Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по коррекционной педагогике

Материал представляет собой план саморазвития педагога по теме "Обучение детей грамоте с тяжелыми нарушениями речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 203 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г.Казани

План индивидуального развития педагога

Гималетдиновой Г.Р.

Тема:

  «Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи»

2016-2020гг.

Перспективное планирование деятельности по самообразованию тема «Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи»

Цель: Повысить свой профессиональный уровень в работе по выработке у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению; систематизировать  работу по реализации системы мероприятий направленных на повышения компетенций в работе с детьми по данному направлению; внедрять в работу новые методы и направления в работе  в воспитании и обучении детей; привлекать родителей к речевому развитию детей.

Актуальность выбранной темы:

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова в свою очередь тесно связан с формирование слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Первый год изучения

Подготовительный этап

2016-2017гг.

Задачи:

  • Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
  •                                                                                                         Знакомство и изучение практических методов и форм работы, новых программ по развитию речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  • Знакомство с опытом коллег ДОУ, посещение семинаров на данную тему

Второй год изучения

Диагностический  этап

2017-2018гг.

Задачи:

  • Анкетирование родителей.
  • Разработка программно-методического обеспечения.
  • Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями

Третий и четвертый год изучения

Практический этап

2018-2019гг.

Задачи:

  • Обобщение собственного опыта:
  • применение полученных знаний и выводов в практической работе с детьми;
  • проведение намеченных мероприятий (мастер-классы с родителями воспитанников и детьми логопедической группы ДОУ;

Пятый год изучения

Аналитический этап

2019-2020гг.

Задачи:

  • Анализ актуальности и созданных педагогических условий для развития углубленной темы;
  • Обобщение собственного опыта;
  • Распространение  успешного собственного опыта – участие в конференциях, семинарах «Кинезиологические упражнения для детей с тяжелыми нарушениями речи», «Мнемотехника при обучении грамоте детей с ТНР»«Слоги в лодочке», публикации, мастер-классы.