Конспект фронтального занятия "Звук и буква М"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Здор Татьяна Алексеевна

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_m.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №26

станицы Ирклиевской муниципального образования Выселковский район

Конспект образовательного мероприятия

по теме "Звук и буква М"

для детей старшей группы

компенсирующей направленности

                                                                            Подготовила

                                                                                        Здор Татьяна Алексеевна

                                                                                        учитель-логопед

                                                                                       

станица Ирклиевская

2017 год

Приоритетная образовательная область:  речевое развитие.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  физическое развитие.

Тема: " Звук и буква М"

Цель: развитие фонематического слуха.

Программные  задачи:

Коррекционно-образовательные:

—познакомить детей со звуком М;

—научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»);

—познакомить с буквой М.

Коррекционно- развивающие:

—закреплять понятие о месте звука в слове;

—упражнять детей в делении слов на слоги;

—развивать фонематические процессы;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать работу мимических мышц и артикуляционную моторику;

- развивать речевое дыхание и голос.

Коррекционно-воспитательная:

—воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

Предполагаемый результат: дети должны научиться  характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам (согласный звонкий звук); уметь  делить слова на слоги, проводить звуковой анализ обратных слогов, составлять  схему слогов, выкладывать букву из палочек.

Демонстрационный материал: игрушка- корова, картинки, в названии которых есть звук М (дом, гном, альбом), изображение буквы М, дидактическое пособие "Домик".

Раздаточный материал: губные гармошки и зеркала для каждого ребенка,  цветные фишки для обозначения звуков;  наборы для составления слоговых схем, массажные мячики.

Форма проведения: организованная образовательная деятельность.

Ход деятельности.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Логопед обращает внимание детей на конверт.

Ребята, смотрите, нам записка! Как вы думаете, от кого она может быть? А что может быть там написано? Давайте проверим?

Выслушивает предположения детей.

Логопед читает записку: "Скоро в гости к вам приду, будем с вами петь мы "Му".

- Вы что-нибудь поняли?

-Кто же к нам придет в гости?

Если дети затрудняются:

- Вы обратили внимание, какое слово было последним? Может именно оно нам подскажет, кого же нам ждать в гости?

-В записке есть продолжение: "Хочу все с вами разобрать, о звуке "М-м-м" побольше узнать".

-Ребята, мы с вами изучали звук М?

 А мы сможем помочь нашей гостье разобраться с новым для нас звуком М?

Если дети не проявляю инициативы:

- Ну мы же с вами уже знакомились с некоторыми звуками. Знаем, какие у звуков бывают характеристики. Может все-таки справимся?

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

- Что нам может понадобиться для того чтобы самим побольше узнать о звуке и нашей гостье рассказать?

 Что мы должны уметь  делать?

Какими качествами мы должны обладать?

Какую подготовительную работу нам нужно провести?

Если дети не проявляют инициативы:

-У нас есть с вами зеркала, буквы, картинки?

- Мы должны быть внимательными?

-Нужно ли нам сделать разминку для пальчиков, язычка, правильного дыхания, голоса?

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

 Развитие мелкой моторики с малыми мячами «Мячик».

 Мячик в руки я возьму

"Здравствуй!"- я ему скажу.

Мячик я в руках кручу,

Поиграть я с ним хочу.

Я мячом круги катаю,

Взад, вперед его гоняю.

В руку правую возьму,

Крепко я его сожму.

В руку левую возьму,

Тоже я его сожму,

И на место положу.

-Здорово у вас получается!

        Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание.

Отлично!

        Развитие мимических мышц.

Вы радуетесь покупке новой одежды,

 удивляетесь необычному наряду,

 восхищаетесь новым костюмом мамы,

печалитесь, нечаянно порвав новые брюки.

-Здорово у вас получается!

        Развитие артикуляционной моторики.

—        «Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.

—        «Обезьянки». Движение нижней челюстью вправо — влево.

—        «Почесывание» верхней и нижней губы зубами.

—        «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

—        «Хомяк». Надувание обеих щек.

