«Каковы предпосылки развития рефлексии у старших дошкольников»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Бурнусуз Елена Александровна

РефРефлексия, старший  дошкольный возраст, «Я – концепция»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурнусуз Елена Александровна

Статья  «Каковы предпосылки развития рефлексии у старших дошкольников»

Ключевые слова: Рефлексия, старший  дошкольный возраст, «Я – концепция»

Старшие дошкольники могут самостоятельно давать оценки другим детям и взрослым, они используют в своем поведении накопленные  правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми. А также пытаются анализировать собственные действия, давать им  оценку.

 Дошкольный возраст — это период становления представлений о себе, «Я реальное», «Я зеркальное», «Я идеальное». Что формирует рефлексивные способности. При целенаправленной и компетентной поддержке взрослых, у дошкольника формируется умение осознавать свои реальные возможности. Первые рефлексивные выводы дошкольник делает под влиянием определенного социального отношения со стороны значимых людей, оказываемого ими: внимания, контакта, участия, эмоционального отклика. Так накапливается материал для  самохарактеристики «Я реальное», «Я зеркальное». Таким образом, с этапа выделения ребенком себя из окружающей среды под ее же влиянием начинается развитие самосознания с присущим ему элементом рефлексии.

Взаимодействие во время образовательной деятельности, решение проблемных ситуаций. В ролевых и дидактических играх формируют у дошкольника активную морально нравственную позицию (взаимопомощи, сопереживания, сочувствия, талерантности). Способствуют  размышлению, над поступками других (сказочных героев, сверстников), что непременно ведет к  осознанию себя, о свем отношении к окружающим, соотнесение своих поступков с поступками героев сказок, рассказов, в выражении личного отношения к познаваемым явлениям окружающего мира с их оценкой, и самооценкой. С таким рефлексивным опытом  дошкольник входит в индивидуальный мир взрослого или сверстника и окружпющий социальный мир в целом. Когда дошкольнику не понятны какие то явления, взаимодействия между людьми он пытается отыскать ответы в соответствии со своим личным опытом, схожими понятными, пережитыми им или обращается к опыту других людей.  Так его размышления, перенос событий, явлений, взаимодействий находят обьяснения понятные ему.  Тем самым дошкольник  обучается устанавливать причинно-следственные связи, направлять собственное размышление от общего знания к единичному. Такая мыслительная деятельность ребенка характеризует дедуктивное мышление.

Исследованиями А. В. Запорожца и Г. Д. Лукова установлено, что мышление дошкольника получает более прочную основу в практическом знакомстве с действительностью, рассуждение его основывается на известных обобщениях и приобретает индуктивно-дедуктивный характер. При этом у ребенка наравне с действиями обобщения совершаются в некоторой мере действия анализа и синтеза. Этот переход к концу старшего дошкольного возраста, зафиксированный в исследованиях С. Л. Рубинштейна.(6)

Анализ научных трудов, сопряженных с проблемой становления у детей рефлексии в процессе развития их мышления, позволяет сделать следующие выводы:

1. Рефлексивность ребенка дошкольного возраста — естественная особенность его когнитивного развития. Она проявляется при решении им любой познавательной проблемы.

2. Аналогия — основная форма мышления и предпосылка рефлексивного мышления.

3. Рефлексивное мышление начинается с момента перехода от мышления по аналогии к индуктивному мышлению.

4. Рефлексивное мышление предполагает следующие операции: фиксация объекта, различение его признаков или свойств, их обобщение, управление поиском, осмысление ребенком целесообразности своих действий или актов взаимодействия, действия во внутреннем плане, связанные с будущим.

Можно выделить этапы очередности приобретения  рефлексивных рпедпосылок дошкольника:

  • наблюдение взаимодействия между людьми, определение их ценностей
  • познание явлений, предметов, отношений путем сравнения
  • обобщение накопленного опыта
  • элементарный анализ своих действий, в условиях общепринятой этической нормы
  • оценка и самооценка.

Используемая литература

1 Слободчиков В. И., Исаев С. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, С. И. Исаев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 77.

2 Зеньковский В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. — М.: Академия, 1995. — С. 147.

3 Rogers C. R. On becoming Person. — Boston: Houghton Mifflin, 1961.

4 Штерн В. Персоналистическая психология / В. Штерн // История зарубежной психологии (30-60 гг. ХХ в.). - М., 1986.

5 Mead G. A. Mind, Self and Society. — Chicago: University of Chicago Press, 1934.

6 Запорожец А. В., Луков Г. Д. Развитие рассуждений у ребенка младшего школьного возраста / А. В. Запорожец, Г. Д. Луков // Научные записки Харьковского гос. пед. института. — 1941. — № 76.

7 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — С. 424.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...