Инклюзивное образование. Мой подход к работе с детьми.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Светлана Викторовна Кузьмина

В представленной статье я попыталась изложить свой личный взгляд на современное инклюзивное образование. Также, хотела поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ (в моём случае - со слабовидящими и имеющими функциональные нарушения зрения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie._moy_podhod_k_rabote_s_detmi.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Инклюзивное образование. Мой подход к работе с детьми».

Прежде чем поделиться своим педагогическим опытом,  хочу немного рассказать о том образовательном учреждении, в котором я работаю.

Это детский сад компенсирующего вида. Отсюда – его наполняемость: дети с нарушением ОДА, с задержками речевого развития и с офтальмологическими заболеваниями (как правило, это амблиопия и разные виды косоглазия).

Остановлюсь на офтальмологических группах, так как являюсь воспитателем одной из них.

Всего в детском саду две офтальмологические группы: средняя и старше-подготовительная.

Я работаю в старше – подготовительной группе (с детьми от 5-ти до 7-ми лет).

Воспитанники с патологией зрения по степени и характеру зрительных нарушений не могут быть отнесены к слабовидящим, и поэтому в законодательных актах детского сада эта группа обозначается как дети с амблиопией и косоглазием.

Поясню, на чём основывается работа воспитателей в офтальмологических группах.

Перед началом учебного года разрабатывается и принимается «Рабочая программа воспитателей».

Взяли за основу программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе. Почему за основу? Это связано с тем, что мы не можем использовать программу в том виде, в котором предлагают её авторы: приходится учитывать специфику группы и каждого воспитанника (то есть реальные возможности каждого ребёнка, с учётом официально установленных диагнозов), а также рекомендаций тифлопедагога. Поэтому, мы выстраиваем свою работу по «Адаптированной основной образовательной программе  для детей с амблиопией и косоглазием».

Работа с детьми, имеющими ФРЗ, требует от воспитателей знаний не только в области педагогики, но и медицины. Ведь для того, чтобы пребывание ребёнка в образовательном учреждении прошло для него с пользой, мы должны знать, в чём суть имеющихся у него заболеваний и нарушений, что чувствует, ребёнок с амблиопией, как нужно вести себя при взаимодействии с ним.

Зрительные возможности детей с ФРЗ (функциональные расстройства зрения) не определяются слабовидением, т. к. у ребенка имеется «благополучный глаз» с остротой зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 и выше, вплоть до 1,0.

Кроме этого, у подавляющего числа детей с ФРЗ сохранна на каждый глаз другая базовая функция–поле зрения.

Сохранность двух базовых зрительных функций позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении со слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки.

Важно отметить, что у детей с ФРЗ часто зрительные расстройства возникают и проявляются на фоне общего раннего (во внутриутробный и перинатальный периоды) поражения детского организма, проявляющегося полисистемной хронической патологией:

- функциональное снижение зрения,

-функциональные нарушения костно-мышечной системы и соединительной ткани,

- заболевания ЦНС,

-речевые нарушения.

Дети с ФРЗ наряду с общими типологическими особенностями развития имеют индивидуальные достижения в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер, в то же время им свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников:

У детей с ФРЗ вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта происходит нарушение связи с окружающим миром. Познание, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности происходят на суженной сенсорной основе.

Дети с ФРЗ испытывает потребность в создании для них особых условий пребывания в ДОУ, к которым относится и малая наполняемость групп (до 10-ти человек).

Ежегодно нам приходится работать с воспитанниками, среди которых встречается ребёнок с особыми образовательными потребностями. При этом только один из них был инвалидом по зрению (врождённое отсутствие хрусталика, развивающаяся катаракта; частичная атрофия зрительного нерва обоих глаз).

Чаще всего, это были дети, имеющие помимо офтальмологических диагнозов, серьёзные патологии со стороны центральной нервной и опорно-двигательной системы.

1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В нём говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в дошкольном учреждении и инклюзивного обучения.

В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России.

Но одно дело, когда этого «требует политика», а другое – готово ли к этому общество.

Мы не можем руководствоваться одними только   ФГОСами, т. к. апробацию они не прошли. Всё-таки, надо учитывать и общественное мнение.

По последним данным, 70% родителей нормально развивающихся детей выступают за внедрение в детские коллективы детей – инвалидов с НОДА. Своё согласие на это высказали и 40% учителей.

 На внедрение детей с инвалидностью по слуху, зрению и речи согласились только 36% родителей нормально развивающихся детей и 20% учителей.

Да, бесспорно, каждый ребенок имеет право получать качественное образование. Для людей (детей), имеющих анатомические особенности, важно находить общий язык с другими людьми. Но не всегда они могут найти его с теми, кто не понимает их ситуацию. Чем младше возраст детей  в коллективе, в который попадает особый ребёнок, тем легче и спокойнее они его принимают. Но, опять же, принять не всегда означает вступить в дружеские отношения. Поэтому, такие дети чаще других испытывают одиночество, находясь в коллективе.

Возникает вопрос: «А как реально включить такого ребёнка в общественную жизнь, в воспитательно-образовательный процесс?». 

