Советы начинающим логопедам: "Дидактическое общение с детьми с ТНР из цикла "Четыре времени года"."
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Юдина Светлана Анатольевна

Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволит детям с ТНР успешно овладеть речью, развить творческие способности и подготовиться к школьному обучению.

Особо следует сказать о занятиях из цикла «Четыре времени года». Они предполагают развитие эмоционального мира и речи дошкольников, являются комплексными интегрированными. В них могут принимать участие не только логопед, но и воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, руководитель физического воспитания. Такие занятия позволяют объединить усилия специалистов в проведении коррекционно-развивающей работы, способствуют обмену опытом между специалистами, особо любимы детьми.

Секретом успешного обучения дошкольников в группе компенсирующей направленности стало необходимость создания методических разработок, изготовление наглядных модулей «Времена года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopedam.docx444.18 КБ

Предварительный просмотр:

Советы начинающим логопедам: «Дидактическое общение с детьми с ТНР из цикла «Четыре времени года».

Материал подготовила:

Учитель-логопед  высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 8  г. Североморска Юдина С.А.

Главная цель речевого воспитания в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволит детям с ТНР успешно овладеть речью, развить творческие способности и подготовиться к школьному обучению.

Особо следует сказать о занятиях из цикла «Четыре времени года». Они предполагают развитие эмоционального мира и речи дошкольников, являются комплексными интегрированными. В них могут принимать участие не только логопед, но и воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, руководитель физического воспитания. Такие занятия позволяют объединить усилия специалистов в проведении коррекционно-развивающей работы, способствуют обмену опытом между специалистами, особо любимы детьми.

Секретом успешного обучения дошкольников в группе компенсирующей направленности стало необходимость создания методических разработок, изготовление наглядных модулей «Времена года». В образовательной деятельности по данному направлению широко используем рассматривание живописных полотен, чтение стихов и рассказов русских поэтов, слушание отрывков музыкальных произведений композиторов-классиков, при условии смены видов деятельности, включения подвижных игр, упражнений, релаксационных пауз.

Подробно хотелось бы остановиться на создании наглядных модулей и работе с ними.

Совет №1. «Сказочные часы времен года» выполнены на основе линолеума, обтянуты самоклеющейся пленкой разных цветов. Модели примет времен года выполнены из пористой резины. Модели крепятся на двусторонний скотч.

Цель дидактического пособия: активизация и актуализация словаря по теме «Времена года», обобщение и систематизирование знаний детей, развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия.C:\Windows\system32\config\systemprofile\Desktop\20191002_123230.jpg

Использовать данное пособие в образовательной деятельности, организуя следующие игры:

Игра «Подбери признак»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти; формирование согласования существительных с

прилагательными и глаголами в единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода.

Ребенок выбирает модель примет заданного времени года и прикрепляет к нужному сектору, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например: Осенью нудный, моросящий дождь. На земле большие грязные лужи.

Игра «Семейка слов»

Цель: образование однокоренных слов, формирование словоизменения, словообразования.

Например: Логопед предлагает детям попробовать образовать слова одной семейки от слова снег…снеговик, снежинка, снежный ком, снегоуборочная машина.

Игра «Расскажи о времени года»

Цель: составление распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи.

Логопед: посмотрите на символы-модели и составьте предложения, в середине которых будут слова потому что.

Совет №2. Набор карт-схем «Времена года».

Пособие выполнено на основе линолеума, обклеенного цветной самоклеющейся пленкой.

Цель: Активизация и актуализация словаря по темам, совершенствование грамматического строя речи, умение употреблять предлоги, развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, ориентировке в пространстве, воспитание навыков сотрудничества.

Игра «Логопедический батл» В качестве эффективного коррекционного средства широко использую логопедические батлы. Пять воспитанников выходят на воображаемую сцену. В руках у каждого по две схемы, в форме теннисной ракетки с изображением времени года на каждой стороне. Логопед предлагает соревнование: поднять соответствующее время года, отвечая на вопросы. Какое время года наступает за (перед, между) осенью, весной, зимой, летом?C:\Windows\system32\config\systemprofile\Desktop\20191002_123154.jpg

Совет №3. Сезонные домики

Выполнены на картонной основе в технике «аппликация» из пористой резины. 

DSC03145DSC03144

Цель: Пособие способствует закреплению понятий о временах года, сезонных изменений в природе; закрепление названий месяцев и дней рождения детей.

Совет №4. Игровое пособие «Весна»C:\Users\Светлана\Desktop\пособия\DSC00566.JPG

Изготовлено на основе картона в технике «аппликация». Отдельные части (модели) за ламинированы и крепятся с помощью магнитной ленты для детского творчества. В образовательной деятельности применяю следующие упражнения:

Упражнение «Наоборот» 

Цель: упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Упражнение «Закончи фразу»

Цель: составление распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи, развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова

Упражнение: «Пойми меня»

Цель: развитие умения составить короткий рассказ по картине, используя разные характеристики предмета.

Упражнение «Если бы…»

Цель: развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Упражнение «Кого не стало?»

Цель: употребление существительных в родительном падеже, развитие зрительного внимания.

Упражнение «Один-много»

Цель: образование существительных во множественном числе.

Упражнение «Сосчитай до пяти»

Цель: согласование существительных с числительными.

Совет №5. Многофункциональное игровое пособие «Сезонный домик» по формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа.

Данная модель изготовлена на основе картона, покрыта самоклеющейся пленкой, все детали за ламинированы, крепятся на магнитную доску с помощью магнитной ленты из наборов для творчества.C:\Windows\system32\config\systemprofile\Desktop\20191002_123125.jpg

Модель состоит из определенных элементов: главный рисунок, три окошка для определения места заданного звука в слове, несколько одинаковых контурных элемента (рейки забора) для определения количества слогов в слове, съемные крыши по временам года: зима, весна, лето, осень, для соответствия цвета забора и крыши.

Алгоритм работы по данному пособию:

1 этап - анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка. Логопед сообщает о каком звуке будет идти речь, показывает предметную картинку, звуко-слоговой анализ которой будет проводится. Далее интонационно выделяет нужный звук.

2 этап - звуко-слоговой анализ, определение характеристик звука (гласный-согласный, мягкий-твердый, звонкий-глухой), определение места звука в слове, количество слогов.

3 этап – развитие, обогащение и активизация словаря по теме. Рассматривание модели в целом. Определение времени года. Обсуждение признаков того или иного времени года. В зависимости от лексической темы обработка грамматического строя речи.

Таким образом, данный демонстрационный материал с использованием систематизации игр и упражнений позволяет решать многие коррекционно-образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Использование разных видов деятельности на занятии обеспечивает постепенную и плавную подготовку ребенка к переходу от игровой деятельности к учебной, позволяет с успехом преодолевать очередной кризис развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми старшего возраста по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие по временам года"

Занятие проходит в форме путешествия по временам года на "машине времени" с использованием блоков Дьенеша. На каждой станции дети выполняют задание, которое позволяет закрепить знания о соответствующе...

Творческая гостиная с родителями и детьми старшей группы "Чудеса времен года - зимние сказки"

Творческая встреча, в ходе которой происходит сближение детей и родителей, благодаря общению и сотрудничеству. Дети и взрослые попадают в музыкальную зимнюю сказку, совместно выполняют творческие зада...

Несколько советов воспитателям по оптимизации общения с детьми

Памятка для воспитателей: Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми...

Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми.

1. Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний) формирование навыков и умения. Чтобы занятие возбуждало интерес детей укрепляло стремление заниматься, необходимо разнооб...

Памятка воспитателям: «Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми»

Цель - чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходиморазнообразить формы его проведения....