Формирование диалогической речи у дошкольников
консультация по коррекционной педагогике

Дьяченко Людмила Борисовна

1.      Как формируется диалогическая речь ребенка  в онтогенезе. 

2.      Теоретические аспекты и методика работы с вопросами. 

3.      Формирование диалогической речи в разных видах деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников.

Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем –то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию.

Диалог –является основной формой речевого развития ребенка со взрослыми и сверстниками. Обучение диалогической речи в детском саду протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание.

Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Участие в диалоге требует сложных умений:

- слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

- формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;

- менять вслед за мыслями собеседниками тему речевого взаимодействия;

- поддерживать определенный эмоциональный тон;

- слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Становление диалогической речи в онтогенезе

Диалогическая речь не дана человеку от рождения, ее осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером - носителем коммуникативной культуры.

Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему средствами (гулением,  (в норме: с 2-х мес), лепет в (в норме: с 4мес)

старается привлечь его внимание. Это первоначальная недифференцированная форма общения матери и ребенка или “дуэт”.

Часто мать сама реагирует за ребенка, то есть берет на себя роль и говорящего, и слушающего, дает образцы реплик на свои инициативные реплики, так как ребенок пока еще не всегда адекватно реагирует или по разным причинам отвлекается от темы совместного диалога.

 В два года речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми, он для них “приятный собеседник”

        Новым этапом развития диалогической компетенции ребенка можно считать переход от диалога “в мире вещей и с помощью вещей” к диалогу “в мире слов и с помощью слов”. Это происходит приблизительно в два года. В это время отмечается проявление диалогического взаимодействия, которой определяется возникновением в его структуре совместной цели, в качестве которой может выступать обмен мнениями, чувствами.

      К концу второго года жизни расширяется семантический репертуар ответов: появляются субъект, предикат, прямой объект. Обычно после двух лет начинается этап двухсловных ответов.

       В диалоге с ребенком третьего года мать начинает активно использовать квантитативные и квалитативные вопросы, вопросы причинной обусловленности. Вопросы матери также меняются - движение от вопросов о ситуациях, наблюдаемых, к вопросам о ситуациях ненаблюдаемых. В три года речь становится средством общения между сверстниками. Диалог со сверстниками также зарождается в виде несогласованной речевой активности находящихся рядом детей.

       Ж. Пиаже назвал такую форму общения “коллективным монологом” и усматривал в ней проявление свойственного детям эгоцентризма, неспособности встать на позицию партнера. Как показывают наблюдения, не скоординированные речевые высказывания, “коллективные монологи” характерны для всех детей. Особенно часто это проявляется на занятиях изобразительной деятельностью, а также в процессе игр с мелкими игрушками, конструирования, когда дети находятся рядом, но каждый занимается своим делом. В такой форме удовлетворяется фундаментальная потребность в установлении социального контакта, эмоциональной связи со сверстниками. Речь здесь выполняет функцию установления отношений.

         В возрасте 4-5 лет возникают реплики-переспросы. Реплики-переспросы выступают, как просьба пояснить сказанное партнером, то есть служат механизмом восстановления разговора между собеседниками. Затем от неспецифических видов просьб “вопросов-переспосов” развиваются модели “вопрос-ответ”.

         К 5-7 годам у детей складывается богатая гамма вопросно-ответных типов диалогических отношений, где один из собеседников пытается получить доступ к состоянию знаний другого с целью дальнейшего взаимодействия, как в речевом, так и в предметном плане.

        Период “взлета” во взаимообщении детей (в смысле разнообразия мотивов общения и языковых средств) - пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения.

Психологи считают, что сенситивным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития речи является возраст 2-5 лет.

Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей.

Дошкольный период развития непосредственно связан с предметно-деятельностным взаимодействием и игрой. Дети разговаривают друг с другом не только ради разговора, а в целях определенного деятельностного взаимодействия, предметного, игрового и т.д.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам:

  • В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая)Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
  • В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
  • В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета («Здравствуйте!»«Доброе утро!», не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
  • В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг.

