Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи. Практический материал.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Щеколдина Татьяна Сергеевна

В статье предложены этапы работы по обучению чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, к каждому этапу подобран практический речевой материал, который может быть использован в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи. Практический материал.

  В настоящее время большое количество детей с общим недоразвитием речи в дошкольном и младшем школьном возрасте испытывают значительные трудности в процессе обучения чтению. Поэтому важно своевременно и правильно начать учить читать детей с речевой патологией.

 Представим этот процесс в виде этапов.

  1. Изучение букв, которые обозначают звуки, доступные для правильного произнесения детьми.

А О У  Ы  Э  И  Б  В  Г  Д  К  М  Н  П  Т  Ф  Х

На данном этапе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, но, как правило, указанный набор букв подходит для большинства детей. Следует отметить, что в процессе изучения «простых» букв и дальнейшего чтения прямых слогов с ними, у детей могут быть поставлены сложные звуки и сразу в работу подключаются соответствующие буквы. В связи с этим в дальнейшем, на этапе чтения слов объем использованных букв увеличивается.

  1. Чтение прямых слогов.

Изученные на первом этапе согласные буквы сначала сливаем только с одной гласной буквой.

- слоги с буквой А

БА  ВА  ГА  ДА  КА  МА  НА  ПА  ТА  ФА  ХА

- слоги с буквой О

БО  ВО  ГО  ДО  КО  МО  НО  ПО  ТО  ФО  ХО

- слоги с буквой У

БУ  ВУ  ГУ  ДУ  КУ  МУ  НУ  ПУ  ТУ  ФУ  ХУ

-слоги с буквой Ы

БЫ  ВЫ  ГЫ  ДЫ  КЫ  МЫ  НЫ  ПЫ  ТЫ  ФЫ  ХЫ

Слоги с буквой И могут вызывать затруднения у ряда детей в связи с мягкостью согласного. Поэтому на данном этапе чтение слогов с буквой И необходимо соотносить с возможностями детей и может быть отработано в более поздние сроки.

Далее читаем сочетания прямых слогов с разными гласными.

БА  ВО  ГУ  ДЫ  КА  МО  НУ  ПЫ  ТА  ФО  ХУ

  1. Чтение слов из двух открытых слогов с одинаковой гласной.

Освоив чтение прямых слогов, переходим к чтению слов из двух открытых слогов с одинаковой гласной «А»:

МА-МА  ПА-ПА  ВА-ТА  ДА-МА  ФА-ТА

ВА-ЗА   ЛА-ПА   ЖА-БА   РА-МА   КА-ША  

 

  1. Чтение слов из двух открытых слогов с разными гласными.

МУ-КА  ГУ-БА  МУ-ХА  РУ-КА  ШУ-БА  

ЛУ-НА   ТУ-ЧА  КУ-ЧА  ЩУ-КА  НО-ТЫ

БУ-СЫ  ЗУ-БЫ  

  1. Чтение слов из одного закрытого слога.

МАК  ДОМ  КОТ  БАК  БОК  БЫК  ДЫМ  КОМ  МОХ  СУК  ДУШ  ПОЛ  ЖУК  СЫН  СОН  ЛАК  САД  ЛОБ  СОМ  ШУМ  ЗАЛ  СЫР  НОС  ШАР  СУП  ТУТ  ПАР  РОТ  ПУХ  ЛУК  ТАМ  ПОТ  ЛОМ  РАК

  1. Чтение слов из трех открытых слогов.

БУ-МА-ГА  БА-НА-НЫ  БА-ТО-НЫ  ВА-ГО-НЫ  КА-НА-ВА  МУ-ЗЫ-КА  ЗА-НО-ЗА  ЗА-БО-РЫ  РА-ДУ-ГА  КА-НА-ТЫ

  1. Чтение прямых слогов с буквой И.

БИ  ВИ  ГИ  ДИ  ЗИ  КИ  ЛИ  МИ  НИ  ПИ  РИ  СИ  ТИ  ФИ  ХИ  ЩИ  ЧИ

  1. Чтение слов из двух и трех открытых слогов с буквой И.