Здесь нужно учитывать такие моменты, как универсальный дизайн образования (оборудованные соответствующим образом помещения и т. д.). Универсальность – главное в получении знаний детей с ОВЗ:

-разнообразные формы презентаций,

- разнообразные формы и возможности выражения и показа своих знаний,

- ориентация на потребности детей с ОВЗ.

Соблюдение перечисленных условий считается инклюзией в том виде, в каком она имеет смысл быть.

 Говоря об инклюзии, мы всегда рассчитываем на положительные её последствия: создание спокойной, открытой, творческой атмосферы в любом обществе. Это идеал.

Но одно дело – идеал, другое – реальность. И, как мы уже поняли, здесь возникают барьеры… в общении, в понимании.

Решение напрашивается само собой: надо менять сложившиеся стереотипы.

Но не все люди готовы к этому.

То есть идея инклюзии делает вызов обществу, а вместе с ним - даёт импульс к развитию.

 Говоря об обществе, нужно не забывать и о самом ребёнке – инвалиде: о том, какие последствия может иметь для него инклюзия.

Стоит ли порой родителям рисковать психикой и без того ослабленного ребёнка?

 В каких случаях возможна инклюзия?

Надо признаться, что иногда мы инклюзируем ребёнка (то есть,  включаем в общий контекст) формально (он не принимает участия в жизни коллектива). Всё зависит от основного заболевания, ограничивающего его возможности.

Ведь не случайно (я приводила примеры в процентном соотношении), учителя и родители нормально развивающихся детей, готовы принять в коллектив ребёнка – инвалида с НОДА и в меньшей степени – с нарушениями слуха, речи и зрения, понимая, что у первой категории детей более сохранный интеллект, с ними проще общаться. Они передвигаются с помощью специальных реабилитационных средств и при поддержке тьютора, но остальные жизненно важные функции у них не нарушены.

А как быть со второй категорией ребят, у которых помимо основного диагноза, имеется целый «букет» сопутствующих?

Исходя из своей личной практики по работе (в детском саду компенсирующего вида) с детьми, имеющими особые образовательные потребности, могу сказать следующее:

-По нашим сведениям, ни один выпускник офтальмологической группы, имеющий особые образовательные потребности, на данный момент, не учится в общеобразовательной школе. Все они – учащиеся интернатов специального типа.

Лишь одна из них - наша выпускница – Надя Ч. (2007 года рождения) проходит обучение на дому.

В этом году девочка окончила начальную школу. Ребёнок, помимо низкого уровня зрения, имел заболевания, связанные с НОДА (последствия детского церебрального паралича). Надюша перенесла несколько сложнейших операций. Ребёнок, на момент поступления в

1-ый класс, был достаточно интеллектуально развит, но выглядел настолько беззащитным в физическом плане, в очках с линзами +9. Она всегда просила нас, взрослых: «Держите меня за руку!»

Нам очень хотелось, чтобы и в школе её поддерживала такая  же крепкая и надёжная рука.

Но чуда не произошло. 1-ого сентября она пошла учиться в обычную общеобразовательную школу. А через месяц, по просьбе родителей, была переведена на домашнее обучение.

Приходится признавать тот факт, что инклюзия не всегда возможна и не всегда оправдана.

В прошлом году, накануне 2018/2019 учебного года в одной из местных Саратовских газет была опубликована статья, затрагивающая проблемы инклюзии.

В статье высказывали своё мнение директора общеобразовательных школ, учителя, родители нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, директора школ-интернатов.

Директора школ-интернатов призывали родителей к тщательному обдумыванию вопроса о переводе детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, подчёркивая индивидуальность каждого конкретного случая.

Для подтверждения сказанного были приведены следующие факты: в связи с введением в нашем государстве возможности инклюзивного образования, многие родители поспешили перевести своих детей из интернатов в общеобразовательные школы, не задумываясь о последствиях такого перевода. Из 10-ти переведённых детей только одна девочка (на тот момент ученица 9 класса) не вернулась обратно в интернат. Её благополучно приняли в школу, которую она с таким же благополучием окончила. Она была «колясочницей». Более того, инвалидность получила после ДТП.

 (В дискуссии принимали участие педагоги и общественность Саратова, поэтому примеры были взяты из жизни нашего города).

Так же рассказывалось о неудачных попытках определить в здоровую среду ребят с аутизмом, тяжёлыми параличами ЦНС.

И, если даже такого ребёнка принимало общество, он не справлялся с предъявляемыми к нему требованиями, а это ещё одна травма. Для родителей – «синдром несбывшихся надежд».

Как и в любом деле, здесь необходим индивидуальный подход. Нужно реально оценивать ситуацию, прежде чем что-то менять.

Есть о чём подумать, и есть над чем поработать.

Более благополучно выглядит положение с инклюзией в ДОУ.

Связано это с тем, что

  1. в ДОУ более гибкая воспитательно - образовательная система, способная подстроиться под индивидуальные особенности каждого ребёнка, в том числе с особыми потребностями в образовании;
  2.  детский дошкольный возраст – самая благодатная почва для закладки нравственных качеств личности (в их числе доброта и сострадание).

Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя отвергнутым и непонятым.

Конечно, и здесь (в ДОУ) есть свои особенности в общении, в работе с такими детьми, но они не так сильно выражены и заметны.

Состояние здоровья детей с ограниченными возможностями препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Цель образования детей данной категории в ДОУ – построение воспитательно-образовательного процесса (подбор методов, приёмов, форм работы) таким образом, чтобы ребёнок с ОВЗ мог включиться в этот процесс и стать полноценным его участником.

Пребывание ребёнка с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеет коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность воспитателей и всех педагогов, которые с ним взаимодействуют, строится на диагностической основе.

Диагностика занимает особое место в педагогическом процессе и является показателем результатов оздоровительного, коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного воздействия на ребёнка.

Основой коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала.

Основной принцип организации работы – принцип комплексности.

В основе данного принципа лежит взаимодействие специалистов: психолога, учителя – дефектолога, учителя – логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, педагогов дополнительного образования и медицинских работников.

Работа воспитателей в этой цепи взаимодействия заключается

  • в организации НОД по продуктивным видам деятельности по подгруппам и индивидуально,
  • в организации самостоятельной деятельности детей;
  • в формировании культурно-гигиенических навыков,
  • в развитии тонкой и мелкой моторики,
  • в организации индивидуальной работы с детьми по заданиям и с учётом рекомендаций специалистов (педагога – психолога, учителя – логопеда, тифлопедагога),
  • в применении здоровьесберегающих технологий, создании благоприятного микроклимата в группе,
  • в консультировании родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребёнка, об уровне развития мелкой моторики.

Задача педагогов, воспитателей и родителей - помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.

Необходимо общаться с детьми, учить ребёнка думать, размышлять, сопереживать.

В работе с детьми с ОВЗ мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

С целью создания оптимальных условий развития ребёнка с особыми потребностями в образовании, разрабатывается «Индивидуальный маршрут сопровождения» (представляющий планирование воспитательно-образовательной работы с учётом диагностики и рекомендаций всех перечисленных специалистов).

Специалисты ДОУ, работающие с детьми, имеющими ОВЗ, зарегистрированы на портале Мерсибо и имеют доступ к КИМП (конструктор индивидуальных маршрутов и программ для детей с ОВЗ).

В начале учебного года составляется «Совмещённые индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа и мониторинг индивидуального развития для ребёнка с ОВЗ (индивидуальная АОП)».

Программа включает в себя пять разделов:

  1. Общие сведения.

  1. Специфика индивидуального образовательного маршрута.

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Модуль 2.3. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы реабилитации (ИПРА)

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):

3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:

3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:

1.2.1. Использование интерактивных программ:

3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей

3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие

3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие

3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

5.2. Итоговый контроль

После введения основных сведений о ребёнке, выстраивается индивидуальная программа, на основе которой мы проводим работу с воспитанником в течение всего учебного года.

В задачу воспитателей входит:

  • обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы;
  • организация и проведение подгрупповых занятий, индивидуально-совместных занятий (в паре), индивидуальных занятий, игровых досугов с ребёнком с ОВЗ;
  • коррекционная работа по результатам сведений об общем нервно-психическом состоянии ребёнка;
  • организация и проведение интерактивного сопровождения образовательных областей (на основе материалов портала Мерсибо);
  • проведение работы с семьёй воспитанника, куда входят:  родительские собрания, индивидуальные беседы, корректировка ИОМ и ИОП, тематические встречи, индивидуальные консультации, совместная проектная деятельность, организация совместных праздников и досугов, тематические встречи, вечер вопросов и ответов, тренинги по подготовке детей к общению и обучению в условиях школы;
  • проведение мониторинга индивидуального развития ребёнка.

Используем:

  • сказкотерапию (сказку может рассказывать взрослый, а так же – группа детей);
  • игротерапию (дидактические, разной формы подвижности, сюжетно-ролевые, игры-драматизации);
  • релаксацию (чаще всего используется спокойная музыка, звуки природы; игра с песком в сенсорной комнате);
  • игры на снятие напряжения и развитие эмоционально-личностной сферы (например, «Моё настроение», «Комплимент», «Самый – самый» и т. д.);

В продуктивной деятельности предпочтение – рисунку, работе с пластилином.

Развиваем слуховую и моторную память.

В центр работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, ставятся личностные особенности ребёнка и семьи; комфортные безопасные условия пребывания в ДОУ.

Ещё один важный подход – всестороннее уважение к самому ребёнка и всем членам семьи.

Мы (педагоги) должны сформировать в них веру в собственные силы и способности (словами одобрения, поддержки), т. е. вселить в семьи с детьми с ОВЗ позитивный настрой и веру в успех.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал выступления на методическом дне в рамках традиционных Августовских мероприятий «Инклюзивное образование в ДОУ. Расширение работы методической службы»

Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием ...

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...

Опыт работы по теме «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.

Статья о внедрении инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Переход ребенка с кохлеарным имплантом от воспитания и обучения в группе коррекционной направленности в общеразвивающую группу....

Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.

Инклюзивное образование в дошкольной организации направлено на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной ...