Статья: "Эффективное воздействие лепки на всестороннее развитие ребенка с ЗПР"
статья по коррекционной педагогике

Сазонова Ирина Николаевна

Статья предназначена для педагогов дошкольного образования и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективное воздействие лепки на всестороннее развитие ребенка с ЗПР.

 За первые 6-7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно - логическим мышлением. Важная особенность  развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие - физическое, умственное, нравственное, эстетическое.

Следует отметить, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается неодинаковым. В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем, так называемой школьной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с задержкой психического развития.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии.

Задержка психического развития - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает у детей моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. Дети неумело держат ложку, кисточку и карандаш, зажимая их в кулачке. При рисовании карандашами у многих детей нет нажима или, наоборот, движения рук резкие, отрывистые, размашистые. В работе с пластическими материалами дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные.

В связи с тем, что занятия лепкой, не только интересны и увлекательны, но и очень полезный вид детской деятельности развивающий художественный вкус, мелкую моторику, массирует определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга.  А центры мелкой моторики тесно связаны с речевой функцией. Лепка помогает тренировать пальцы рук, и в дальнейшем подготавливает кисть и пальчики к письму.

Поэтому, одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.

Лепка – творческий процесс, который заключается в создании объемных фигур руками с помощью специальных инструментов, соленого теста, пластилина, глины. Занятия лепкой эффективно воздействуют на развитие ребенка. Повышают сенсорную чувствительность, способствуют восприятию формы, фактуры, цвета, развитию воображения, мышления, позволяя включать в рабочий процесс обе руки одновременно. Лепка дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, абстрактного и логического мышления. Развивает внимание, умение сконцентрироваться, учит терпению и усидчивости.

Занятия лепкой благотворно влияют и на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние ребенка, помогают уменьшить возбудимость и раздражительность. Они связаны с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний – волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.

Работая с материалом, которому можно при желании придать любую форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и любознательность. Он учится экспериментировать. Работая над объемными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные качества объектов. У них формируются знания о свойствах окружающего мира, умение планировать и контролировать свою деятельность,  улучшается зрительное восприятие. Развивают социально- коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Многие родители не любят заниматься с детьми лепкой, считая пластилин «неудобным» для домашней обстановки материалом, оставляющим грязные, жирные пятна. Считают, что вполне достаточно занятий в детском саду. В настоящее время, магазины предлагают нам широкий ассортимент масс для лепки, которые не только не оставляют неприятных пятен, но и полностью безопасны для вашего ребенка. Так же можно самим изготовить массу для лепки, добавив в нее пищевые красители или раскрасить уже готовое изделие. Уделите время вашему ребенку, дайте детям в руки пластилин, глину, тесто. Сядьте рядом с ребенком, понаблюдайте за ним, когда он лепит, в этот момент он создает свой собственный маленький мир. Вы можете придумать с ним сказку и предложить вместе слепить героев, а потом обыграть ее. Этим вы не только развиваете мелкую моторику, но и формируете грамотную, диалогическую речь.

У некоторых детей пластилиновая лепка не является любимым занятием. Чтобы вызвать интерес малыша к этому, не надо особо подталкивать его и упорствовать. Вы можете усадить его с вами и показать ему несколько примеров лепки. Детям обычно нравится что-нибудь повторять за своими родителями. Есть вероятность, что ему будет интересно повторить за вами и здесь.

Сначала покупайте ему более мягкие сорта пластилина, например марки «Gadi». Он изготовлен из хорошей и качественной мастики и имеет цветную палитру. К тому же, эта мастика не залипнет на пальцах, и будет хорошо поддаваться формированию из неё. Ребенок сможет самостоятельно делать разные цветные кубики и шарики, а потом играть с ними.

В обучении нужно учитывать возрастные особенности ребенка. Уроки лепки следует начинать с простых приемов:

  • разминание – на небольшие кусочки соленого теста или пластилина оказывают надавливание сначала пальчиками, а потом и целой рукой, в такой способ подготавливаются к работе мышцы рук, а также делает материал более эластичным и податливым;
  • отщипывание – от большого куска теста или пластилина необходимо кончиками пальцев (участвует большой и указательный пальцы) отщипывать небольшие кусочки;
  • «шлепанье» – ладонь напряженная, пальцы прямые, необходимо энергично хлопать по эластичному материалу, при этом можно давать рекомендации детям относительно размаха рук;
  • сплющивание – задача с одного куска эластичного материала сделать плоскую лепешку, данная манипуляция может проводиться как пальчиками, так и с помощью подручных материалов, например, специальной скалочки или карандаша.

Задача первых занятий показать основные приемы и заинтересовать ребенка. Можно взять лист бумаги с рисунком, либо нарисовать что-либо не сложное самим.  Из пластилина катаем мелкие шарики тех цветов, которые вы планируете разместить на картине (для первого раза достаточно будет и одного цвета). Показываете ребенку, как прилепить пластилиновый шарик и путем нажатия на него пальцем расплющить его в маленькую лепешку. Такими шариками заполняется вся картина. Малыш может лепить и на больших расстояниях друг от друга, и друг на друга шарики, ненавязчиво поправляйте его, не настаивайте на точности и аккуратности, это придет со временем, когда вы таких картин слепите уже несколько штук.

C:\Users\user\Desktop\сазонова\для печати в папку\для публикации\IMG_20191031_105932.jpg Новичков Василий 5 лет «Ветка облепихи»

Творческих успехов.

Список использованной литературы и электронных ресурсов.

  1. Борякова Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»№1, 2004.
  2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей).//М. «ГНОМ и Д», 2007.
  3. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем». // М.: Творческий центр «СФЕРА», 2001.
  4. Маркова Л.С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития»// «АЙРИС-ДИДАКТИКА».-2005.
  5. Шевченко С.Г. «Обучение детей с задержкой психического развития», // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №1, 2004.
  6. Ссылка на источник: https://autizmy-net.ru/formirovanie-navyikov-lepki-u-detey-s-zpr/
  7. Ссылка на источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...

статья "Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего развития ребенка"

раскрывается необходимость изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка-дошкольника...

«Лепка – метод всестороннего развития ребенка»

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста....

«Лепка – метод всестороннего развития ребенка»

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ...

Консультация для родителей на тему: «Роль лепки во всестороннем развитии дошкольника».

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка...

Консультация для педагогов и родителей "Влияние различных техник лепки на всестороннее развитие дошкольников".

Лепка влияет на всестороннее развитие ребёнка: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое. Это одно из самых увлекательных, интересных и любимых видов д...

Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь.В народном творчестве выражаются ...