     

          «Как научить детей задавать вопросы».

Особенности формирования диалогической речи у дошкольников с ТНР:

  • Трудно вступают в контакт
  • Высказывания детей не логичны
  • Дети перебивают друг друга в диалоге
  • Содержание речи детей несет мало информации
  • Недостатки при отборе языковых и интонационных средств
  • Речь детей сбивчивая, малоразборчивая, с аграмматизмами и грубыми нарушениями звукопроизношения.

Как научить детей вступать и вести диалог?

Чтобы понять, как помочь формированию у детей этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

• Очень большое значение имеет логическая структура вопроса. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.

• С помощью вопросов мы можем создать нужную нам ситуацию и вызвать желательные нам реакции собеседника.

• Вопросы задают все, но мало кто знает, как делать это правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении. Если на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип вопросов и не тем тоном.

Приведу некоторые примеры:

• “Яблоко какое?”,

• “Что тут нарисовано?”,

• “Что бабушка делает?”

Корректные ли эти вопросы? Почему? Как спросить ПРАВИЛЬНО? (высказывания коллег)

Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в этот период ребенок начинает задавать много вопросов.

Чтобы развить любознательность и тем самым обеспечить ребенку успешную учебу в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им и поощрять познавательные интересы ребенка.

С психологической точки зрения существуют шесть типов вопросов:

• Простые

• Уточняющие

• Практические

• Оценочные

• Творческие

• Вопросы-интерпретации

С точки зрения философии типов вопросов ещё больше!

Какие вопросы относятся к познавательным?

Ребенок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. 

Например«А можно с вами?»«Как тебя зовут?»«А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желание ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.

Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка.

Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.

По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов.

I РЕПРОДУКТИВНЫЕ - наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов.

Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные. Поэтому очень важно помогать детям начинать ответ с последнего слова вопроса, своеобразной подсказки (говорящие дети с этим справятся уже в раннем возрасте, если будут слышать образец ответа)

Кто это?

Что это? Это девочка. Это шарик.

Что делает малыш? Малыш играет.

Вариант вопросов: Это кто? Это что? Что малыш делает? - будут некорректными (неправильными, так как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы детей.

 Дети с ОНР чаще всего отвечают одним словом. Поэтому педагогу необходимо учить ребенка отвечать полным ответом.

II ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ - более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений.

Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой? Который? Чей?

При этом также продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от взрослого грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопросов.

Как вы думаете, какой вариант вопроса правильный:

Где играет малыш?

Где малыш играет? (конечно - первый вариант, подсказывающий ответ: Малыш играет на ковре.)

 (По любой сюжетной картине педагоги упражняются в составлении правильных поисковых вопросов)

III ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ начинаются вопросительными наречиями: Почему? Зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требуют:

  • определённой мотивации ответов,
  • осмысливания причинно-следственных связей,
  • установления смысловых ассоциаций – и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчинённые предложения и более расширенный словарь.

В обучении ответам на проблемные вопросы ещё большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Сейчас предлагаю разделиться на подгруппы и составить проблемные вопросы по сюжетной картине.

(Педагоги берут сюжетную картинку и пробуют ставить проблемные вопросы)

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний.

Сначала надо обеспечить мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос – это социально ценное действие. Мотивировать детей можно на развивающих занятиях, где проводить эксперименты, исследования, ставить проблемные ситуации и у ребенка возникает желание интересоваться, почему это произошло.

Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3-4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что?.», «как?. " и «почему?», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.

Необходимо познакомить детей с формами постановки вопросоввопросительными словами. При этом необходимо пояснять назначение той или иной формы вопроса

 Таблица с мнемосимволами поможет детям легче запомнить, как сами вопросительные слова, так и предметы, действия, о которых можно с их помощью спросить. Оформите такие картинки с мнемосимволами (сколько? – «часы», какой?- «яблоко», почему? – «человечек вверх ногами» т. д.) и применяйте их на занятиях.

