Научная статья по теме: "Активизация словаря антонимов"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Хохлова Маргарита Сергеевна
Научная статья по теме "Антонимы" и практическая часть с обследованием детей-логопатов подготовительной группы компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антонимы

            Известно, что нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей,  трудностях актуализации словаря.

            В работах многих авторов (Б.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.

             Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии. Выполнение заданий на подбор антонимов требует достаточного объема словаря, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного значения. Правильный поиск слова может осуществляться в том случае, если у ребенка сформирован и систематизирован определенный антонимический ряд.

          Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (близко – далеко, конец – начало, верх – низ, горевать – радоваться, хороший – плохой, светлый – темный, быстро – медленно, счастливый – несчастный, злой – добрый).

           Пары антонимов образуют не все новые слова, а преимущественно качественные прилагательные и качественные наречия, а также некоторые существительные и глаголы (содержащие в своем значении качественный признак).

           Использование антонимов для контрастных образов, резкого противопоставления признаков, явлений и т. п. – распространенный прием в образной речи.

          Есть два основных типа использования антонимов.

           В первом случае противоположные признаки относят к разным предметам или явлениям. Антонимы при этом именно противопоставляются.

           Пример: черный вечер – белый снег (Блок); поле мокрое – счет сухой (из спортивных обозрений).

           Противоположные по смыслу прилагательные относятся к разным существительным.

           Другой тип – совмещение антонимов. Оба контрастных признака приписываются одному предмету, явлению, человеку и т.п.

           Пример: в коридоре было как бы чисто, но в то же время как бы грязно.

       Не имеют антонимов существительные с конкретным значением (дверь, телевизор), числительные, большинство местоимений, а также имена собственные.

      По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день - ночь) и однокорневые (приходить – уходить). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые –  лексико-грамматических.

            Большинство антонимов – слова разных корней. Разнокорневая  антонимия буквально пронизывает важнейшие   лексико-грамматические классы слов (части речи), особенно прилагательные, наречия, существительные и глаголы.

            Например: высокий – низкий, умный – глупый, веселый – грустный, левый – правый, летний – зимний; быстро – медленно, громко – тихо, рано – поздно, вперед – назад; правда – ложь, подъем – упадок, начало – конец, день – ночь; поднимать – опускать, перегонять – отставать, молодеть – стареть, любить – ненавидеть; всё – ничто, все – никто; да – нет, вот – вон; в – из, к – от, до – после; марш! – стоп!  и т. д. и т. п.

            У однокоренных слов значение антонимичности  возникает или как результат присоединения к одному и тому же слову  антонимичных приставок (при + ходить – у + ходить, со + бирать  – раз + бирать), или как следствие употребления приставки, придающей слову противоположный смысл (грамотный – не + грамотный, революционный – контр + революционный).

            Наиболее разветвленную систему однокоренной антонимии образуют приставочные глаголы.

            В отличие от глаголов характерным проявлением однокоренной антонимии у прилагательных является, напротив, последнее отношение: бесприставочное слово – приставочное слово (вкусный – невкусный, справедливый – несправедливый, разумный – неразумный; человечный – бесчеловечный).

            Однокоренная антонимия существительных является в значительной степени отражением антонимии глаголов и прилагательных: ввоз – вывоз, вселение – выселение (ср. ввозить – вывозить, вселять – выселять); завязывание – развязывание, заклеивание – отклеивание (ср. завязывать – развязывать, заклеивать – отклеивать).

            Значительно беднее у существительных  собственная,  неотраженная антонимия (удар – контрудар, друг – недруг, удача – неудача, сила – бессилие, слава – бесславие и др. ).

       Слова, синонимичные каждому из антонимов, в свою очередь вступают в антонимические отношения: правда, истина – ложь, обман, неправда.

       Слова, образованные от антонимов, обычно тоже находятся в отношениях антонимии. Например: весёлый – печальный, веселье – печаль, веселиться – печалиться.

       Интересные факты различного восприятия противоположности приводит в своей статье И. Грицкат. Так, у детей в возрасте трех-четырех лет своеобразную противоположность образуют слова дядя и тетя, рука и нога, у более взрослых «неопровержимыми» противоположностями являются подвал и чердак, солнце и дождь. Для человека, привыкшего к смешанному географическому рельефу, наиболее естественно противопоставление гора – равнина, но для горца, который никогда не видел равнины, противоположными оказываются гора и котловина (или долина). У земледельцев противоположными, по-видимому, будут слова пашня и луг, сев и жатва, у астрономов – солнце и планеты. Не без основания можно предположить, что по отношению к словам целый, весь стеклорез будет считать противоположным слово – разбитый, портной – распоротый или разорванный, другие мастера – сломанный, раздробленный, разбитый, а художник, фотограф и архитектор – фрагментарный.

            Экспериментальное исследование антонимии наряду с большим совпадением в восприятии противоположности слов испытуемыми обнаруживает вместе с тем и индивидуальные особенности ее осознания. 

           

            Таким образом,  в методике развития речи дошкольников необходимо большее  внимание уделять значению слова, т.к. зачастую дети не могут подобрать антоним из-за  непонимания его семантического содержания. В речевом мышлении детей антонимы выступают, как отдельные слова, которые мало связаны между собой. Чаще всего дети используют однокорневые антонимы с приставкой – не, которые обозначают «сдержанную» противоположность, а не «крайние» варианты.

           В 5-7 лет формируется словарь антонимов в речи ребёнка. Детям же с нарушением речевого развития  необходима помощь в его формировании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

            1. Белошапкова. В.А. Современный русский язык. – М.: Азбуковник. 1999

            2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Издательский дом ЮНИТИ,1988.

