Обобщение опыта по теме "Формирование диалогической речи дошкольников посредством русского народного фольклора"
методическая разработка по теме

Николаева Елена Владимировна

Данный материал рекомендован воспитателям детского сада разновозрастных групп. Данная работа направлена на формирование диалогической речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной».

П.А.Вяземский.

Введение.

В результате анализа современных педагогических исследований, я поняла: развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи.

В конце 20 века в нашу жизнь начали вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста, используя фольклор, на сегодняшний день имеет особую значимостью. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития.

Я всегда стремилась к развитию осознанной и активной речи детей. Считаю, что именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов , влияющих на речевую функцию:

 - ухудшение состояния здоровья детей,

 - существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей,

 - глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе,

 - недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка,

 - дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

В практике дошкольного воспитания я пронаблюдала такую картину: ознакомление дошкольника с фольклорными формами сводится лишь к заучиванию потешек, загадок, пословиц. У меня возникла потребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста посредством фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольника.

Я решила заняться изучением этой методики, поэтому тема моей работы называется «Формирование связной диалогической речи у детей дошкольного возрасти посредством русского народного фольклора».

Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки и культуру своего народа, я разработала свою программу по развитию речи дошкольника посредством русского народного фольклора.

Цель этой программы.

Показать роль и значение русского народного фольклора в формировании связной диалогической речи у детей дошкольного возраста, зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов.

В основу программы положены следующие принципы:

 - учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения,

 - обеспечения эмоционально-психологического комфорта для детей,

 - уважение к личности каждого ребенка.

Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выгодского.

Некоторым аспектам речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю. Г. Илларионова, Е. И. Тихеева, О.С. Ушакова, О. И. Давыдова.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу «Наследие» под редакцией М. Ю. Новицкой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой. В программе под редакцией М. Васильевой, по которой я работаю, не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями фольклора в речевом развитии дошкольника и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей, используя фольклор. Для решения этой проблемы необходимо создать оптимальные условия развития диалогической речи детей дошкольного возраста средствами форм фольклора и решить следующие задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста.

2.Определить основные методы, формы использования русского народного фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.

3.Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе моей работы.

Для достижения результата я использовала такие методы, как:

  - анализ психолого-педагогической литературы,

 - комплексный метод диагностики речевого развития,

 - применение новых педтехнологий,

 - создание развивающей среды.

Предметно-развивающая среда.

Создание развивающего пространства является одной из главной составляющей в процессе обучения и воспитания. Необходимо предоставить ребенку возможность максимально проявлять себя не только на занятиях, но и в самостоятельной свободной деятельности.

Рассмотрим факторы, которые способствуют этому:

 - обогащенная предметная среда,

 - специально продуманная самостоятельная деятельность,

 - продуктивная деятельность.

Поэтому в группе детского сада я создала специальную обстановку, чтобы ребенок мог посредством любых действий совершенствовать речь. А речь ребенка можно развивать через все виды деятельности: сюжетно-ролевые игры, театральная, конструкторская деятельность, двигательная активность, речевая активность, работа в уголке природы, аппликативно-художественная деятельность, игра т.д.

Таким образом, задачи по развитию диалогической речи, используя русский народный фольклор, я решаю через все предметно-развивающее пространство.

Практическая часть.

Работу по развитию диалогической речи с использованием фольклора я начала во 2 младшей группе. Из своей практики я сделала вывод, что большое значение для развития диалогической речи дошкольника оказывает использование русского народного фольклора. Русский народный фольклор входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста с напевных мелодий колыбельных, с потешек, песенок, которые дарят им родные и близкие люди.

Прежде всего необходимо было подобрать потешки, приговорки, попевки. Просматривая литературу, я обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям.

«Маленькие ножки бежали по дорожке, топ-топ-топ.

Большие ножки шли по дорожке, топ-топ-топ».

Большое внимание уделяла подбору иллюстрированного материала. Предпочтение отдавала таким художникам, как Ю.А. Васнецов, А.И. Игнатьев, А.В.Елисеева.

Знакомство с народным фольклором расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Моя задача помочь им в этом. Чтение народных потешек , песенок, я сопровождаю показом наглядного материала, что позволяет глубоко влиять на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку я обыгрываю разными способами, сопровождаю чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использую пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.

Для развития речи я провожу специальные игры и упражнения для кисти и пальцев руки. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые игры здесь неоценимы. Ребенку интересно будет не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, почувствовать его через движения. Движение позволяет ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.

Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки, я использую в работе с детьми занятия со счетными палочками. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Детям нравится соревнование: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек. Играть можно на время «Кто раньше сложит фигуры?». С готовыми фигурами можно поиграть в игру «Найди, что изменилось». Я считаю, что игры и упражнения с палочками являются одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте.

Большую помощь по русскому фольклору оказывают родители. Они помогают в организации чаепитий, принимают участие в изготовлении костюмов. Родители изготовили шумовые инструменты, для которых использовали бросовый материал, пробки, пластиковые бутылочки, использованные фломастеры, подарочную бумагу.

 Наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому я рассказала родителям о значении эмоционального общения с ребенком. Я провела групповое родительское собрание «Психофизические особенности и задачи воспитания детей 2 младшей группы». Зв круглым столом в непринужденной беседе я подчеркнула значение благоприятной эмоционально-семейной атмосферы для нервно-психического развития. Провела консультацию «Театр – творчество – дети». Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в родительский уголок.

С детьми я часто провожу небольшие развлечения без предварительной подготовки детей. Любая игрушка может стать гостем, главным героем, который и танцует, и поет, и играет с малышами. В каждом таком развлечении я использую русский народный фольклор. Малыши с восторгом и с радостью воспринимают такие развлечения и просят их повторить еще и еще.

С детьми я также провожу посиделки, которые не требуют большой подготовки. Я одеваюсь бабушкой, ставлю теремок и начинаются действия. Мы можем пойти на день рождения к мишке или к зайчику, пригласить к себе в гости Петрушку или матрешку. Русский народный фольклор позволяет разнообразить повседневную жизнь в детском саду, сделать ее интересной, увлекательной.

Работу по этой теме я продолжила в средней группе.

Изучая русский народный фольклор, я и сама о многом узнаю впервые. Как много, оказывается, интересного и удивительного было в обычаях наших предков, как интересно проводили обрядовые праздники. Поэтому в своей работе я хочу хотя бы маленькую частичку нашего прошлого донести до души и ума нынешнего поколения и привить у них любовь и уважение к русскому творчеству.

С русским фольклором связаны почти все мои занятия. Большое внимание я уделяю разучиванию новых потешек, стихов, которые являются лучшим материалом для развития слухового восприятия. Также я использую игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.(«Где позвонили», «Кто внимательный», целью их является развитие слухового внимания, умения правильно воспринимать словесную инструкцию).

В фонетическом отношении слова у многих детей еще не совершенны. Поэтому на занятиях и в любых режимных моментах я применяла здоровьесберегающие  технологии. С детьми проводила:

1)артикуляционную гимнастику «Почистим зубы», «Вкусное варенье», «Стой, лошадка». Целью этих упражнений является развитие артикуляционной моторики.

2)пальчиковую гимнастику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

3)массаж кистей рук. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память(словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой  сфер.

Разминание.

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка – ползушка,

Дом – завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши.

Рога покажи.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси,гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Так летите же домой.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Примечание: предварительно попросите ребенка руками изобразить гуся.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы. Данный массаж я стараюсь проводить в виде отдельного пятиминутного занятия ежедневно, а если это не удавалось, то в виде динамической паузы на занятиях.

В средней группе дети уже самостоятельно поют русские народные песни, потешки, водят хороводы, инсценируют песни, игры, сказки. Со средней группы я начинаю готовить детей к театрализованной деятельности. В нашем ДОУ работает театральная студия «Золотой ключик», которой руководит Рыжова В.В. На все развлечения, праздники с детьми готовим небольшие инсценировки. Например, по ОБЖ ставили сценку «Пожар в лесу», на осеннем празднике у нас оживали овощи. На новогодний праздник также готовили театрализованное представление, где также участвовали и дети. Для этого я использовала русские народные сказки, из которых дети узнают характерные черты русского народа: доброту, красоту, храбрость, трудолюбие.

Детям очень нравилось исполнять роли сказочных героев, участвовать в коротких диалогах. Так, например, инсценируя сказку «Репка», дети узнали, что «Без друзей не проживешь», что все герои сказки потрудились. Сказка «Заюшкина избушка» учит детей быть добрыми, храбрыми, помогать друг другу в беде. В одной сказке мы повстречали храбрую Аленушку, которая спасла брата от гусей-лебедей, а в другой сказке догадливую, хитрую Машеньку. Дети с интересом инсценировали сказки и учились передавать образы различных зверей и людей, используя при этом соответствующие движения, жесты, мимику, позы. Детям нравилось быть артистами, они с удовольствием наряжались, фантазировали.