Приводите примеры вопросительных предложений. Соблюдайте при этом принцип: ребенок должен знать ответ на вопрос, который вы даете в качестве примера. Желательно использовать для вопросов объекты, которые находятся в группе («Где лежат наши альбомы?»«Кто выглядывает из кукольного домика?») либо актуальный опыт детей («Кто сегодня дежурный?»).

Необходимо организовать тренировку детей в самостоятельном формулировании (постановке) вопросов разных видов. Используйте для этой цели сюжетную картинку либо тему или игру, понятную детям.

Необходимо познакомить детей с методом постановки цепочки вопросов. Цепочка вопросов – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, ее действующих лиц (кто, их действия (что делают, каким способом (как, в каких обстоятельствах (где? когда, по какой причине или для чего (почему? зачем). Во время обучающих бесед задайте цепочку вопросов по серии картинок, а затем предложите детям самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок. Это задание будет ориентировать детей, как формулировать вопросы, подбирать нужные вопросительные местоимения, так и внимательно рассматривать картинки, выявлять причинно-следственные связи.

Также необходимо научить детей невербальным проявлениям: мимике, жестам, интонации, громкости голоса и т. д.

Итак, подведём итог.        

Что же такое вопросыВопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

Мы, взрослые, учимся задавать вопросы, и очень важно учить этому детей.

Требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:

  • Вопросы должны быть продуманными, конкретными, четко сформулированными;
  • Первый раз задали вопрос, последующие повторы должны быть такими же.
  • Непродуманные вопросы каждый раз звучат по-новому, тем самым затрудняют ответы.
  • Формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка;
  • В вопросах не должно быть непонятных для детей слов;
  • Не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли;
  • Нельзя задавать вопросы в отрицательной форме, так, как он провоцирует детей на отрицательный ответ;
  • Вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;
  • Количество вопросов не должно загружать, затягивать занятие или мероприятие.

Методы развития диалогической речи

Знание специфики диалогической речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:

-умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.);

-умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

-умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

владение разнообразными формулами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);

-умение использовать мимику и жесты;

-умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно  общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога. 

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы.

-Разговор воспитателя с детьми. По мнению Е. И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально.

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. 

Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров.

При проведении разговоров О. И. Соловьева рекомендует следующее:

-с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.;

-начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен;

-разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;

-внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;

-говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;

-необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.

Содержание разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.

-Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

-Словесные поручения. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации, и ее лучшего запоминания. После выполнения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры и поручения.

-Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации. Например, воспитатель предлагает такую ситуацию:

Щенок спешит на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котенка и налетел на него со всего маху. Щенок и котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось.

В первом случае педагог дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к детям, на который они должны ответить: "Как вы думаете, о чем могли вести беседу щенок и котенок?" Во втором случае воспитатель предлагает содержание диалога: "Щенок извинился за свою неосторожность и помог котенку встать. Они познакомились. Щенок пригласил котенка с собой. Котенок согласился" Дети должны придумать реплики.

-Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ способствуют  формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.

СЛОВЕСНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ закрепляют услышанное. усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С.Ушакова и др.): "Факты", "Согласен-не согласен", "На ком прекратится беседа", "Не говорить "да" и "нет"" и др.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, содержащие диалоги ("Коршун", "Гуси-гуси", "Краски" и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

ИГРЫ-ИНСЦЕНИРОВКИ И ИГРЫ-ДРАММАТИЗАЦИИ объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

Игры:

«Что в руке»

Детям предлагают отгадать, что спрятал в руке педагог. Для этого они могут задавать вопросы, а педагог будет отвечать. Педагог объясняет, что вопросы как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. 

«Невпопад»

Нужно заменить ответ, на заданный вопрос, ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

«Продолжи разговор»

Разговор в двух лицах, продолжить его: - Рита, что ты делаешь? - Я рисую. – Что ты рисуешь? -…… -….и т.д.