            3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

            4. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

            5. Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. – М.: Гном и Д., 2003.

            6.Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М.: Гардарики, 2000.

            7. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. М., 1993.

            8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис-Пресс, 2002.

            9. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. – М.: Наука, 2000.



Предварительный просмотр:

Диагностика словаря антонимов в экспрессивной речи детей

подготовительной группы №11 ГБДОУ д/с №111 Выборгского района на 2018-2019 учебный год.

Фамилия, имя

ребёнка.

Диагноз.

Задания

Состояние на момент

обследования

в сентябре

Первое полугодие

Второе полугодие

1.Теряев Артём

ТНР. Общее

недоразвитие речи

III уровня речевого

развития.

друг

горе

большой

широкий

высокий

хороший

лёгкий

поднимать (руку)

давать

покупать

        добро

брат

-

маленький

тонкий

маленький

плохой

тяжёлый

отпускать

отдавать

продавать

зло

не друг

радость

маленький

тонкий

низкий

плохой

тяжёлый

не поднимать

отдавать

продавать

зло

не друг

радость

маленький

узкий

низкий

плохой

тяжёлый

не поднимать

брать

продавать

зло

2. Кондакова Ксения

ТНР. Общее

недоразвитие речи

III уровня речевого

развития.

друг

горе

большой

широкий

высокий

хороший

лёгкий

поднимать (руку)

давать

покупать

добро

не друг

весело

маленький

-

маленький

плохой

тяжёлый

вниз положить

-

продавать

плохо

не друг

радость

маленький

неширокий

низкий

плохой

тяжёлый

опускать

не давать

продавать

зло

враг

радость

маленький

неширокий

низкий

плохой

тяжёлый

опускать

брать

продавать

зло

3. Мокроус Иван

ТНР. Общее

недоразвитие речи

III уровня речевого

развития.

друг

горе

большой

широкий

высокий

хороший

лёгкий

поднимать (руку)

давать

покупать

добро

не друг

не горе

маленький

неширокий

невысокий

плохой

тяжёлый

не поднимать

не давать

не покупать

плохо

не друг

радость

маленький

узкий

невысокий

плохой

тяжёлый

не поднимать

отбирать

продавать

зло

не друг

радость

маленький

узкий

низкий

плохой

тяжёлый

опускать

брать

продавать

зло

4. Матюш Ильян

ТНР. Общее

недоразвитие речи

III уровня речевого

развития.

друг

горе

большой

широкий

высокий

хороший

лёгкий

поднимать (руку)

давать

покупать

добро

не друг

не горе

маленький

маленький

маленький

плохой

тяжёлый

опускать

не давать

отдавать

зло

враг

не горе

маленький

узкий

маленький

плохой

тяжёлый

опускать

не давать

не покупать

зло

враг

радость

маленький

узкий

маленький

плохой

тяжёлый

опускать

брать

продавать

зло

5. Иванов Иван

ТНР. Общее

недоразвитие речи

IV уровня речевого

развития.

.

друг

горе

большой

широкий

высокий

хороший

лёгкий

поднимать (руку)

давать

покупать

добро

соперник

счастье

маленький

маленький

не высокий

плохой

тяжёлый

не поднимать

брать

продавать

зло

соперник

счастье

маленький

маленький

низкий

плохой

тяжёлый

опускать

отбирать

продавать

зло

враг

радость

маленький

узкий

маленький

плохой

тяжёлый

опускать

брать

продавать

зло

6. Сорокин Дмитрий

ТНР. Общее

недоразвитие речи

III уровня речевого

развития.

друг

горе

большой

широкий

высокий

хороший

лёгкий

поднимать (руку)

давать

покупать

добро

не друг

плохо

небольшой

неширокий

маленький

плохой

 большой

не поднимать

не давать

продавать

хорошо

не друг

радость

маленький

неширокий

низкий

плохой

тяжёлый

не поднимать

не давать

продавать

-

враг

радость

маленький

узкий

маленький

плохой

тяжёлый

опускать

не давать

продавать

зло

Обозначения:       Неправильные ответы:              _______

                                                                                     Антонимы, указывающие

                                                                                     на признак, качество,

                                                                                     действие в различной мере:

 

                                                                                     Антонимы – синонимы:             -----------                                                                        

Результаты обследования

Показатели

Ответы

На момент

обследования

в сентябре

Первое

полугодие

Второе

полугодие

Невозможность подобрать антоним, неправильный ответ

30

14

3

Антонимы, указывающие на

признак, качество, действие

в неполной мере

8

7

3

Подбор антонимов-синонимов

2

2

0

Подбор крайнего значения антонима

(правильный ответ)

26

43

60

Диаграммы:

                     Начало года                                     Первое полугодие                                 Второе полугодие  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"

Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"...

План самообразования воспитателя первой младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

План самообразования воспитателя первой младшей группы №2 «Василёк» на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"...

План по самообразованию Тема:«Активизация словаря детей 3-4 лет»

Тема: «Активизация словаря детей 3-4 лет»Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому ...

План профессионального самообразования на тему: «Активизация словаря детей младшего возраста (3-4 года) в детском саду»

Тема: «Активизация словарядетей младшего возраста (3-4 года)в детском саду»Актуальность темы:Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возр...

сообщение из опыта работы на тему: " Активизация словаря детей 2-3 лет"

План по самообразованию воспитателя 1 младшей группы на тему "Активизация словаря детей 2-3 лет"Санталиевой Заримы КалельевныСведения об образовании и категории: высшееТема:  Активизация сло...