Техники запоминания
статья по коррекционной педагогике

Никулина Лидия Викторовна

Техники запоминания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Техники запоминания30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теория запоминания.

Есть несколько эффектов работы памяти.

1️⃣эффект генерации. Если мы учим много слов, то психика их со временем обрабатывает. То есть позже, выдаёт как своё. Что это значит? Например, мы выучили определенную категорию чего-то и пытаемся привязать это в использовании нашего повседневного опыта. Вводим потихонечку в свою речь, или прикидываем как и где мы будем в жизни это применять. Вплоть до того, что это надо объяснить другому, тогда и сам поймёшь и не забудешь уже точно, как говорится.

2️⃣эффект Зейгарник

Мы запоминаем хорошо то действие, которое не завершено.

Была такая женщина в психологии Блюма Зейгарник.

Как-то, она пришла в кафе со своими коллегами и посмотрев на соседний столик, решила, что обязательно закажет блюдо, которое ест девушка за соседним столом, сразу как только официант к ним подойдёт. При этом, она отметила, что официант, принимая заказы, ничего не записывает.

Рассчитав и обслужив клиентов за соседним столиком, освободившись, официант, наконец, подошёл к ним. Каково же было ее удивление, когда официант не смог вспомнить заказ, который только что был за соседним столиком. На вопрос Блюмы,  как так? Официант ответил, что он помнит заказ до тех пор, пока посетители не расплатились. Как только действие завершено, психика закрывает этот процесс и все.

То есть мы хорошо помним незавершенные вещи, именно поэтому, часто, на занятиях или лекциях преподаватели предпочитают оставлять последнюю и интересную тему незавершенной, чтобы слушатели быстро вспомнили, на следующем занятии, что изучали в прошлый раз и включились.

Это работает тогда, когда у нас мало времени и мы что-то учим частично, между делом. Например, едем в транспорте, в машине, слушаем, или моем посуду, посмотрели пару слов запомнили, но тема не закрыта и голова быстрее запомнит, будет это держать как незавершёнка. Дети по такому принципу отлично делают уроки, когда времени мало и перед тренировкой нужно хоть что-то успеть запомнить. Придя домой, после тренировки, они с лёгкостью вспомнят, что учили. А вот если времени много и они сели конкретно учить что-то, то могут сидеть долго, и эффекта не будет, отвлекаясь на другие вещи.

3️⃣эффект края.

Этот эффект открыл Герман Эбингауз. Человек хорошо запоминает то, что в начале и то, что в конце, а в середине расслабляется. Поэтому, при ведении переговоров, основную информацию доносят в начале и подводят итого в конце.

4️⃣ну и конечно, же, различные мнемотехники. Это техники упорядочивания информации при большом объёме данных.

-🔸Например делим текст на абзацы, выделяя их курсивом или обозначаяя рисунком

-🔸раскладываем мысленно слова по полкам, зная точно какое количество слов на каждой полке и название полки

-🔸привязываем к знакомым уже названиям в русском языке

-🔸Распределяем по алфавиту

-🔸несколько слов в предложении заменяем картинками

-🔸метод мест ( зрительно запоминаем что -где)

-🔸рифмы

-🔸рисунок например учим климатические зоны в России с севера на юг : Арктика, тундра, лесотундра, смешанные леса, широколиственные леса, степи, лесостепи, пустыни и полупустыни, субтропики. Разрисовываем с севера на юг по цветам и все хорошо запоминается. Смотри последнюю картинку.

-схемы со стрелками, что от чего и т.д.

🔵P.S. Заучиваемую информацию желательно возобновить через несколько часов, а потом повторить рано утром, тогда она точно никуда не денется ( три предъявления для памяти). Именно поэтому в телефоне с самого утра лучше не залипать. Не засорять мозг, потому что именно первая информация очень хорошо усваивается и формирует наше настроение на день. И ❤️, если было полезно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Приёмы успешного запоминания для детей дошкольного возраста

Статья предназначена широкому кругу пользователей / родителям, педагогам, учителям - логопедам/. Содержит различные методы и приёмы, способствующие успешному запоминанию материала....

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале ш...

«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Путешествие со смешариками в страну запоминанию

Применение игр, направленных на развитие логической памяти...

Тема: «Мастерская букв» Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв

Уважаемые родители!Формирование навыка чтения необходимо  для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что...

Мнемотехнические приемы запоминания. Использование мнемотехнических приемов запоминания в логопедической работе.

В материале описаны виды и приемы запоминания. Раскрыты понятия: мнемоника, мнемотехника, мнемотехнические приемы запоминания. Описаны особенности мнемотехнических  приемов запоминания. Представл...