, естественно, имеет только отрицательную окраску. Его можно сравнить с сильным ветром.

Волнение, беспокойство, опасение люди испытывают практически каждый день. Эти степени страха социально обусловлены, т. е. для их возникновения необходимы несколько больший жизненный опыт и осознание чувства ответственности. Поэтому волнение, беспокойство и опасение более свойственны взрослому человеку, чем ребёнку.

По поводу тревоги и страха у учёных нет единого мнения. Одни считают,  что это однозначные понятия, другие – их различают.  Российские специалисты в области детской психологии   руководствуются выводами  известного детского психиатра А.И. Захарова. Долгое время занимаясь проблемой детских неврозов и страхов, он пришёл к выводу, что тревога и страх – это разные понятия, которые имеют большое количество различий. Самые яркие из них представлены в таблице 1.

Так, тревогу А.И. Захаров рассматривает как предчувствие опасности, как неопределённое чувство беспокойства, которое появляется в ожидании какого-либо события. Это событие трудно прогнозировать, оно может угрожать неприятными последствиями. Согласно наблюдениям психологов, тревога более характерна для ответственных людей с выраженным чувством собственного достоинства и долга, чувствительных к своему общественному положению и признанию окружающих. То есть тревога является социально обусловленной формой реагирования и развивается у детей по мере развития у них чувства долга и собственного достоинства, а так же ответственности за себя и своих близких. Предполагается так же, что тревога появляется в левом полушарии головного мозга, ответственном за логическое мышление. Тревогу можно сравнить с сильными порывами ветра перед бурей.

В отличие от тревоги, страх – это ощущение конкретной опасности. Это ответ на реальную опасность, который наступает во время наступления самой опасности. Источником страха является прошлый травмирующий опыт. Страх возникает в правом полушарии и инстинктивно обусловлен. Страх – это уже буря.

Испуг – это неожиданный страх, который часто именно в силу неожиданности несёт более интенсивную негативную окраску, чем собственно страх. Испуг можно сравнить с сильнейшим порывом ветра во время бури.

Ужас – наивысшая степень выраженности страха. Он оказывает настолько тормозящее действие, что человек на какое-то время полностью теряет способность логически и критически мыслить. Очень часто страх данной интенсивности порождает панику. Его можно сравнить с торнадо.

Страх классифицируют как ситуативно и личностно обусловленный. Ситуативно обусловленный страх – это страх, вызванный определённой ситуацией, представляющей угрозу. Личностно обусловленный страх – это страх, возникающий у отдельных личностей в ситуации, которая другими людьми рассматривается как непредставляющая угрозы.

Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический.

По мнению А.И. Захарова страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития. Поэтому принято выделять возрастные страхи, появление которых совпадает с определёнными изменениями в жизни человека, другими словами , возрастные страхи являются отражением личностного развития.    

Как часто встречаются детские страхи?

 По данным различных авторов  наиболее часто боятся дети от двух до семи – девяти лет. Это вполне объяснимо. В этом возрасте ребёнок уже много видел, много знает, но не всё понимает. Именно в этом возрасте необузданная детская фантазия ещё не сдерживается реальными представлениями и знаниями об окружающем мире. Иногда страхи встречаются и ранее двух лет. Если они ярко выражены и относительно постоянны, то есть повод для родительской тревоги. Необходимо тщательно вместе со специалистом проанализировать стиль воспитания в семье, чтобы вовремя устранить нарушения, а также обследовать ребёнка у невропатолога, чтобы исключить наличие очагов судорожной готовности в головном мозге.

В каком возрасте могут появиться те или иные детские страхи?

Как было сказано уже выше, многие детские страхи обусловлены возрастом.  Остановимся только на страхах детей дошкольного возраста. Давайте вместе попытаемся, исходя из своего педагогического опыта и знаний о психическом развитии ребёнка на разных возрастных этапах, составить таблицу видов детских возрастных страхов.

