Приёмы успешного запоминания для детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему
Статья предназначена широкому кругу пользователей / родителям, педагогам, учителям - логопедам/. Содержит различные методы и приёмы, способствующие успешному запоминанию материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ.
«Если …. Хотите, чтобы дитя усвоило что- нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку… Призовите к участию осязание, обоняние, вкус. При таком дружном содействии всех органов вы победите самую ленивую память. ».
К.Д. Ушинский
В последнее время участились случаи жалоб родителей и педагогов на то, что некоторые дети с трудом запоминают тот или иной стихотворный текст . Попробуем разобраться с чем это связано.
Являясь одной из самых сложных психических функций человека , память имеет разные виды и формы. К видам относятся наследственная и прижизненная. Первая в основном это инстинкты. Она почти не зависит от условий жизнедеятельности организма . Что касается прижизненной памяти, то это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти.
Прижизненная память имеет, кроме того, свои структурные иерархии. Она делится на мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную. На них подробно мы останавливаться не будем, отметив при этом, что пределов человеческой памяти практически не существует. Вот что говорит об этом Р.М. Грановская: «Объем долговременной памяти практически не ограничен, также не ограничено и время хранения информации в ней» .
Сам процесс запоминания делится на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в памяти.
Здесь следует заметить , что способность запоминать в первую очередь зависит не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы , связанные в действительности. Запомнить что-то – значит запоминание с уже известным , образовать ассоциацию. Ассоциация- это временная нервная связь.
В настоящее время существует много различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ознакомимся с некоторыми такими приемами:
- Мнемотехника. Она использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать все вышеперечисленные этапы процесса запоминания, сохранения и припоминания информации. Особенность методики- применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних- дом. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Не связанные на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
Ниже приведены примеры мнемодорожек.
Взрослый вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.
Таблица – рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы ребенок мог повторить текст. Старшие дошкольники могут придумывать рисунки- символы вместе со взрослым. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.
- Создание мысленного образа. (для детей старше 5 лет). Любой текст можно представить мысленными образами. Для примера возьмем стихотворение И.Михайлова:
В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет-
И как будто пляшет!
Это чучело – оно
Сторожить поставлено.
Взрослый читает первую строчку стихотворения, просит ребенка закрыть глаза и представить содержание этой строки в уме. При этом важно нарисовать картинку яркой, почувствовать, как к ней относишься: нравиться ее содержание или нет. Далее продолжается тоже самое с остальными строчками. Взрослый дает ребенку установку вспомнить стихотворение отталкиваясь от мысленных образов (с закрытыми глазами) и описать их своими словами. Далее ребенок прочитывает стихотворение вслух ( если нужно образы подправляются или исправляется последовательность, в которой эти образы возникают).
Важно каждый раз обсуждать заучиваемое стихотворение, просить ребенка поделиться впечатлениями от самого текста.
- Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста (так как образуются дополнительные ассоциации). Суть этого метода состоит в том, что к слову или строке подбираются движения которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Домик
Дом мы строим
(Создать угол- «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом).
Выше, выше!
(Поднять руки вверх).
Есть окошки в нем и крыша.
(Создать угол- «крышу» пальцами обеих рук, большие пальцы соединить по прямой линии. Получиться треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения совместно со взрослым.
- «Игровые» стихи. Можно помочь ребенку запомнить стихотворение через игру- драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала текст читает взрослый, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Мишка косолапый по лесу идет
(Ребенок берет игрушку и показывает как мишка ходит).
Шишки собирает и в карман кладет,
(Ребенок кладет в карман игрушки шишку).
Шишка отскочила прямо в мишке в лоб,
(Ребенок достает из кармана шишку и «ударяет» об лоб мишки).
Мишка рассердился и ногою топ!
(Ребенок рычит как медведь и топает ногой).
Также главным действующим лицом может быть и ребенок. Здесь взрослый читает текст, а ребенок сам показывает необходимые движения.
- Рисуем, лепим стихотворение. Для лучшего запоминания можно предложить ребенку нарисовать, (вылепить) то, о чем говориться в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребенком все то, что он нарисовал (вылепил): цвет, форму, размеры предметов.
- Музыка при заучивании стихотворений. Учеными доказано негромкое включение музыки, во время заучивания стихотворения, способствует более эффективному запоминанию. Особенно благотворное влияние на этот процесс оказывают произведения Моцарта- его пьесы навевают целебный альфа-ритм, который эффективен не только для успешного запоминания, но и при нарушениях сна, неврозах, тревожных состояниях.
- Считаем стихи. Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении( главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания –в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.
Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!». Сначала воспитатель ищет детей, а потом по желанию,- дети. Поиграв так несколько раз, малыши запоминают считалку. В старших группах детям можно прохлопывать нужный ритм. При этом можно использовать музыкальные инструменты( ложки, маракасы и т. п.).
Таким образом, все вышеперечисленные приемы направлены на улучшение качества и объема запоминаемого материала путем образования дополнительных ассоциаций.
Несколько слов о нейробике. Нейробика – это разминка для мозга, стимулирующая его работу. Например, можно предложить ребенку выполнять какие-нибудь привычные действия ( одеваться или ходить по квартире) с закрытыми глазами. Или чистить зубы левой рукой, если ребенок правша, и наоборот. Делая привычные вещи другим способом, мы заставляем работать клетки мозга, которые раньше не были задействованы в процессе. Это способствует укреплению памяти, и влияет на качество запоминания .
Продукты, которые улучшают память. От продуктов питания напрямую зависит ясность ума и концентрация внимания. Так, например, ученые считают, что рацион, насыщенный животными жирами, ухудшает работу мозга. Негативно складывается на работе мозга и увлечение сладкими газированными напитками. Чтобы помочь мозгу полноценно работать важно включать в детское меню больше свежих овощей и фруктов. Обязательно включать в рацион рыбу и оливковое масло- они богаты полиненасыщенными жирными кислотами омега-3. Важно ввести в рацион различные крупы, орехи, хлеб из муки грубого помола. Нужно соблюдать питьевой режим. Лучше употреблять чистую воду и свежие соки.
ЛИТЕРАТУРА
- Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М.:Издательство «Ось-89», 2005.
- Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2000.
- Гарибян С. А. Школа памяти. Москва, 1992.
- Широких Т.Д. Учим стихи- развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. С. 59-62.
- Житникова Л.М . Учите детей запоминать. М., 2000.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.- 44с.
- Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки.- М.: ТЦ Сфера, 2011.- 32с.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. №4. С. 102-115.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-354707-1385444809.jpg)
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-422744-1395582314.jpg)
Методические приёмы развития процесса запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.
Основной метод специального обучения – практический, который используется в комплексе с приёмами наглядного и словесного метода. Основным...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-422744-1395582314.jpg)
Актуальные приёмы развития запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.
Леонтьев А. Н. отмечал, что для ребёнка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игра и будет основной формой развития видов и пр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830334-1476333145.jpg)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим процесс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-881157-1485947004.jpg)
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/16/picture-599902-1497602757.jpg)
Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...