Развивающая программа по подготовке к школе «Первоклашка».
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Развивающая программа по подготовке к школе «Первоклашка» на 2018-2019 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая программа по подготовке к школе

«Первоклашка»

педагога-психолога: Кашниковой Елены Романовны

на 2018-2019 учебный год.

1. Пояснительная записка.

          Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.

         Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

        Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

        Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

        В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3) сформированность наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) умение фантазировать;

5) проявление самостоятельности.

Программа «Первоклашка», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

2. Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

3. Задачи:

1. Расширение словарного запаса;

2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;

3. Развитие свойств внимания;

4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;

5. Развитие воображения;

6. Формирование навыков общения и совместной деятельности;

7. Снятие психоэмоционального напряжения.

4. Ожидаемые результаты.

Развитие:

1. наблюдательности и коммуникативных способностей;

2. произвольного внимания;

3. зрительной, слухоречевой  памяти;

4. тонкой и грубой моторики;

5. активизации воображения;

6. способности логически мыслить;

7. пространственных представлений;

8. способности адекватно оценивать свою работу.

II. Содержательный раздел.

1. Специфика организаций занятий.

Предлагаемая мною программа состоит из  развивающих занятий, составленных с учетом  индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

- групповые («Слова на букву»);

- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)

Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.

Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие  упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба» (Приложение 1), «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики» (Приложение 2), «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.  

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».

Продолжительность занятия 25-30 минут, каждое четвертое занятие релаксационное и направлено на снятие психоэмоционального напряжения. Занятия проводятся 1раз в неделю педагогом-психологом.

2. Перспективно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Форма контроля

Сроки проведения

Кол-во часов

Занятие 1.

«Беседа о школе»

Наблюдение,

диагностика

1-я неделя октября

1

Занятие 2.

«Почему надо учиться?»

(Приложение 3)

Наблюдение

2- неделя октября

1

Занятие 3.

«Почему надо учиться?»

Наблюдение

3-я неделя октября

1

Занятие 4.

Релаксационное занятие «Отпуск на море»

Наблюдение

4-я неделя октября

1

Занятие 5.

«Осень»

Наблюдение

5-я неделя

октября

1

Занятие 6.

«Овощи»

Наблюдение

1-я неделя ноября

1

Занятие 7.

«Фрукты»

Наблюдение

2-я неделя ноября

1

Занятие 8.

Релаксационное занятие «Летний сон»

Наблюдение

3-я неделя ноября

1

Занятие 9.

 «Домашние животные»

Наблюдение

4-я неделя ноября

1

Занятие 10.

«Дикие животные»

Наблюдение

1-я неделя

декабря

1

11.

Занятие 11.

«В гостях у фантазерки»

(Приложение 4)

Наблюдение

2-я неделя

декабря

1

12.

Занятие 12.

Релаксационное занятие «Ковер-самолет»

Наблюдение

3-я неделя

декабря

1

13.

Занятие 13.

«Совушка-сова»

Наблюдение

4-я неделя

декабря

1

14.

Занятие 14.

«Птицы»

Наблюдение

2-я неделя

января

1

15.

Занятие 15.

«Новый год»

Наблюдение

3-я неделя января

1

16.

Занятие 16.

Релаксационное занятие «Путешествие по облаку»

Наблюдение

4-я неделя

января

1

17.

Занятие 17.

«Зимний спорт»

Наблюдение

5-я неделя

января

1

18.

Занятие 18.

«Человек»

Наблюдение

1-я неделя февраля

1

19.

Занятие 19.

«Защитники отечества»

Наблюдение

2-я неделя февраля

1

20.

Занятие 20.

Релаксационное занятие «Необыкновенная радуга»

Наблюдение

3-я неделя февраля

1

21.

Занятие 21.

«Уходи лень»

Наблюдение

4-я неделя февраля

1

22.

Занятие 22.

«Давай дружить»

Наблюдение

1-я неделя марта

1

23.

Занятие 23.

«Буратино»

Наблюдение

2-я неделя марта

1

24.

Занятие 24.

Релаксационное занятие «Весна пришла»

Наблюдение

3-я неделя марта

1

     25.

Занятие 25.