Логопед следит за правильностью выполнения упражнений.

        Как мы можем сделать разминку для дыхания?

Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра на губной гармошке: вдохнули и протяжно выдохнули в гармошку — чей звук длиннее?

Затем дети кладут гармошки на стол, вдыхают и на выдохе произносят: А        О   У.

Если дети затрудняются:

-Обратите внимание, что у нас лежит на столе? Чем нам могут помочь эти предметы?

Логопед следит за тем, чтобы дети при выполнении упражнения щеки не надували, плечи не подымали.

Ну, что ж мы с вами сделали все разминки? Мы готовы ответить на все вопросы нашей гостьи? Только гостьи нашей пока нет. Может надо встретить ее? Кто же пойдет встречать?

Ребенок выходит за дверь, где находится игрушка-корова и приносит ее в группу. Дети приветствуют гостью.

Если желающих много:

- Кто первый придумает слово, которое начинается на звук М, тот и встретит нашу гостью.

-Ну, что ж давайте поприветствуем нашу гостью.

А вы помните, что она хотела с нашей помощью побольше узнать о каком-то звуке? Помните о каком?

Акустико-артикуляционный образ звука. 

Итак, что мы можем сказать о звуке М, он какой?

Гласный или согласный?

Глухой или звонкий?

 

Фишкой какого цвета будем его обозначать?

Если дети затрудняются:

- Вспомните, какой звук корова чаще всего произносит?

-Вспомните, по каким признакам мы определяем гласные звуки? А согласные?

- Вспомните, по каким признакам мы определяем глухие звуки? А звонкие?

Связь звука и буквы.

- На что похожа буква?

 Рассматривание картинки с изображением буквы.

-С помощью каких предметов можно изобразить букву М? Можете выбрать тот вариант который вам больше нравится и изобразить букву.

(На столе расположены палочки Кьюзенера, блюдца с крупой, пуговицы, дети изображают букву любым способом.)

- А можно ли изобразить букву М с помощью пластики рук или тела?

(Дети изображают букву с помощью пластики рук или тела)

Выслушивает ответы детей.

Если дети затрудняются, -Посмотрите, что получится, если Ира с Максимом возьмутся за руки?

Взялись за руки друзья                              

И сказали: «Ты да я —

 Это мы".   А между тем    

Получилась буква М.

Развитие фонематического слуха.

 - Буренушка нам что-то принесла. Давайте заглянам к ней в сумку.

Дети достают карточку со слогами. Логопед читает слоги:

Мы-мо -ам,         Ма-мы-ум,           Ам-ом-им.

- Что мы можем сделать с этими слогами? Повторение детьми вслед за логопедом слоговых рядов.

Если дети затрудняются:

-Мы можем слоги повторить в такой же последовательности?

Закрепление звука в слогах.

- Что мы еще можем сделать со слогами?

Логопед совместно с детьми производит подробный анализ слогов ИМ, УМ.

По следам анализа дети выкладывают схему.

Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков? Сколько согласных?

Что подсказало вам правильный ответ?

Если дети затрудняются:

Мы можем составить схему слогов?

Закрепление звука в словах.

Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы. Определение места звука М в словах: гном, альбом, сом, Максим, дом 

Игра «Домик".

Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами, обозначающими названия картинок (без анализа и схемы).

Если дети затрудняются:

- Что мы можем сказать об этом предмете?

Закрепление звука М в тексте.

Выделение слов со звуком М из текста.

Мы топаем ногами,

Мы руки поднимаем,

Мы руки разведем,

И побежим кругом.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

 С каким звуком познакомились?

Какой это звук?

Назовите слова со звуком М в конце (с опорой на выставленные на доске картинки).

Что вам больше всего запомнилось?

В чем вы испытывали трудность?

Выслушивает ответы детей.

 

        

        

         

 

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звуки Б - Б\'. Буква Б."

Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: "Звуки Б-Б\'...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

Конспект фронтального занятия по теме "Звук и буква О"

Конспект фронтального занятия по теме "Звук О" в подготовительной к школе группе....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».  Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...