Педагог-психолог раздаёт слушателям: таблицу «Психологические особенности детей дошкольного возраста» (заполненная), таблицу «Виды детских страхов» (незаполненная). Воспитатели в течение 3 минут заполняют таблицу. Затем результаты коллегиально обсуждаются, педагог-психолог комментирует их и делает заключение:

- В целом же детские страхи никакой типизации не поддаются и индивидуальны так же. Как индивидуальна фантазия ребёнка. Для оценки состояния ребёнка и определения методов коррекции важно не столько содержание, сколько причина, количество и тяжесть проявления страхов.

Что же может послужить причиной детских страхов?

Причины возникновения  детских страхов разнообразны и иногда с трудом отличимы от поводов. Мы перечислим их, помня, что каждый отдельный случай детских страхов всё же по – своему уникален.

Причина первая -  экстремальный случай, реально произошедший с ребёнком. Например, напугала собака, сам запер себя на балконе, попал в автокатастрофу и т.п.

Причина вторая – особенности характера, провоцирующие развитие страхов (тревожность, мнительность, пессимизм, чрезмерная зависимость от других людей, неуверенность в себе и т.д.).

Причина третья – запугивающее воспитание. Например: «Не будешь спать – тебя бабка-ёжка заберёт». Если ребёнок не понимает слов «нельзя», «надо», то в 99 случаях из 100 это просчёт родителей, их упущение в воспитании, а не вина ребёнка. Наказание страхом – не столько действительно «страшное», сколько вредное наказание. И вред его  - двоякий. Во – первых, смышлёный ребёнок с сильной нервной системой быстро поймёт, что вы лжёте. И никакая там за стенкой ни баба-яга стучит, а сосед ремонтом занимается. И сколько бы вы потом не говорили ребёнку, что врать – не хорошо, он вам уже не поверит. Во – вторых, если у ребёнка слабая нервная система, то он может действительно поверить в то, что даже в своёй спальне  не защищён от возможной опасности и этот страх может поселиться в нём надолго, если не навсегда, и избавиться от этого страха будет весьма сложно даже в старшем возрасте.

Причина четвёртая – тревожное воспитание. Иногда ребёнок боится не сам по себе, а потому что боятся родители, которые просто заражают своими страхами ребёнка.

Причина пятая – удивление перед миром или гипертрофированная фантазия.

Фантазия ребёнка не имеет границ, и это не красивые слова, а истинная правда. Все границы появятся потом, когда ребёнку объяснят, чего «не может быть,  потому что не может быть никогда». Объяснить мир – это настоятельнейшая потребность в возрасте 3-6 лет. Очень редко эта потребность удовлетворяется взрослыми. Если нет ещё мировоззрения, миропонимания, своеобразной кристаллической решётки, куда можно складывать огромное количество информации, которое обрушивается на ребёнка ежедневно, то он поступает,  как умеет. А именно, ребёнок, как и первобытный человек, населяет мир созданиями своей фантазии, которые по-своему структурируют мир, делают понятным и управляемым. В этом случае ребёнок, как дикарь, творит свой мир и… свои страхи.

Причина шестая – страхи как часть другого, более серьёзного расстройства.

Если наряду со страхами у ребёнка появляются и другие расстройства поведения, такие, как агрессивность, заторможенность, заикание, тики, нарушение сна, - возможно у него развивается невроз. Необходимо обратится к медицинскому специалисту (неврологу).

Если страхи ребёнка очень необычны по своему содержанию и способу проявления, если ребёнок слышит угрожающие ему голоса, видит что-то там, где абсолютно ничего не видят окружающие, то такая ситуация требует немедленного обращения к детскому психиатру. Подобные страхи могут быть первым симптомом тяжёлого психического заболевания – шизофрении.

Необходимо отметить, что боязливость и страх  в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых.

 1-ый педагог-психолог:

- А теперь перейдём к вопросу о работе с детскими страхами. Её важность обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу. В связи с этим, конечно же, к решению коррекции детских страхов надо подходить комплексно, т.е. в этой работе должны принимать участие и родители, и педагоги, и специалисты.

Родители и педагоги принимают участие в распознавании страхов у ребёнка. Специалисты и педагоги – могут диагностировать наличие страхов с целью выявления причины их возникновения, проводят, в рамках свей компетенции,  коррекционную работу с детьми  и лечение,  а так же консультируют родителей по вопросам коррекции детских страхов в семье.

