Организация коррекционных занятий с детьми 2-го года жизни
статья по коррекционной педагогике

Гришина Татьяна Леонидовна

Второй год имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, формирование второй сигнальной системы выделяют второй год как особый период раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_korr._zanyatiy_s_detmi_2-go_g.zh_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Организация коррекционных занятий детей 2-го года жизни

        Второй год имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, формирование второй сигнальной системы выделяют второй год как особый период раннего детства.

        Психическое развитие ребенка можно разделить на 4 периода:

1-й – от 1г. до 1г. 3мес.,

2-й – от 1г. 3мес. до 1г. 6мес.,

3-й – от 1г. 6мес. до 1г. 9мес.,

4-й – от 1г. 9мес. до 2 лет.

        Можно выделить линии развития, которые на 2-ом году жизни формируются наиболее интенсивно. Это понимание речи взрослого и развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, развитие навыков самообслуживания. Каждая линия развития формируется в тесной связи со всеми остальными.

        Для детей 2-го года жизни характерна обостренность восприятия: ничто не проходит мимо их внимания – животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда. Все это очень важно для малыша – мозг получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что внимание ребенка еще носит непроизвольный характер, и его нельзя заставить быть внимательным, но его можно многим заинтересовать. Поэтому важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя разнообразные предметы, но и действовал с ними, так как его мышление формируется в деятельности.

        Второй год жизни – это сензитивный период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению, когда речевое развитие протекает очень интенсивно.

        Понимание речи приходит не сразу. До полутора лет интенсивно устанавливаются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями, правда эти связи сначала довольно слабые и требуются специальные условия, чтобы они упрочились. Связи между отдельными анализаторными системами (двигательными, зрительными, слуховыми) тоже недостаточно прочные, этим и объясняется, что иногда, даже если ребенок понимает задание взрослого, реагирует на него недостаточно правильно. Например: «Покажи,  где лошадка», - говорит воспитатель; ребенок смотрит на названный предмет, а рукой показывает на другой. В работе с детьми при формировании связи слова с предметом необходимо создавать разнообразные условия общения, постепенно, но непрерывно их усложняя.

        Постепенно кругозор детей расширяется, связи между предметами и словами становятся прочнее, благодаря чему с полутора лет дети начинают понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией, т.е. с ребенком можно говорить о том, чего он в данный момент не видит, при этом нужно опираться на имеющийся у него опыт.

        В первую половину 2-го года жизни у ребенка формируется умение подражать словам взрослого. Однако артикуляционный аппарат развит еще недостаточно, и малыш произносит слова облегченно. Поэтому очень важно, чтобы взрослый, давая для подражания такие облегченные слова, сопровождал их словами, произнесенными правильно. На основе подражания растет словарь ребенка. Постепенно дети начинают повторять не только слова, но и фразы. К концу второго года жизни речь начинает выполнять свою основную функцию – служить для общения с окружающими.

        Необходимыми условиями развития речи ребенка являются его игровая, двигательная активность, общение с взрослыми, организация специальных занятий, способствующих проявлению речевой активности. Важной задачей является формирование у детей потребности в речевом общении с взрослыми. Ребенок будет пользоваться речью, если у него есть потребность, желание что-то сказать взрослому. В условиях дома ребенка развитие активной речи задерживается. Происходит это потому, что у детей нет потребности говорить. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому слову ребенка, обращенному к взрослому.

        Особое значение для ребенка имеет развитие игры и действий с предметами. В начале 2-го года игра сводится к различным манипуляциям с предметами: малыш открывает и закрывает матрешку, ставит один кубик на другой, снимает и надевает кольца на стержень пирамидки. Постепенно действия с предметами приобретают более сложный характер. В период от 1г. 3мес. до 1г. 6 мес. ребенок начинает выполнять так называемые отобразительные действия – это новые действия, которые ранее с ним не были специально разучены; малыш воспроизводит то, что увидел сам, наблюдая за другими детьми и взрослыми. Отобразительные действия к концу 2-го года переходят в сюжетные игры, требующие ряда последовательных действий.

        Постепенно в игре формируется мышление: играя, ребенок использует предметы – заместители, воображаемые предметы, при этом он подражает действиям взрослого, переносит свои действия в другие игровые ситуации.

        В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. На протяжении первого полугодия 2-го года жизни ходьба постоянно совершенствуется. Совершенствуются лазание, бросание, движения становятся более ловкими, координированными.

