Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкими интеллектуальными нарушениями
методическая разработка по коррекционной педагогике

Косинская Ольга Олеговна

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкими интеллектуальными нарушениями составлен с учетом основных направлений коррекционно-образовательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пример вариант индивидуального маршрута сопровождения ребенка с умственной отсталостью

Ф. И. ребенка: ______________________

Срок реализации: ___________________

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Социально – коммуникативное развитие

Задачи

Первый – третий квартал

-закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения;

- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

- формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий;

-продолжать формировать представления о частях собственного тела и лица, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;

- развивать стремление действовать вместе, подражая взрослому и сверстникам, брать предметы в руки, действовать с ними: взять мяч, прокатить мяч через ворота; погрузить кубики в машину; покатать куклу в коляске, посадить куклу на стул, спеть кукле песенку, пожалеть куклу; и т.д.

- развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе;

- закреплять представление о половой принадлежности (мальчик, девочка, сынок, дочка)

-продолжать формировать представления об окружающем предметном мире; выделять, узнавать предметы и их изображения на картинках;

- знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов, орудий по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по словесной просьбе - инструкции;
- знакомить с праздниками.

Речевое развитие
Задачи

Первый – третий квартал
- учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;
- накапливать пассивный словарь;
- воспитывать потребность в речевом общении;

- развивать понимание и выполнение одно и двухступенчатых инструкций;
- обучать пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы, овощи, фрукты;
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей в быту, в играх, в самообслуживании, на занятиях;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения;

- учить высказывать в речи свои потребности «Хочу пить», «Дай покушать», «Хочу в туалет»

Познавательное  развитие
Задачи

Первый – третий квартал

- учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическим содержанием;
- учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;
- знакомить со способами проверки, используя приемы наложения и приложения для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;
- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию);
- развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т.п.;
- знакомить с геометрическими фигурами - круг, квадрат, треугольник.

- учить находить фигуры из ряда картинок.

-вызвать интерес к разнообразию окружающего мира;
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых для жизни человека (мебель, посуда, одежда, обувь и др.);

- формировать первичные представления о домашних и диких животных и птицах, детенышах ,внешнем виде и образе жизни.

Сенсорное развитие

1. Развитие зрительного восприятия и внимания

Задачи.

Первый – третий квартал

-учить выделять предмет из общего фона;

- развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов «Ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп», а потом с предметами, сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»;

- учить соотносить игрушку с ее изображением «Покажи, где ляля», «Покажи, где паровоз»;

- учить сличать парные предметы и картинки;

- учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого «Дай, что катится», «Возьми, что не катится»

- учить складывать из двух – трёх частей разрезную предметную картинку.

- учить воспринимать величину (большой, маленький)

- учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого «Кубик на кубик», «Дай такой же»

- учить находить парные предметы, расположенные в разных местах игровой комнаты.

2.Развитие слухового восприятия и внимания

Задачи

Первый – третий квартал

- знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки

- вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (бубен, металлофон, барабан, дудочка, детское пианино)

- вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен)

- учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» - собака; «мяу» -кошка; «ку-ка-ре-ку» - петух; «пи-пи-пи» - цыпленок, игра «Кто в домике живет?» - учить различать на слух три слова с опорой на картинки

- учить дифференцировать звукоподражания, игра «Кто тебя позвал: кошка, лягушка, собака?» выбор из двух-трех предметов или картинок.

3. Развитие тактильно-двигательного восприятия

Задачи

Первый – третий квартал

- учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб

- учить различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно

- учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно

- учить производить выбор по величине и форме по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч») на ощупь

- учить дифференцировать предметы по признаку «мокрый - сухой» полотенце, одежда, камешки, дорожки, листочки; «горячий – холодный» суп, чай, снег, дождь

4.Развитие вкусовой чувствительности

Задачи

- знакомить с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания игра «Угадай на вкус»

Формирование элементарных количественных представлений

Задачи

Первый – третий квартал

- знакомить с практическими действиями с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами

- учить выделять 1 и много предметов из группы по подражанию, образцу

- учить понимать вопрос сколько? отвечать на вопрос (ответы детей могут быть в вербальной и невербальной форме)

- учить различать количества пустой - полный

- учить выделять 2 предмета из группы по подражанию, образцу.

Ознакомление с окружающим миром

Задачи

Первый – третий квартал

- формировать представление об изменчивости погоды, знакомить с признаками осени

- знакомить с овощами и фруктами (морковь, лук, огурец, картошка, яблоко, груша, апельсин, лимон, помидор

- закреплять представления о домашних животных: кошке, собаке, корове, лошади, козе, свинье (части тела — голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога)

- учить узнавать знакомых животных по их голосам (звукоподражанию)

- знакомить с профессиями врача, шофёра

- знакомить с дикими животными: зайцем, ежом, медведем, лисой (строение, образ жизни)

- формировать представления о зиме как о времени года, закреплять представления детей о праздниках зимы

- расширять представления о посуде:

- познакомить с блюдцами, ножом, кастрюлей, чайником, половником, сковородой;

- знакомить с предметами одежды и обуви: пальто, шапка, шарф, варежки, сапоги, ботинки, туфли

- закреплять понятие о пище, знакомить с блюдами

- учить наблюдать за повадками и поведением птиц

- учить дифференцировать деревья, траву и цветы

Ознакомление с художественной литературой

Задачи

Первый – третий квартал

- разучивать наизусть стихи, песни и загадки, содержание которых связано с календарем природы и праздниками;