«Мы идем в школу»

Игра КВН

Наблюдение

4-я неделя марта

1

26.

Занятие 26.

«Школа»

Наблюдение, диагностика

1-я неделя

апреля

1

Итого:

26 недель

26

3. Диагностика: психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения (Н. Семаго, М. Семаго) проводиться в конце учебного года.

III. Организационный раздел.

1. Материально-техническое оснащение.

Занятия проводятся в подготовительной группе с помощью воспитателя. В группе имеется доска для письма, разнообразные игрушки, мяч, палас.

IV. Список литературы.

1. Вачков, И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке [Текст] / И.В. Вачков.- М.: Педагогика-пресс, 1996.  

2. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева.  – М.: Книголюб, 2004.-144с.

3. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. -  М.: 2004.

4. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.

5. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятии по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.

6. Светлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша [Текст] / Е.И.Светлова. – М.: Эксмо, 2007.-160с.

7. Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. - 72с.

8. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. - 64с.

9. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.

10. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников [Текст] : Популярное пособие для педагогов и родителей/ Л.Ф. Тихомирова.  - Ярославль: Академия развития, 2004.- 120с.

Приложение 1.

        


Приложение 2

 

Приложение 3

Занятие 2. Почему надо учиться?

Цель: Подготовка к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых знаний и умений.

Задачи:

- развитие мелкой моторики, графических навыков;

- развитие концентрации и переключения внимания;

- развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета;

- развитие визуальной памяти.

1. Игра-разминка «Здравствуй, друг!».

Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половину и с тем, у кого она находится образовать пару.

Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в стороны)

Хорошо! (обнимаются)

2. Сказкатерапия. «Сказка про отважного крабика».

Ребята, к вам в гости пришел, маленький крабик. Послушайте про него историю.

(Чтение сказки «Сказка про отважного крабика».

 Ребята скажите, каким должен быть ученик в школе? (Ответы детей)

Правильно, внимательным, сосредоточенным, аккуратным, усидчивым, чтобы хорошо учиться и много знать.  

3. Игра с мячом «Назови школьные предметы».

 Дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав, называет школьный предмет и передает мяч следующему ребенку.

Молодцы! Как много вы знаете о школе.

Дети присаживаются за столы.

3. Корректурная проба.

Давайте, ребята покажем крабику, как надо быть внимательным на уроках.

(Раздается бланк, дети находят и раскрашивают желтым - звездочки, красным -флажки).

4. Работа в тетради.

Ребята, покажем, крабику как мы аккуратно работаем в тетради, но сначала разомнем наши пальчики.

 

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках.

 Работа в тетради. (Дети обводят клеточки в тетради)

5. Игра «Сесть-встать».

Дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Сеть – дети садятся, встать – дети встают. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.

6. Игра «Волшебные квадратики».

Дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд, психолог, просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.

Вот, крабик, наши ребята, очень внимательные, аккуратные, усидчивые, много знают.

7. Рефлексия.

Дети рисуют на морской звезеде свое настроение.

Приложение 4.

Занятие 11. В гостях у Фантазерки.

Цель: Подготовка к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых знаний и умений.

Задачи:

- развитие воображения, внимания;

- развитие мелкой моторики, графических навыков;

- развитие концентрации и переключения внимания;

- развитие словесно-логического мышления и наглядно-образного;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- профилактика дезадаптации к школе.

1. Приветстуие «Здравствуйте!».

Здравствуй, солнышко – дружок,

Здравствуй, носик-пяточок,

Здравствуйте, губки,

Здравствуйте, зубки.

Губками «почмокали»

Зубками «пощелкали»

Ручки вверх подняли

И ими помахали.

А теперь все вместе-

«Здравствуйте!» - сказали.

2. Игра «Бывает - не бывает».

Ребята, я получила письмо от Фантазерки, но чтобы прочитать его, нужно поиграть в игру, а просто так оно не открывается. Надо быть внимательными и ничего не перепутать. Сможем.

 Я сейчас вам буду говорить предложения. Если то, о чем говориться в предложении бывает, вы хлопаете в ладоши, а если не бывает – топаете ногами. Попробуем.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

В кастрюле часка варится.

