ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
статья по логопедии на тему

В условиях реализации  ФГОС в детском  саду особую значимость приобретает работа, направленная на формирование коммуникативной компетентности  воспитанников, на развитие у детей способности налаживать отношения с окружающими людьми. Для этого необходимо, чтобы ребенок имел достаточный словарный запас, владел навыками грамматического оформления речи, мог связно выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_dialogicheskoy_rechi_u_doshkolnikov_s_onr.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

В условиях реализации  ФГОС в детском  саду особую значимость приобретает работа, направленная на формирование коммуникативной компетентности  воспитанников, на развитие у детей способности налаживать отношения с окружающими людьми. Для этого необходимо, чтобы ребенок имел достаточный словарный запас, владел навыками грамматического оформления речи, мог связно выражать свои мысли.

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека. Чтобы сформировать у дошкольника навыки общения с другими людьми, необходимо научить его вести диалог.

Это непросто, так как владение диалогической формой общения не дано человеку от рождения.  Умению  вести диалог необходимо учить.

Особенные затруднения в овладении диалогической формой общения испытывают дети с общим недоразвитием речи, поскольку у них нарушены все компоненты  языка: фонетика, лексика, грамматика, слоговая структура слов, связная речь.

 Осваивая  эти языковые средства, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, создает свои оригинальные слова, грамматические конструкции, тексты. Так ребенок познает языковые закономерности. экспериментирует.

Основу   диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в  принятии партнера, как личности, в  желании общаться, во взаимопонимании, согласии, содействии собеседников.

Особое значение в речевом развитии дошкольников с ОНР  имеет диалог  со сверстниками. Именно здесь дети  могут чувствовать себя по-настоящему равными и раскованными. При ведении диалога со сверстником ребенок должен учитывать особенности и возможности  собеседника.

Проблемам развития диалога  у дошкольников  всегда уделяли большое внимание ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, Л. А. Парамонова,  О. С. Ушакова, Г. А. Тумакова, и др.

Однако  немного  литературы посвящено особенностям формирования диалогической речи старших дошкольников с ОНР, хотя  этот вопрос приобретает особое значение и является сложной  задачей коррекционного процесса,  требующей кропотливой длительной  работы.
Формируя у дошкольников  с речевыми нарушениями навыки диалога необходимо помнить
 о главной особенности диалога,  которая заключается  в  чередование говорения с прослушиванием и последующим говорением. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, она является контекстной,  ситуативной.

Задачи  обучения диалогу детей с ОНР  предполагает не только овладение вопросно-ответной формой речи. Дети должны усвоить  целый ряд умений:

  1. Умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики.
  2. Умение беседовать на различные темы,  выражать  свою точку зрения,  свое отношение к предмету разговора.
  3. Умение  говорить спокойно, уверенно, с нормальной  громкостью, доброжелательно.
  4. Умение владеть  речевым  этикетом :во время разговора смотреть в лицо собеседнику,  не вмешиваться в разговор взрослых и.т.д.
  5. Умение  пользоваться мимикой  и жестом
  6. Умение  общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

    В ходе обучения диалогу детей с недоразвитием речи используются разнообразные методы:

1. Разговор педагога с детьми. 

2. Чтение литературных произведений,  которое  дает детям образцы диалогического взаимодействия. 

3. Диалоги с использованием вопросов и ответов

4. Словесные поручения

5. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков  диалогов.

 6. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

    В нашем детском саду  разработан и внедрен вербальный материал по обучению речевому этикету, осваивая который дошкольники с ОНР учатся использовать его в  соответствии  с ситуацией общения, что помогает обогащению их речи сложными  синтаксическими конструкциями,  развитию навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Большая работа по развитию коммуникативной функции речи проводилась в рамках реализации инновационного проекта «Собеседники», в ходе которого дети научились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести диалог между собой.

В образовательной деятельности   используются разнообразные формы обращения, которые построены в виде игр «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу», где у детей формируются умения задавать вопросы  в определенной  логической последовательности, пользоваться репликами, при помощи которых дети учатся выражать   свою точку зрения, а также реагировать на высказывания собеседника. 
Для составления любого рассказа, для ведения диалога необходимо подготовить  лексический запас. С этой целью проводятся  игры,  наблюдения, рассматривания. Коммуникативно-деятельностные технологии  позволяют сохранить интерес ребенка  к беседе на всем ее протяжении, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка  посредством системы игровых упражнений  развивается способность  создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине
.

Список литературы

1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст] / В.П. Глухов. - М.  2004г.

2.  Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. [Текст] / Н.А. Стародубова. - М., 2006г.

3.  Ушакова, О.С. Развития речи дошкольников. [Текст] /  - О. С. Ушакова. - М., 2001г.

4. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. [Текст] / О. С. Ушакова.  М. 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической речи у старших дошкольников.

Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе "Что такое детский сад?"...

Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.

Беседа как метод формирования диалогической речи...

Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.

Беседа как метод формирования диалогической речи...

Обобщение опыта по теме "Формирование диалогической речи дошкольников посредством русского народного фольклора"

Данный материал рекомендован воспитателям детского сада разновозрастных групп. Данная работа направлена на формирование диалогической речи дошкольников....

Методы и приемы формирования диалогической речи у дошкольников.

В статье показаны эффективные прмемы работы по формированию диалогической речи у дошкольников по возрастным группам....

Формирование диалогической речи у старших дошкольников.

Как правильно научить ребенка диалогу....

Формирование диалогической речи у дошкольников

1.      Как формируется диалогическая речь ребенка  в онтогенезе. 2.      Теоретические аспекты и методика работы с вопросами. 3....