- продолжать учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок;

- формировать умение слушать и понимать содержание художественных произведений при использовании различных дидактических приемов (кукольный и настольный театр, фланелеграф, пальчиковый театр);

-формировать бережное отношение к книге, стремление самостоятельно рассматривать и пересматривать иллюстрации, желание повторно послушать любимую книгу;

-привлекать к участию в совместном с взрослым рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации;

Развитие ручной моторики

Задачи

Первый – третий квартал

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих

рук, зрительно - двигательную координацию в процессе игр с предметами-

орудиями;

- учить нанизывать крупные бусы из разного материала на шнурок по образцу, по словесной инструкции взрослого;

- продолжать учить бросать мелкие предметы (горох, фасоль, орехи) в сосуд с широким горлышком, используя захват предметов щепотью

- развивать операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета и различные предметы бытового назначения);

- учить проводить пальцами по дорожке на листе бумаги, от ее начала до конца (ширина дорожки от 2,5—2 до 1,5— 1 см)

- учить проводить карандашом непрерывную линию от ее начала до конца дорожки (ширина дорожки от 2,5—2 до 1,5—1 см)

- учить выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли, семечек) по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу («Грядки»)

- продолжать проводить с детьми игры с пальцами с речевым сопровождением по подражанию и образцу (пальчиковая гимнастика) «Пальчики в лесу», «Туки – тук», «Пальчик где твой домик»

- учить проводить прямые линии по пунктирам до определенной точки сверху вниз, слева направо «Дождик», «Светит солнышко», «Заборчик»

Обучение игре

Задачи

Первый – третий квартал

- развивать интерес к ролевым играм, стремление играть вместе со

взрослыми и другими детьми;

- организовывать условия для игры: подбор и изготовление атрибутов,

расположение их в пространстве для игры и т. п.;

- разнообразить действия с куклой и другими образными игрушками;

- поощрять самостоятельное желание играть в знакомые игры;

- учить воспроизводить цепочку игровых действий: кормление, укладывание куклы спать, гулянье с ней, мытье куклы, одевание, раздевание куклы.

- учить участвовать в инсценировании сказок «Колобок», «Репка», «Теремок»

- знакомить с сюжетными играми «Магазин», «Доктор»

- закреплять умение участвовать в коллективной строительной игре «Построим дом», «Построим гараж для машин», «Построим зоопарк»

Варианты игр

Игра «Дочки-матери»

«У нас в гостях кукла Катя»,«Кукла хочет спать», «День рождения медвежонка», «Прогулка малышей», «Купание малышей-голышей», «Стирка», «Праздник елки», «Оденем доченьку на прогулку», «Кукла Катя проснулась», «Поездка в гости на автобусе».

Игра «Автобус»

«Строим автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «Катаемся по городу», «Едем в гости».

Игра в магазин»

«Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», «Магазин

одежды».

Игра «Парикмахерская»

«Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)», «Папа ведет сына в

парикмахерскую (игры с куклой)», «Едем на автобусе в парикмахерскую»,

«Делаем прически к празднику» и т. п.

Игра «Доктор»

«На приеме у врача в медицинском кабинете», «Кукла Катя заболела», «Осмотр у врача», «В процедурном кабинете», «На приеме у врача в поликлинике

«Врачи скорой помощи едут лечить Катю».

Конструирование

Задачи

Первый – третий квартал

- вызывать интерес и эмоциональные реакции на конструктивную деятельность взрослого, создание простых построек для сюжетных игр («Башня для мышки», «Дорожка для мишки», «Гараж для машины», «Лесенка для зайчика» и т. д.)

- привлекать к совместным действиям со взрослым для создания простых построек; использование их в игре, сопровождаемой речевыми комментариями: «Вот строим домик для ежика. Открой дверь, туда ежик войдет. Вот так, вошел. Теперь закрой дверь, ежик там будет жить, спать»

- создавать условия для развития интереса к процессу конструирования, вовлекать в создание совместных напольных конструкций из строительного материала или мягких модулей («Дом для зайчика», «Дорожка для детей», «Ворота»)

-учить детей участвовать в коллективных постройках и играть, используя их

- учить строить из палочек «Домик» из трех палочек, «Дорожка», «Заборчик»

- учить создавать конструкции в разных условиях - на полу и на столе

- закреплять умение создавать простые постройки по образцу «Елочка» из палочек, «Мебель для куклы»

Физическое развитие

Задачи

Первый – третий квартал

-учить выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

-учить выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции взрослого.

-формировать интерес к участию в подвижных играх, обучать правилам некоторых подвижных игр

-учить бросать мяч в цель двумя руками.

-учить ловить мяч среднего размера.

-учить ходить по дорожке и следам.

-учить бегать вслед за воспитателем.

-учить прыгать на двух ногах на месте, передвигаться прыжками.

-учить ползать по гимнастической скамейке.

-учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе.

Культурно – гигиенические навыки

Задачи

- поддерживать и поощрять стремление ребенка к самостоятельности;

- привлекать внимание к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.;

- учить раздеваться и одеваться самостоятельно, с частичной помощью

взрослого и помощью друг другу;

- воспитывать культурные привычки: пользоваться носовым платком и

личной расческой;

-учить своевременно пользоваться туалетом;

- учить пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи;

- учить умывать лицо, руки в определенной последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный маршрут сопровождения ребенка

один из видов индивидуального маршрута сопровождения ребенка на дому или в ДОУ...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста

Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа  остаются в группах общеобразовательно...

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)

Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работ...