«Распространение вопроса»

По сюжетной картинке ребенок составляет простой вопрос, каждый следующий добавляет к нему по слову.

 «Волшебный мешок»

Один ребенок, опустив руку в мешочек, выбирает предмет и старается догадаться, что это, не называя предмет. Остальные дети задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. 

Беседа как метод формирования диалогической речи.

Беседа-это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Знание беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова и д. р. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить. Дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.

В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием.

Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсужденным явлениям. 

Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном  знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания. Например, дошкольник из разговоров знает, что вороны и воробьи остаются зимовать, а грачи и скворцы улетают. Но почему одни остаются, а другие улетают - до этого ребенку самому трудно дойти, это требует пояснения. Подробнее с тематикой бесед можно познакомиться в работах Э. П. Коротковой, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной.[17с.236]

Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах. 

Также необходимо заботиться о накоплении у детей представлений, которые позволяли бы делать сравнения, сопоставления, раскрывать существующие связи, обобщать. Последующие беседы должны быть несколько сложнее ранее проведенных.

По назначению беседы могут быть:

Вводными (предваряющими), цель которых-создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными;

Сопутствующими (сопровождающими), цель которых, поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления в слове;

Заключительными (итоговыми, обобщающими), цель которых-уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.

Характер общения в заключительной беседе побуждает ребенка целенаправленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения, отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями. 

Эти беседы учат правилам ведения диалога (слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять сказанного, доброжелательно оценивать высказывания товарищей и т.д.).

Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя, от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одного на другое.

Вывод: Диалогическая форма речи является первичной, естественной формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываний, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова.

 

   Литература:

1. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги. / Автор-составитель О. М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2010 г.

2. Волков А. А. Основы риторики. - М: Академический проспект, 2003г.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.:Просвещение, 1985г.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логи-ческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.



Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников.

Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем –то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию.

Диалог –является основной формой речевого развития ребенка со взрослыми и сверстниками. Обучение диалогической речи в детском саду протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание.

Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Участие в диалоге требует сложных умений:

- слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

- формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;

- менять вслед за мыслями собеседниками тему речевого взаимодействия;

- поддерживать определенный эмоциональный тон;

- слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Становление диалогической речи в онтогенезе

Диалогическая речь не дана человеку от рождения, ее осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером - носителем коммуникативной культуры.

Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему средствами (гулением,  (в норме: с 2-х мес), лепет в (в норме: с 4мес)

старается привлечь его внимание. Это первоначальная недифференцированная форма общения матери и ребенка или “дуэт”.

Часто мать сама реагирует за ребенка, то есть берет на себя роль и говорящего, и слушающего, дает образцы реплик на свои инициативные реплики, так как ребенок пока еще не всегда адекватно реагирует или по разным причинам отвлекается от темы совместного диалога.

 В два года речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми, он для них “приятный собеседник”

        Новым этапом развития диалогической компетенции ребенка можно считать переход от диалога “в мире вещей и с помощью вещей” к диалогу “в мире слов и с помощью слов”. Это происходит приблизительно в два года. В это время отмечается проявление диалогического взаимодействия, которой определяется возникновением в его структуре совместной цели, в качестве которой может выступать обмен мнениями, чувствами.

      К концу второго года жизни расширяется семантический репертуар ответов: появляются субъект, предикат, прямой объект. Обычно после двух лет начинается этап двухсловных ответов.

       В диалоге с ребенком третьего года мать начинает активно использовать квантитативные и квалитативные вопросы, вопросы причинной обусловленности. Вопросы матери также меняются - движение от вопросов о ситуациях, наблюдаемых, к вопросам о ситуациях ненаблюдаемых. В три года речь становится средством общения между сверстниками. Диалог со сверстниками также зарождается в виде несогласованной речевой активности находящихся рядом детей.

