ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
статья

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников воспитателей, методистов возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета — онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.

B разное время вопрос диалогической речи изучался: О.И.Соловьёвой, Е.А.Флёриной, Е.И.Тихеевой, Э.П.Коротковой, А.Г.Арушановой и другими. А.Г.Арушанова выделяет недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы и необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи.

А.Г.Арушанова выделяет необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог, считает исследователь, немыслим без установления диалогических отношений, которые должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникационной деятельности [3, с.51].

Особое значение в речевом развитии дошкольников представляет диалог сверстников. Дошкольники по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными в данном аспекте. Они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики саморазвития. Исследователи приходят к мысли о том, что диалогу нужно учить (В.И.Яшина, А.А.Павлова, Н.М.Юрьева и др.). Но, практика учебно-воспитательной работы с детьми и наблюдения в дошкольных учреждениях говорят, что беседы с детьми планируются не систематически, развитию диалогических навыков уделяют мало времени. В ходе беседы большая речевая нагрузка в ходе беседы ложится на воспитателя, а речевая активность детей сводится к минимуму, на занятиях детей не учат строить и задавать вопросы, не используются упражнения, игровые моменты, формирующие коммуникативные способности.

По этой причине, выпускники детских садов не умеют самостоятельно строить диалог, вести нестимулированную беседу, речевая активность минимальная.

Именно, поэтому мы считаем нашу работу актуальной. Дальнейшая работа по выявлению типологических особенностей развития диалогических навыков и совершенствование практики логопедической работы должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте. Приоритетной задачей становится формирование диалогического общения, которое определяет постановку задач языкового развития.

Проведенные психолого-педагогические изыскания наглядно демонстрируют значимую роль общения с ровесниками в создании личности ребенка, а также взаимоотношений его с другими детьми. К деформированию межличностных отношений часто приводит нарушение общения из-за недостаточной сформированности диалогической речи и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие. 

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). Анализ литературы показал, что этот вопрос достаточно изучен, но имеется необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной речи.

В ряде исследований таких авторов, как О.А. Слинько, В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева, посвященных проблемам изучения диалогической речи у дошкольников с ОНР отмечаются следующие особенности: у данной категории детей не сформированы собственные речевые умения; не ярко представлены коммуникативные намерения; дети слабо владеют структурой вопросно-ответной формой взаимодействия.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Изучая особенности развития дошкольников с общим недоразвитием речи    О.А. Слинько отмечает, что не сформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Личность детей с патологией речи формируется в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта.

Вопросы логопедической коррекции диалогических навыков представлены в работах А.Г. Арушановой, И.С. Назметдиновой, В.П. Добридень, А.К. Аксёновой, Ю.С. Шевченко и других, в их работах определяются направления логопедической работы, методы и приемы взаимодействия с ребенком, в связи с этим, считаю нашу работу актуальной.

Существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной речи диалогического вида у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР, так как диалогическая речь является базовым навыком, способствует активизации социализации коммуникативных навыков общения.

Цель исследования – выявление особенностей развития диалогической речи у детей с общим нарушением речи, теоретическое обоснование и определение рациональных путей логопедической работы по коррекции диалогических навыков и умений у дошкольников с ОНР в условиях компенсирующей группы ДОУ.

Объект исследования - диалогическая речь у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности развития навыков диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования - формирование диалогических навыков и умений у старших дошкольников с ОНР будет проходить эффективнее, если:

  1. содержание логопедической работы предусматривает формирование у дошкольников основных групп диалогических умений: собственно речевые умения, умения общаться в паре, группе, коллективе;
  2. процесс логопедической работы включает приемы, обеспечивающие овладение невербальными умениями;
  3. обеспечивается взаимодействие с другими участниками образовательного процесса: родителями, воспитателями и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. изучить проблему на основе теоретического анализа педагогической, психологической, логопедической литературы;

2. подобрать диагностический инструментарий для изучения сформированности диалогических навыков и умений у дошкольников с ОНР.

3. описать количественные и качественные показатели сформированности диалогической речи, полученные путем экспериментального исследования.

4. проанализировать и усовершенствовать содержание логопедической работы по коррекции диалогических навыков и умений у старших дошкольников с ОНР и проверить эффективность предложенной логокоррекционной работы.

С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы, позволяющие наиболее углубленно и тщательно изучить круг обозначенных проблем:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирический метод: констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента.

3. Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.

Методологическую основу работы составляют основополагающие исследования в области психологии и педагогики по развитию речи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева. Л.В. Щерба, А.А. Пешковского, В.В. Виноградова, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохина, А.М. Леушиной, М.М. Кониной и др., раскрывающие особенности решения задач речевого развития дошкольников, положения ведущей роли коммуникативной функции речи, коммуникативно-деятельностный подход развития речи, принципы индивидуально-дифференцированного подхода, реализацию онтогенетического принципа в решении проблем развития речи.

Теоретико-практическая значимость – в работе систематизирован теоретический материал по проблеме исследования. Проанализированы основные понятия, касающиеся развития коммуникативной активности детей с ОНР.

Практическая значимость. В работе: представлены практические авторские разработки; изучены количественные и качественные показатели становления диалогических навыков и умений; усовершенствованы программы логопедической коррекции диалогических навыков у детей.

Экспериментальная база исследования: ГБДОУ «Детский сад № 38» Пушкинского района Санкт-Петербурга. Общее количество детей, принимавших участие в исследовании – 40 детей. Контрольная группа -  20 детей, интеллектуальное и речевое развитие детей контрольной группы соответствует норме. Экспериментальная группа -  20 детей, логопедическое заключение – ОНР, 3 уровень.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.