Русская народная музыка будит эмоциональную сферу ребенка, включая его в активную деятельность. Поэтому ее используем в повседневной жизни, в играх, в гимнастике, в утренниках. Все это развивает вкус и потребность к соприкосновению с русским народным фольклором. Используя русскую народную музыку на утренней гимнастике, мы активизируем жизненный тонус и физиологические процессы ребенка. Создается благоприятный микроклимат и бодрое настроение на целый день. Форма подачи – исполнение на баяне или под фонограмму.

Детям нравиться заниматься русским народным творчеством. Использование фольклора в своей работе  позволило мне привлечь к участию пассивных и застенчивых детей. Они стали смелей и активней участвовать в играх, в хороводах, в драматизациях.

Большую помощь оказывают родители. С помощью родителей были подготовлены пальчиковые театры по сказкам «Колобок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят». Дети с удовольствием инсценировали эти сказки. Кроме этого родители с детьми активно участвовали в выставке «Отходы в доходы», на которой были представлены работы из шишек, ракушек, пуговиц. Это были персонажи к сказке «Колобок». Родители проявили удивительную фантазию и творчество, а дети с удовольствием драматизировали сказку.

Далее для родителей я составила анкету, посвященную народному фольклору, из которой я сделала вывод, что родители заинтересованы в развитии своих детей, что дома стали использовать в своей речи русский народный фольклор в общении с ребенком.

С детьми старшего дошкольного возраста совместно с музыкальным руководителем я проводила обрядовые народные праздники, музыкально-тематические занятия, с помощью которых я помогаю детям черпать свои познания об обычаях и нравах русского народа, о предметах домашнего обихода, об особенностях и приметах времен года, о поведении птиц и животных.

2014 год в России объявлен годом культуры. Мы с музыкальным руководителем провели праздник «Люблю тебя, мой край родной», на котором дети узнали, как красив и мелодичен коми язык. На праздник пришли красавица Зарань из коми народной сказки и Баба Яга из русской народной сказки. Весь праздник дети рассказывали и показывали Бабе Яге о богатстве и красоте Коми края. При подготовке к празднику дети узнали много интересного о быте, об одежде, об орнаменте, о национальных блюдах, о традициях коми народа и коми народном фольклоре.

Составляя календарные и перспективные планы, я включаю в них все виды русского народного фольклора – сказки, считалки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки. Благодаря разнообразию жанров русского народного фольклора, я могу учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, его интересы.

Один раз в неделю во второй части занятия по родному языку планирую работу с пословицами. Формы и методы я использую самые различные. Например, игра-соревнование по рядам «Кто больше назовет пословиц?». Дидактическая игра «Продолжи пословицу». ПОСТЕПЕННО ЗАДАНИЯ УСЛОЖНЯЮ. Детям раздаю картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предлагаю детям подбирать пословицы по смыслу : о труде, о дружбе, о нашей речи. Используя в своей работе данные методы и приемы, я заметила, что дети постепенно сами начали употреблять выражение народной мудрости в нужной ситуации. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В своей работе я использую несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками : загадывание и отгадывание загадок, доказательство правильности отгадок, сравнение загадок об одном и том же, сравнение загадок о разном. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключение, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.

Я считаю, что потешки, скороговорки, пословицы являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. В своей работе малые формы фольклора я отбираю с учетом возрастных возможностей детей и стараюсь использовать их систематически. Малые формы фольклора я использую в театрализованной деятельности(игры-драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, вырабатывается выразительность и четкость речи. Мы с детьми своими силами устраиваем концерты для малышей. Его программа разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала. Таким образом, организуя развлечение для детей, мы активизируем в речи детей русский народный фольклор. Это способствует развитию образности и выразительности их речи.

Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре. Работа с русским народным фольклором интересна и увлекательна. Неисчерпаем запас народного творчества. Я буду приобщать детей к русскому народному творчеству. Родная литература должна стать неотъемлемой частью души ребенка, порождающей личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных и творческих способностей посредством русского народного фольклора (из опыта работы)

Представлен мой опыт работы по музыкальному фольклору. Основная цель развить способности детей посредством фольклора. Для детей это простой игровой материал в котором им легче перевоплащаться, раскрыт...

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредствам русского народного фольклора»

Индивидуальный план  по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредствам русского народного фольклора» на 2013-2017 гг...

Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине&helli...

«Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.»

laquo;Развиваем речь, играя!»Речевое развитие играет большую роль в формировании личности, развивает лидерские качества в обществе, различные взгляды и убеждения.Каждый ребёнок –это лично...

Формировании связной речи дошкольников посредством русской народной сказки

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда.  Сказка – удивительное явление народного творчества. В мир сказок ребенок вступает в само...