Кошка по крыше гуляет.

Собака по небу плывет.

Девочка ласкает собаку.

Домик девочку рисует.

3. Игра «Чунга-чанга».

Молодцы, ребята, не запутались. Открываем письмо. Пишет нам Фантазерка.

Здравствуйте! Ребята! Наслышана я от лесных жителей, что ребята в детском саду готовятся к школе. И захотелось мне познакомиться с такими внимательными, сосредоточенными, аккуратными, усидчивыми детьми. Я вас приглашаю к себе в гости.

Но, чтобы попасть ко мне, надо быть внимательными, веселыми, активными.

Инструкция предлагается.

Так, и что же это за инструкция.

Надо встать в круг друг за другом, и внимательно слушать песню, «Чунга-Чанга». На слова «Чунга-Чанга» хлопнуть в ладоши, развернуться и идти в другую сторону.

Приготовились. Молодцы!

3. Упражнение «Волшебная клякса».

Здравствуйте, ребята! Я, Фантазерка, а страна, где я живу, называется Фантазией. Вы любите фантазировать.  (Ответы детей). Я то же люблю. Давайте попробуем.

Для этого нам нужен чистый лист и краска. Выливаем на лист бумаги немного краски и складываем лист пополам. Сейчас лист развернем и начинаем фантазировать. На что же похожа эта клякса. (Ответы детей)

Молодцы!

Присаживайтесь за столы.

3. Корректурная проба «Листочки, грибочки, цветочки и яблочки».

Ребята, я слышала о вас от лесных жителей. Они мне рассказывали что вы очень внимательные и сосредоточенные. Можно мне посмотреть.

Давайте покажем Фантазерке, какие мы внимательные.

(Работа на корректурных бланках)

Молодцы! Правду рассказала о вас лисичка.

4. Работа в тетради «Невиданная зверушка».

Сейчас, мы, тебе покажем как мы умеем аккуратно работать в тетради. Но сначала разомнем наши пальчики.

«Солнечные зайчики»

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Ребята, а кто это. Давайте подумаем на кого похоже это животное. (Ответы детей)

 Работа в тетради. (Дети обводят клеточки в тетради)

5. Физминутка игра «Мы охотимся на льва».

Фантазерка, а ты знаешь какую-нибудь игру.

Конечно, знаю и сейчас я научу ребят.

Повторяйте за мной.

Мы охотимся на льва,

Не боимся мы его.

У нас длинное ружье

И подзорная труба.

Ой! Что это?

А это – поле: топ-топ-топ.

А это – болото: чав-чав-чав.

Ой! А это что? А это – море: Буль – Буль – Буль.

Ой! А это что?

А это тропинка: Шур-шур-шур.

Вышли на полянку.

- Кто это здесь лежит? Давайте потрогаем. (Дети трогают воображаемого льва.) Да это же лев! Ой! Мамочки! Испугались его и побежали домой. По тропинке Шур-шур-шур. По морю: Буль-буль-буль. По болоту: чав-чав-чав. По полю: топ-топ-топ. Прибежали домой. Дверь закрыли и дрожим. (Тело напряжено, плечи подняты, руки прижаты к телу). Устали. Ух! (Произносят на выдохе).

6. Игра «Так не бывает».

Фантазерка, скажи, а чем ты занимаешься в свободное время.

Я люблю рисовать. Но я не просто рисую, а рисую, то чего не бывает. Смотрите.

Какие необычные рисунки, правда, ребята. Посмотрите, как нафантазировала Фантазерка. (Ответы детей).

7. Рефлексия «Дорисуй фигуру».

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы вернуться нам нужно пофантазировать. Превратить фигуру в рисунок. (Дети дорисовывают фигуры).

До свидания! Фантазерка.

До свидания! Ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.

В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада....

Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.

Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....

Коррекционно-развивающая программа для подготовки детей подготовительной группы к школе

Конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Организация:Продолжительность одного занятия – 20-25 минутОборудование:Те...

Коррекционно развивающая программа по подготовке к обучению в школе "Тропинка к школе"

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьни...

Коррекционно-развивающая программа по подготовке к школе "Скоро в школу"

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...

Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)

Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...