Главные вкладки

    Актуальные приёмы развития запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.
    картотека по обучению грамоте (средняя группа) на тему

    Бодрова Оксана Николаевна

                  Леонтьев А. Н. отмечал, что для ребёнка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игра и будет основной формой развития видов и процессов памяти у дошкольников с ОНР. В играх, особенно в коллективных, формируются качества личности детей, развивается чувство ответственности, воля и характер.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Актуальные приёмы развития запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.

         Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. 

                  Леонтьев А. Н. отмечал, что для ребёнка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игра и будет основной формой развития видов и процессов памяти у дошкольников с ОНР. В играх, особенно в коллективных, формируются качества личности детей, развивается чувство ответственности, воля и характер.

            Дидактические игры  - это игры обучающие. Роль игры в коррекционно-педагогическом процессе – устойчивое закрепление изученного материала. Играя с увлечением, дети за игрой повышают способность к произвольности внимания, обострению наблюдательности, более точному восприятию, осмыслению знаний.

        Игры позволяют индивидуализировать работу, дать задания посильные каждому ребёнку с учётом его умственных и психических возможностей, характером речевого заболеваний и максимально развивать способности  каждого ребёнка.

       Игры и упражнения, развивающие способность запоминать  использовать во всех видах НОД , а также включать в коррекционный образовательный процесс. Коррекционная работа осуществлялась мной  в игровой форме на фронтальных,  подгрупповых и индивидуальных  образовательных областях.

     Картотека игр для  развития  всех видов памяти,

                                             фонематического  слуха.

    1.  Красный- белый
    2. Где звук?
    3. Поймай рыбку.
    4. Кто внимательнее.
    5. Кто больше слов придумает?
    6. Слова перевертыши.
    7. Найди место для своей картинки.
    8. Будь внимателен
    9. Телеграф
    10. Звенит-Жужжит.
    11. Кто больше?
    12. Угадай слово.
    13. Отстукивание слогов.

                                                               Красный -Белый

     Цель.  Развитие фонематического слуха, слуховой памяти; нахождение звука в словах, воспринятых на слух

    Оборудование.   По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый)

    Описание игры.  Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет –поднимают белый кружок.

                                                              Кто больше?

    Цель.  Развитие зрительной памяти; нахождение звука в названиях предметов по картине.

    Оборудование.   Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

    Описание игры.  Педагог показывает картину, например «Огород».  После рассматривания картины педагог предлагает рассказать,  что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук   р (звук с). За каждое слово дается карточный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

                                                              Где звук?

    Цель.   Развитие фонематического слуха, слуховой памяти;  нахождение места звука в слове

    Оборудование.   Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями , фишка (флажок или кружок).

    Описание игры.    Педагог называет слово. Дети определяю место заданного звука в слове . В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или средине, фишка становится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничится только одной большого формата полоской и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

        Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. – Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием:  гласный должен быть ударным ( аист, река, мак).

                                                     Поймай рыбку

    Цель.  Активизация словарного запаса,  автоматизация отдельных звуков.

    Оборудование.  Металлические скрепки,  небольшие предметные картинки                      ( изображенный предмет вырезан по контуру). Коробка и удочка с магнитом из игры     « Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

    Описание игры.    Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы.  Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука         ( например,   р). Его место в слове ( в начале , конце,  середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко.  Выигрывает то , кто наберет больше очков

                                                      Кто внимательнее?

    Цель.  Развитие фонематического слуха, слуховой памяти ; активизация словаря,  автоматизация разных звуков.

    Оборудование. Картинки на определенный звук.

    Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: « Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушаете и отгадаете,  какой звук встречается во всех произнесенных мною словах.  Кто угадает,  тот поднимет руку».  Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука   с: санки,   стакан,  сумка,  слон,  скамейка.  Дети говорят: C .  Педагог: « Правильно, все эти слова начинались со звука  С.  Назовите мне их».  Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.  Игру можно усложнить.

                                               Кто больше слов придумает?

    Цель.  Развитие фонематического слуха, слуховой памяти ; активизация словаря,    автоматизация разных звуков.

    Оборудование.  Мяч,  фанты

    Описание игры.  Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.  Затем дети образуют круг.  Один из играющих бросает кому –нибудь мяч.  Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком.  Он получает фант .

    Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

                                               Слова- перевертыши

    Цель.  Развитие фонематического слуха, словесно –логической  памяти; активизация словаря,  обучение слоговому анализу слова.