КИ-НО  ГУ-СИ  ДУ-ХИ  КО-НИ  МА-КИ  КИ-ТЫ  БЫ-КИ  ПИ-ЛА  ЖУ-КИ  РА-КИ  ЗИ-МА  ЛИ-СА  ЛИ-ЦО  СА-НИ  РУ-КИ  БА-КИ  НО-ГИ  ЛУ-ЧИ  

КУ-БИ-КИ  ПА-У-КИ  КА-БИ-НА  ДИ-ВА-НЫ  

ДО-МИ-НО  ДУ-БИ-НА  МИ-НУ-ТА  МА-ЛИ-НА  ЛИ-МО-НЫ  ГО-ЛУ-БИ  СА-ПО-ГИ  ГИ-ТА-РА  ДО-РО-ГИ  КА-РА-СИ  КУ-РИ-ЦА  ЖА-ДИ-НА  БУ-СИ-НА  КУ-ЛА-КИ

  1. Чтение предложений, которые составлены из слов из двух и трех открытых слогов и слов из одного закрытого слога.

Ма-ша  мы-ла  ру-ку.

Ма-ма  пи-ла  во-ду.

Бы-ла  зи-ма.

На-ша  Ма-ша  ма-ла.

Ли-за  ду-ла.

Ма-ша  пи-ла  сок.

Да-ша  мы-ла  рот.

Ма-ма  ва-ри-ла  рис.

Ла-да  пи-ли-ла  сук.

  1. Чтение двусложных слов из открытого и закрытого слогов.

БА-НАН   ЛИ-МОН  БА-ТОН  ВА-ГОН  ДЫ-МОК  КА-БАН  КА-НАТ  КА-ТОК  КО-ТИК  РЫ-БАК  ША-ЛАШ  КУ-БИК  ТУ-МАН  ДИ-ВАН  БА-РАН  КА-МЫШ  КУ-ЛАК  НА-СОС  ПА-РУС  СА-ЛАТ  ПО-ВАР  ФИ-ЛИН  МА-ЛЫШ  ЗА-БОР  ЗА-ГОН  ЗА-КАТ  ЗА-МОК  ЗА-ПАХ  СА-ХАР  

  1. Чтение предложений, состоящих из слов, отработанных на предыдущих этапах.

Ма-ма  мы-ла  ли-мон.

Ди-ма  ви-дит  ва-гон.

Ма-ша  ку-пит  ба-тон.

Па-па  чи-нит  за-бор.

Фи-лин  си-дит  на  су-ку.

Ка-нат  ви-сит.  

За-мок  у-пал.

Ры-бак  ло-вит  ры-бу.

Ку-бик  у-пал  на  пол.

По-вар  ва-рит  суп.

По-вар  жа-рит  ры-бу.

Бы-чок  мы-чит.

Па-па  пи-лит  и  ру-бит.

Ма-лыш  си-дит.

Ма-лы-ши  и-дут  на  ка-ток.

Ми-ша  го-нит  бы-ка  на  лу-жок.

Жи-раф  пил  во-ду.

  1. Чтение двусложных слов из закрытого и открытого слогов и предложений с ними.

ТАП-КИ  УТ-КА  ОК-НА  БАН-КА  БУК-ВА  

ВИЛ-КА  ВАФ-ЛИ  КАП-ЛИ  КОФ-ТА  ТАН-КИ  ПАП-КА  ТУМ-БА  ТЫК-ВА  ПАЛ-КА  БУЛ-КА  ВОЛ-НЫ  ВОЛ-КИ  ГАЛ-КА  ДОС-КА  ПОЛ-КА  ИГ-ЛА  КОШ-КА  КОР-КА  МЫШ-КА  КУК-ЛА  ЛАВ-КА  ЛАМ-ПА  ЛОД-КА  ДУП-ЛО  ПУШ-КА  САН-КИ  СУМ-КА  ШАП-КА  ТУФ-ЛИ  ФИШ-КА  ШИШ-КА  ШОР-ТЫ  

Ди-ма  но-сит  тап-ки.

Са-ша  у-чит  бук-вы.

Ма-ша  мы-ла  вил-ку.

Ми-ша  ки-нул  пал-ку  на  пол.

Па-па  пи-лит  дос-ку.

Гал-ка  наш-ла  бул-ку.

Пол-ка  ви-сит.

Па-ша  ви-дит  пуш-ку.

  1. Чтение двусложных слов из закрытых слогов и предложений с ними.