       Ж. Пиаже назвал такую форму общения “коллективным монологом” и усматривал в ней проявление свойственного детям эгоцентризма, неспособности встать на позицию партнера. Как показывают наблюдения, не скоординированные речевые высказывания, “коллективные монологи” характерны для всех детей. Особенно часто это проявляется на занятиях изобразительной деятельностью, а также в процессе игр с мелкими игрушками, конструирования, когда дети находятся рядом, но каждый занимается своим делом. В такой форме удовлетворяется фундаментальная потребность в установлении социального контакта, эмоциональной связи со сверстниками. Речь здесь выполняет функцию установления отношений.

         В возрасте 4-5 лет возникают реплики-переспросы. Реплики-переспросы выступают, как просьба пояснить сказанное партнером, то есть служат механизмом восстановления разговора между собеседниками. Затем от неспецифических видов просьб “вопросов-переспосов” развиваются модели “вопрос-ответ”.

         К 5-7 годам у детей складывается богатая гамма вопросно-ответных типов диалогических отношений, где один из собеседников пытается получить доступ к состоянию знаний другого с целью дальнейшего взаимодействия, как в речевом, так и в предметном плане.

        Период “взлета” во взаимообщении детей (в смысле разнообразия мотивов общения и языковых средств) - пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения.

Психологи считают, что сенситивным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития речи является возраст 2-5 лет.

Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей.

Дошкольный период развития непосредственно связан с предметно-деятельностным взаимодействием и игрой. Дети разговаривают друг с другом не только ради разговора, а в целях определенного деятельностного взаимодействия, предметного, игрового и т.д.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам:

  • В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая)Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
  • В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
  • В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета («Здравствуйте!»«Доброе утро!», не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
  • В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг.

     

          «Как научить детей задавать вопросы».

Особенности формирования диалогической речи у дошкольников с ТНР:

  • Трудно вступают в контакт
  • Высказывания детей не логичны
  • Дети перебивают друг друга в диалоге
  • Содержание речи детей несет мало информации
  • Недостатки при отборе языковых и интонационных средств
  • Речь детей сбивчивая, малоразборчивая, с аграмматизмами и грубыми нарушениями звукопроизношения.

Как научить детей вступать и вести диалог?

Чтобы понять, как помочь формированию у детей этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

• Очень большое значение имеет логическая структура вопроса. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.

• С помощью вопросов мы можем создать нужную нам ситуацию и вызвать желательные нам реакции собеседника.

• Вопросы задают все, но мало кто знает, как делать это правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении. Если на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип вопросов и не тем тоном.

Приведу некоторые примеры:

• “Яблоко какое?”,

• “Что тут нарисовано?”,

• “Что бабушка делает?”

Корректные ли эти вопросы? Почему? Как спросить ПРАВИЛЬНО? (высказывания коллег)

Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в этот период ребенок начинает задавать много вопросов.

Чтобы развить любознательность и тем самым обеспечить ребенку успешную учебу в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им и поощрять познавательные интересы ребенка.

С психологической точки зрения существуют шесть типов вопросов:

• Простые

• Уточняющие

• Практические

• Оценочные

• Творческие

• Вопросы-интерпретации

С точки зрения философии типов вопросов ещё больше!

Какие вопросы относятся к познавательным?

Ребенок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. 

Например«А можно с вами?»«Как тебя зовут?»«А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желание ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.

Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка.

Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.

По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов.

I РЕПРОДУКТИВНЫЕ - наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов.

Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные. Поэтому очень важно помогать детям начинать ответ с последнего слова вопроса, своеобразной подсказки (говорящие дети с этим справятся уже в раннем возрасте, если будут слышать образец ответа)

Кто это?

Что это? Это девочка. Это шарик.

Что делает малыш? Малыш играет.

Вариант вопросов: Это кто? Это что? Что малыш делает? - будут некорректными (неправильными, так как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы детей.

 Дети с ОНР чаще всего отвечают одним словом. Поэтому педагогу необходимо учить ребенка отвечать полным ответом.

II ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ - более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений.

Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой? Который? Чей?

При этом также продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от взрослого грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопросов.

Как вы думаете, какой вариант вопроса правильный:

Где играет малыш?