    Описание игры.  Один ребенок выходит из комнаты,  а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например:   люк (кол),  мод (дом), зако (коза), сако(коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит,  чтобы загадывались доступные для играющих слова при перевертывании не допускалось ошибок.

         Можно предложить детям и другие варианты:  загадывать по одному,  а разгадывать всей группе: кто первый отгадает,  тот и начинает загадывать.

                                          Найди место для своей картинки

    Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой  и зрительной памяти

     ; активизация словаря,  дифференциация разных звуков.

    Оборудование.  Картинки, в названии которых,  например, есть звуки  ш  и  ж.

    Описание игры.  Дети сидят за столами.  Педагог показывает им картинки, где изображен шар.  Педагог говорит:  «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш…  Эту картинку я кладу с левой стороны стола».  Затем показывает им картинку,  где изображен жук,  и напоминает ,  как жук жужжит: ж-ж-ж…  « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола.  Сейчас я буду показывать и называть картинки , а вы слушайте, в названии какой из них будет звук  ш или  ж.  Если услышите звук  ш, то картинку надо положить слева,  а если услышите звук   ш, то ее надо положить с право». Педагог показывает,  как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

    Картинки надо подбирать  так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию.  Нельзя брать такие слова, где звук   ж  стоит в конце слова или перед глухим согласным.

                                                      Будь внимателен

    Цель. Развитие фонематического слуха, зрительной памяти ; активизация словаря,  автоматизация разных звуков.

    Оборудование.  Различные игрушки  и предметы:  слон,  кукла, мишка,  лиса, курица,  автобус и т.д.

    Описание игры.  Обращаясь к детям, педагог говорит: « Я буду называть игрушки . Как только вы услышите первое слово,  в котором есть, например, звук   С, вы должны поднять руку».  Затем он вызывает ребенка и  называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его.  Для игры берут предметы, в названии  которых звук  С  встречается в начале,  середине и конце слова.  Если ребенок ошибается,  то он должен сам придумать слово со звуком  С.  В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов,  чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слова  ( аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).

                                                  Телеграф

    Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти ; обучение слоговому анализу слова.

    Описание игры.   Педагог говорит:  « Дети,  сейчас мы с вами поиграем в телеграф.  Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город».  Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками.  С начала детям дают двусложные слова, подбирая  по степени трудности (папа, мама, окно, кровать).   Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова  ( ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумать слова, которые надо передать по телефону.

                           

                                                            Угадай слово

    Цель.  Развитие фонематического слуха, словесно - логической памяти;  составление слов с определенным количеством слогов.

    Описание игры.  Дети сидят за столами.  Педагог говорит: « Сейчас мы будем с вами отгадывать слова.  Я вам не назову их,  а только передам по телеграфу- отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова».   Если же дети затруднятся назвать слово,  педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог.

     Игра повторяется,  но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово,  которое ему отстучат,  назвать его и отстучать.  Когда дети усвоят игру,  ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

                                                         Звенит – жужжит

    Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти ; дифференциация звуков       З – Ж.

    Описание игры. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звуки   З или Ж. Водящий,  вернувшись,  подходит к каждому ребенку,  и тот говорит ему слово.  Если водящий слышит в слове звук  З,  то он говорит: «Звенит», если слышит звук  Ж,  то говорит: « Жужжит».  Оцениваются и ответы водящего,  и придуманные детьми слова.

                                                     

                                                Отстукивание слогов

    Цель. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти ;обучение слоговому анализу слов.

    Оборудование. Барабан,  Бубен.

    Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет , что каждому ребенку будет дано слово,  которое он должен отстучать или отхлопать.  Произносит отчетливо  и  громко слово, например  колесо.  Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов слова.  Победителями будут те, кто не сделал не одной ошибки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы успешного запоминания для детей дошкольного возраста

    Статья предназначена широкому кругу пользователей / родителям, педагогам, учителям - логопедам/. Содержит различные методы и приёмы, способствующие успешному запоминанию материала....

    МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим процесс...

    Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

    Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

    Консультация «Актуальность, проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях»

            Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и п...

    Приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста.

    Анализ возможностей развития памяти у детей дошкольного возраста....

    Методы и приёмы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях

    В настоящее время педагоги, психологи и родители отмечают у современных детей взаимосвязь высокого уровня технического развития с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Тогда как г...