        Необходимо помнить, что без целенаправленного обучающего воздействия взрослых невозможно обеспечить развития деятельности детей, а тем самым полноценного умственного развития. Поэтому с детьми нужно обязательно проводить систематические специально организованные занятия.

        На 2-ом году жизни с детьми проводят следующие виды занятий:

  1. Занятия по развитию речи и ориентировке в окружающем;
  2. Занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию;
  3. Занятия по развитию общих движений;
  4. Музыкальные занятия;
  5. Игры – развлечения.

Организация занятий определяется их содержанием и возрастными особенностями детей. Нужно учитывать, что чем младше малыш, тем меньше выносливость его нервных клеток, меньше сосредоточенность, устойчивость внимания. Устойчивость внимания определяется в большой степени заинтересованностью ребенка. Занятия, связанные с разнообразными действиями, движениями, менее утомительны и могут быть более  длительными. Занятия, связанные с речевым восприятием, более сложны для ребенка, требуют большего напряжения и поэтому должны быть более короткими. Менее длительными должны быть и занятия, на которых формируются новые умения.

 Примерная длительность занятий с детьми 2-го года жизни – от 3 до12 минут, музыкальное занятие – до 15 минут. Нельзя формально придерживаться длительности занятий. При первых же признаках утомления нужно либо привлечь внимание детей, либо закончить занятие. Не следует резко обрывать занятие, если ребенок еще занят, заинтересован им. Важно, чтобы дети получили удовольствие от занятия.

Количество детей на занятии зависит от их возраста и материала, на котором строится занятие. С несколькими детьми одновременно можно работать только в том случае, если каждый малыш готов к обучению, т.е. уже умеет смотреть, слушать, действовать по показу взрослого. Индивидуально проводятся занятия, на которых формируются новые умения.

Для того, чтобы дети меньше отвлекались и занятие прошло более эффективно, лучше проводить его не там, где играют остальные дети, а в другом помещении. Если занятие провести в другом помещении невозможно, следует организовать его в групповой комнате, но подальше от играющих детей.

Время для занятий выбирается так, чтобы взрослые уже освободились от проведения других режимных процессов, а дети были в хорошем настроении.

Количество занятий в течение дня должно быть не менее 3 – 4 (включая занятия на прогулке).

При планировании занятий следует учитывать два момента: программу воспитания, которая определяет сложность занятий, а также уровень развития детей той конкретной группы, для которой составляется план. Правильно составить план занятий можно лишь в том случае, если предварительно будет проведен  контроль за психическим развитием детей, который и даст возможность выявить уровень развития каждого ребенка.

Показателями правильно проведенного занятия являются: положительное отношение детей к нему, проявление интереса и активности, достижение цели занятия, отсутствие у детей признаков утомления. В дальнейшем ребенок должен уметь использовать в своей самостоятельной деятельности то, чему он был обучен на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающее занятие с детьми 6-го года жизни с ЗПР и нарушениями зрения

коррекционно-развивающее занятие, поводимое в начале учебного года,  показывает у детей с ЗПР и нарушением зрения уровень сформированности элементарных математических представлений, развития...

Конспект открытого коррекционного (подгруппового) занятия с детьми 7-го года жизни Тема: «Осенние дары»

Цель коррекционной работы: - Развитие зрительного восприятия, памяти, сообразительности, моторной ловкости.- Закрепление представлений об овощах и фруктах и их разнообразных качествах (цвет, форм...

Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 4-го года жизни "Цветы".

Конструкт организации образовательной деятельности - познавательное, речевое, математическое, художественно-эстетическое развитие детей 4-го года жизни на тему:"Цветы"....

"Моя любимая сказка" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни

Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни по художественно - эстетическому развитию "Моя любимая сказка"....

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ» организации образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни «Поможем птицам вернуться домой»

Тема (проект. событие): «Поможем птицам вернуться домой»Возрастная группа: подготовительнаяФорма НОД: Познавательно -исследовательская деятельность путешествие по картеФорма организации (г...

конструкт организации совместной деятельности с детьми 5-го года жизни «ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ»

В ходе совместной познавательно-исследовательской, конструкторской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:проявление интереса к конструкторс...

"Человек трудился всегда" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни

Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни "Человек трудился всегда", образовательная область:социализация...