Где малыш играет? (конечно - первый вариант, подсказывающий ответ: Малыш играет на ковре.)

 (По любой сюжетной картине педагоги упражняются в составлении правильных поисковых вопросов)

III ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ начинаются вопросительными наречиями: Почему? Зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требуют:

  • определённой мотивации ответов,
  • осмысливания причинно-следственных связей,
  • установления смысловых ассоциаций – и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчинённые предложения и более расширенный словарь.

В обучении ответам на проблемные вопросы ещё большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Сейчас предлагаю разделиться на подгруппы и составить проблемные вопросы по сюжетной картине.

(Педагоги берут сюжетную картинку и пробуют ставить проблемные вопросы)

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний.

Сначала надо обеспечить мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос – это социально ценное действие. Мотивировать детей можно на развивающих занятиях, где проводить эксперименты, исследования, ставить проблемные ситуации и у ребенка возникает желание интересоваться, почему это произошло.

Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3-4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что?.», «как?. " и «почему?», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.

Необходимо познакомить детей с формами постановки вопросоввопросительными словами. При этом необходимо пояснять назначение той или иной формы вопроса

 Таблица с мнемосимволами поможет детям легче запомнить, как сами вопросительные слова, так и предметы, действия, о которых можно с их помощью спросить. Оформите такие картинки с мнемосимволами (сколько? – «часы», какой?- «яблоко», почему? – «человечек вверх ногами» т. д.) и применяйте их на занятиях.

Приводите примеры вопросительных предложений. Соблюдайте при этом принцип: ребенок должен знать ответ на вопрос, который вы даете в качестве примера. Желательно использовать для вопросов объекты, которые находятся в группе («Где лежат наши альбомы?»«Кто выглядывает из кукольного домика?») либо актуальный опыт детей («Кто сегодня дежурный?»).

Необходимо организовать тренировку детей в самостоятельном формулировании (постановке) вопросов разных видов. Используйте для этой цели сюжетную картинку либо тему или игру, понятную детям.

Необходимо познакомить детей с методом постановки цепочки вопросов. Цепочка вопросов – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, ее действующих лиц (кто, их действия (что делают, каким способом (как, в каких обстоятельствах (где? когда, по какой причине или для чего (почему? зачем). Во время обучающих бесед задайте цепочку вопросов по серии картинок, а затем предложите детям самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок. Это задание будет ориентировать детей, как формулировать вопросы, подбирать нужные вопросительные местоимения, так и внимательно рассматривать картинки, выявлять причинно-следственные связи.

Также необходимо научить детей невербальным проявлениям: мимике, жестам, интонации, громкости голоса и т. д.

Итак, подведём итог.        

Что же такое вопросыВопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

Мы, взрослые, учимся задавать вопросы, и очень важно учить этому детей.

Требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:

  • Вопросы должны быть продуманными, конкретными, четко сформулированными;
  • Первый раз задали вопрос, последующие повторы должны быть такими же.
  • Непродуманные вопросы каждый раз звучат по-новому, тем самым затрудняют ответы.
  • Формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка;
  • В вопросах не должно быть непонятных для детей слов;
  • Не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли;
  • Нельзя задавать вопросы в отрицательной форме, так, как он провоцирует детей на отрицательный ответ;
  • Вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;
  • Количество вопросов не должно загружать, затягивать занятие или мероприятие.

Методы развития диалогической речи

Знание специфики диалогической речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:

-умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.);

-умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

-умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

владение разнообразными формулами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);

-умение использовать мимику и жесты;

-умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно  общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога. 

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы.

-Разговор воспитателя с детьми. По мнению Е. И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально.

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. 

Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров.

При проведении разговоров О. И. Соловьева рекомендует следующее:

-с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.;

-начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен;

-разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;

-внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;

-говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;

-необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.

Содержание разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.

-Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

-Словесные поручения. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации, и ее лучшего запоминания. После выполнения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры и поручения.

-Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации. Например, воспитатель предлагает такую ситуацию:

Щенок спешит на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котенка и налетел на него со всего маху. Щенок и котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось.

В первом случае педагог дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к детям, на который они должны ответить: "Как вы думаете, о чем могли вести беседу щенок и котенок?" Во втором случае воспитатель предлагает содержание диалога: "Щенок извинился за свою неосторожность и помог котенку встать. Они познакомились. Щенок пригласил котенка с собой. Котенок согласился" Дети должны придумать реплики.

-Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ способствуют  формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.

СЛОВЕСНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ закрепляют услышанное. усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С.Ушакова и др.): "Факты", "Согласен-не согласен", "На ком прекратится беседа", "Не говорить "да" и "нет"" и др.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, содержащие диалоги ("Коршун", "Гуси-гуси", "Краски" и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

ИГРЫ-ИНСЦЕНИРОВКИ И ИГРЫ-ДРАММАТИЗАЦИИ объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

Игры:

«Что в руке»

Детям предлагают отгадать, что спрятал в руке педагог. Для этого они могут задавать вопросы, а педагог будет отвечать. Педагог объясняет, что вопросы как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. 

«Невпопад»

Нужно заменить ответ, на заданный вопрос, ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

«Продолжи разговор»

Разговор в двух лицах, продолжить его: - Рита, что ты делаешь? - Я рисую. – Что ты рисуешь? -…… -….и т.д.

«Распространение вопроса»

По сюжетной картинке ребенок составляет простой вопрос, каждый следующий добавляет к нему по слову.

 «Волшебный мешок»

Один ребенок, опустив руку в мешочек, выбирает предмет и старается догадаться, что это, не называя предмет. Остальные дети задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. 

Беседа как метод формирования диалогической речи.

Беседа-это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Знание беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова и д. р. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить. Дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.

В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием.

Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсужденным явлениям. 

Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном  знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания. Например, дошкольник из разговоров знает, что вороны и воробьи остаются зимовать, а грачи и скворцы улетают. Но почему одни остаются, а другие улетают - до этого ребенку самому трудно дойти, это требует пояснения. Подробнее с тематикой бесед можно познакомиться в работах Э. П. Коротковой, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной.[17с.236]

Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах. 

Также необходимо заботиться о накоплении у детей представлений, которые позволяли бы делать сравнения, сопоставления, раскрывать существующие связи, обобщать. Последующие беседы должны быть несколько сложнее ранее проведенных.

По назначению беседы могут быть:

Вводными (предваряющими), цель которых-создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными;

Сопутствующими (сопровождающими), цель которых, поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления в слове;

Заключительными (итоговыми, обобщающими), цель которых-уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.

Характер общения в заключительной беседе побуждает ребенка целенаправленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения, отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями. 

Эти беседы учат правилам ведения диалога (слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять сказанного, доброжелательно оценивать высказывания товарищей и т.д.).

Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя, от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одного на другое.

Вывод: Диалогическая форма речи является первичной, естественной формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываний, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова.

 

   Литература:

1. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги. / Автор-составитель О. М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2010 г.

2. Волков А. А. Основы риторики. - М: Академический проспект, 2003г.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.:Просвещение, 1985г.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логи-ческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.

Беседа как метод формирования диалогической речи...

Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.

Беседа как метод формирования диалогической речи...

Методы и приемы формирования диалогической речи у дошкольников.

В статье показаны эффективные прмемы работы по формированию диалогической речи у дошкольников по возрастным группам....

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

В условиях реализации  ФГОС в детском  саду особую значимость приобретает работа, направленная на формирование коммуникативной компетентности  воспитанников, на развитие у детей способн...

"Формирование диалогической речи у дошкольников" буклет

Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополу...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста...

Методы и приёмы формирования диалогической речи у дошкольников. Дидактические игры.

Методы и приёмы формирования диалогической речи у дошкольников. Дидактические игры по развитию диалогической речи....