Мастер-класс
методическая разработка по коррекционной педагогике

Волкова Александра Владимировна

Цель проведения:  развитие  у участников мастер-класса представлений об использовании авторских многофункциональных дидактических пособий в работе с  детьми с расстройством аутистического спектра (РАС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение авторских многофункциональных дидактических пособий в работе с  детьми с расстройством аутистического спектра (РАС)»

Волкова А.В.- старший воспитатель, Иващенко И.В. учитель-дефектолог, Грязева Н.М. педагог-психолог, Кищукова В.В. учитель-логопед.

Телефон: 8(39161)66-138

Электронная почта: doo9kansk@gmail.com

Цель проведения:  развитие  у участников мастер-класса представлений об использовании авторских многофункциональных дидактических пособий в работе с  детьми с расстройством аутистического спектра (РАС).

Задачи:

1.  Познакомить участников мастер- класса с понятием «аутизм» и характеристикой ребенка с РАС.

2. Раскрыть особенности восприятия страдающего аутизмом, продемонстрировав участникам некоторое возможное приближение к ним.

3.      Познакомить с дидактическими играми, используемыми в МКДОУ № 9, при работе с детьми РАС.

4. Показать практическое применение вариативных форм использования пособий.

Предполагаемый результат: расширение знаний участников мастер-класса об авторских многофункциональных дидактических пособиях при работе с детьми РАС, и их применении.

Ход мастер – класса:

Теоретическая часть:       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Мы представляем МКДОУ № 9, которое является единственным специализированным учреждением на территории восточной зоны Красноярского края, деятельность которого полностью посвящена коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей с нарушением интеллекта в возрасте от 3 до 7 лет.

В детском саду функционируют: 4 группы компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью и 2 группы для детей с умеренной умственной отсталостью, со сложными (множественными) нарушениями в развитии. Из 64 воспитанников 26 имеют статус «ребенок-инвалид». 

В последние годы наблюдается все большее количество детей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС). Актуальность проблемы в мире настолько возросла, что в 2001 г. — в Год психического здоровья, она была объявлена одной из ведущих в психиатрии. В 2008 г. Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля провозглашен Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В нашем детском учреждении наблюдается рост детей с данным диагнозом, на данный момент детский сад посещают 9 детей с РАС. Необходимым условием, обеспечивающим эффективность коррекционно-образовательного процесса с данной категорией детей, является наличие адаптированной развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей индивидуально-типологическим потребностям воспитанников с применением индивидуально-дифференцированного подхода.

               Под термином "аутизм" понимают "отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой".

По критериям, принятым ВОЗ, при аутистическом расстройстве личности отмечаются:

– качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

– качественные нарушения способности к общению;

– ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

        Аутизм наиболее ярко проявляется в возрасте 3–5 лет, и в числе наиболее характерных его проявлений можно назвать следующие:

– аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта "глаза в глаза";

– первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей;

– к окружающим аутичный ребенок относится индифферентно: на руки нс просится, часто предпочитая находиться и кроватке, в манеже, в коляске, на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу готовности не проявляет или проявляет очень вяло; в то же время иногда легко идет на руки ко всем;

– своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции нс проявляет;

– к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;

– отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания) парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их нс переносит, либо безразличен к ним;

– потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.

      В сенсорной сфере, многие обычные, легко переносимые большинством воздействия становятся источниками неприятных ощущений и дискомфорта. В такой ситуации, когда окружающее непонятно и пугающе, когда оно становится постоянным источником неприятных сенсорных впечатлений и эмоционального дискомфорта, аутистический барьер надежно защищает ребенка практически от всех трудностей: по образному выражению К. С. Лебединской, ребенок забирается в аутизм, как улитка в раковину, ему там гораздо спокойней и приятней, но за аутистическим барьером он одновременно оказывается лишенным и столь необходимого для психического развития потока сенсорной, когнитивной, аффективной информации, и, если ребенку вовремя и правильно не помочь, он вне зависимости от потенциала речевого и интеллектуального развития становится, как правило, тяжелым психическим инвалидом.

Создавая адаптированную развивающую предметно-пространственную среду узкие специалисты ДОО большое внимание уделяют созданию авторских дидактических пособий.  Созданные пособия презентуют на городском и краевом уровнях. Конечно, в магазинах существуют разнообразные дидактические пособия и игры, но  мы стараемся создавать пособия, учитывая особенности наших воспитанников. И как показывает практика  пособие, которое сделано своими руками, особенно любимо малышами. Изготавливая свои пособия, педагоги стараются создавать условия для интенсивного накопления детьми разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре и, одновременно, развития мелкой моторики. Создавая панно или дидактическое пособие, они делают его таким, чтобы оно привлекало внимание детей с РАС, заинтересовывало, вызывало яркие эмоции. Такие игры помимо своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие детскую эмоциональную сферу в целом. Авторские, многофункциональные пособия можно использовать индивидуально, по подгруппам и в самостоятельной деятельности детей.

Каких результатов мы достигаем? Наверное, самое главное – это эмоциональный отклик на нашу деятельность, который мы видим и со стороны детей, и со стороны родителей, и наш собственный. И через этот отклик мы развиваемся и развиваем наших «особенных» деток.

Практическая часть: (15 минут)

На площадке находятся три рабочих стола с расположенными на них пособиями. Каждый стол отмечен порядковым номером. Команды поочередно работают в мастер-классах, переходя от одного стола к другому столу по своему маршруту. Таким образом, каждая команда проходит три мастер класса (длительность каждого мастер класса 5-7 минут).

Стол № 1 представляет учитель-дефектолог Иващенко И.В., Волковой А.В.

Стол № 2: представляет педагог-психолог Грязева Н.М.

Стол № 3: представляет учитель-логопед Кищукова В.В.

А сейчас наши педагоги готовы представить свои пособия, и показать способы их применения. Для мастер-класса нам понадобятся 15 добровольцев. Нам необходимо разделить вас на 3 группы, выбирайте цвет и прикрепите его на свою одежду. И так у нас получилось три команды по 5 человек, каждая команда получить свой маршрут следования, и будет передвигаться по нему. Когда прозвучит звонок колокольчика, командам необходимо перейти согласно своему маршруту. Делим 15 участников на три команды по цветам и выдаем маршрут следования. Три команды участников, каждая с определенным цветовым жетоном,  направляются по заданному маршруту.

Ответы на вопросы (4 минуты)

Рефлексия (2 минуты)

«Острова»

На мольберте или доске  крепится карта настроения.

Расположите корабль, на каком из островов вы сегодня пребывали во время проведения мастер-класса: о. Познания, о. Неизведанного, о. Открытий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...