ФОН-ТАН  БАН-ТИК  МАГ-НИТ  ФАН-ТИК  

БАЛ-КОН  БАР-СУК  БАШ-МАК  БУБ-ЛИК  

ВОЗ-ДУХ  ГОР-ШОК  ЗОН-ТИК  КАК-ТУС  

КАР-МАН  КИР-ПИЧ  КОМ-ПАС  КУВ-ШИН

КАБ-ЛУК  ЛАН-ДЫШ  МОС-ТИК  ПАВ-ЛИН  

ПОД-НОС  СУН-ДУК  ЖУР-НАЛ  ЛАС-ТИК  

ЛЫЖ-НИК  СОЛ-ДАТ  СУГ-РОБ  ПАС-ТУХ

У Ка-ти бан-тик.

Ма-ша  пи-ла  ком-пот.

Са-ша  ку-пил  маг-нит.

Бар-сук  ло-вит  мыш-ку.

Кир-пич  у-пал  на  пол.

Пас-тух  го-нит  ко-зу  на лу-жок.

Ма-ма  мы-ла  кув-шин.

Ди-ма  ку-пил  сун-дук.

Ма-ша  чи-та-ла  жур-нал.

Па-па  дал  лас-тик  сы-ну.

Сол-дат  чи-нит  пуш-ку.

Ма-лыш  у-пал  в  суг-роб.

Ди-ма  ку-пил  ком-пас.

Ма-ша  выш-ла  на  бал-кон.

Ма-лыш  раз-бил  гор-шок.

Пав-лин  пил  во-ду.

Са-ша  ки-нул  фан-тик  на  пол.

  1. Чтение трехсложных слов с закрытым слогом и предложений с ними.

КА-ПИ-ТАН   НА-ПИ-ТОК  ПО-ВО-ДОК

БА-РА-БАН  ВО-ЛО-СОК  КО-ЛО-БОК

КА-БА-ЧОК  МА-ГА-ЗИН  МО-ЛО-ТОК

МУ-ХО-МОР  МЫ-ШО-НОК  НО-СО-РОГ

ПА-РО-ХОД  ПО-ДА-РОК  ПО-МИ-ДОР

ПО-РО-ШОК  ПО-ТО-ЛОК  ТА-РА-КАН

ХУ-ЛИ-ГАН  СА-МО-КАТ  ШО-КО-ЛАД

СА-МО-ВАР  СА-РА-ФАН  ЗА-ТЫ-ЛОК

Ма-ша  пи-ла  на-пи-ток.

У  со-ба-ки  по-во-док.

Са-ша  ку-пил  ба-ра-бан.

Ма-ма  жа-ри-ла  ка-ба-чок.

Ма-ма  уш-ла  в  ма-га-зин.

Мо-ло-ток  у-пал  на  пол.

Но-со-рог  пил  во-ду.

Па-ша  ви-дит  па-ро-ход.

Па-ро-воз  гу-дит.

Ди-ма  да-рит  по-да-рок.

Ма-ма  мы-ла  по-ми-дор.

Ху-ли-ган  раз-бил  ва-зу.

Ди-ма  ку-пил  са-мо-кат.

Да-ша  но-сит са-ра-фан.

Освоив изложенный выше материал, у ребенка уже вырабатывается определенный навык чтения. Для дальнейшего расширения возможностей чтения необходимо специально проработать ряд моментов:

- буква Й, дифференциация букв И-Й

- буквы Е, Ё, Ю, Я

- дифференциация при чтении букв Ч-Т, Щ-С

- буквы Ь, Ъ

Данные буквы читаем в ряду букв, в слогах, словах и предложениях. Усвоив вышеуказанные буквы и опираясь на определенные умения в чтении, дети продолжают совершенствоваться в чтении. Им становится доступно чтение простых текстов, детских книг из серии «Читаем сами».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал представляет собой план саморазвития педагога по теме "Обучение детей грамоте с тяжелыми нарушениями речи"...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

"Маленькие рассказы". Практический материал для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методическая разработка для развития экспрессивной речи детей с ТМНР...

«Доктор Айболит» Дидактический материал к занятию по обучению основам грамматики для детей с тяжелым нарушением речи в подготовительной группе.

Цели:Закрепить знания детей о диких животных.Научить детей образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.Повторить употребление имен существительных в родительном падеже. Всп...

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

Содержание Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи……………………...2 Процесс обучения грамоте обучающихся  детей с ТНР&helli...