Как может проводить коррекцию детских страхов воспитатель в детском саду?

Существует несколько основных методов работы с детскими страхами: игровая терапия, рисуночный метод, драматическая психоэлевация (разыгрывание этюдов), куклотерапия, сказкотерапия.  В каждом отдельном случае выбор «врачующего» падает на результаты наблюдений за ребёнком, его психогенные особенности. При комплексном подходе нередко эти методы дополняют друг друга, что только усиливает терапевтическое воздействие на ребёнка.

Так, например, сказкотерапия может включать в себя и элементы драматической психоэлевации, и куклотерапии, и игровой терапии.

 Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественном развёртывании сюжетной линии, отсутствии нравоучений.  В образной форме ребёнок в сказках проживает проблемы, через которые проходило всё человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т.д.). И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, или способно превратится во что-то другое, доброе.

Выделяют несколько приёмов в работе со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.

Во время работы над сказкой ребёнок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть. Например, в сказке темнота может оказаться доброй волшебницей, которая накрывает землю своей вуалью, чтобы мир отдохнул от забот дня.

Упражнение «Принципы сказочных решений»

Практически в каждой сказке есть определённые проблемы, и есть их решение. Давайте составим картотеку таких решений. Для этого предлагаем взять гипотетическую проблему и придумать сказки для её решения. Например, боязнь темноты у маленького ребёнка.

Инструкция. Участники разбиваются на 3-4 группы. Группы придумывают продолжение сказочных сюжетов, после чего проходит обсуждение.

Схемы сказочных сюжетов:

  1. «В самое пекло; узнавание; границы»

Зайчик боялся темноты. Встретил друга котёнка и пошли они вместе в ночной лес…

  1. «Противоположность; любовь; постепенное привыкание; отвлечение»

Крот боялся света. Влюбился в бабочку…

  1. «Обида, злость; выступление против кого-то»

Мама оставила мальчишку-трусишку одного дома ночью. Он обиделся, оделся и пошёл всё рассказать бабушке, которая жила на другом конце деревни…

  1. «Внезапность; вытеснение другим страхом»

Алёнушка боялась темноты. Осталась ночью дома с братом Иванушкой. Иванушка заболел…

Заключение:

 - Большинство комплексов, которые человек проносит с собой через всю жизнь и которые порой обнаруживаются в уже зрелом возрасте, - это результат неправильного эмоционального воспитания, которое он получил в детстве. Поэтому, взрослые всегда и во всём должны следовать, прежде всего, самому главному принципу «НЕ НАВРЕДИ!».

ПРИЛОЖЕНИЯ

    Таблица 1.

Различия тревоги и страха

     

ТРЕВОГА

СТРАХ

Предчувствие опасности

Чувство опасности

Обладает в большей степени возбуждающим характером

Оказывает тормозящее действию на психику

Социально обусловлена  

Инстинктивно обусловлен

Характерна для холериков

Характерен для флегматиков

Вызывается неопределёнными , абстрактными стимулами

Вызывается определёнными. Конкретными стимулами

Локализуется в левом полушарии

Локализуется в правом полушарии

Таблица 2

Виды детских страхов

Возраст

Страхи

2-3 года

Страх отъезда отца, матери

3-4 года

Страх темноты, ночные страхи

4-5 лет

Страх смерти,  боязнь некоторых животных

6-7 лет

Страх перед сверстниками, страх творчества,  страх быть униженным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Психолого - педагогические основы общения с детьми"

В материале предоставлены теоретические основы психолого - педагогического общения с детьми. Стили педагогического общения. методы эффективного общения с детьми....

Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...

Семинар "Психолого-педагогическая служба в ДО"

Семинар для педагогов-психологов детских садов...

Семинар – практикум «Психолого-педагогические условия сохранения психофизического здоровья педагога».

Структура семинара:          Пре – тест (саморефлексия).1.Синдром эмоционального выгорания;2.Влияние синдрома эмоционального выгорания на профессиональную ...

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»

Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....