«РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ефимцева Людмила Афанасьевна

          Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. От развития мелкой моторики зависит подготовка руки к письму, выполнять мелкие движения пальцами и руками. Происходит скоординированность  действий нервной , мышечной и костной системы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики рук повышает работоспособность головного мозга, это  толчок ребенку к познавательной и творческой  активности.                Развитие мелких движений рук, также способствуют общему интеллектуальному развитию ребенка. В дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.

К  школе у ребенка достаточно    должны быть развиты те системы и функции организма, которые  испытывают повышенную нагрузку во время обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_efimtseva_petrova_galinova.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

     «РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»              

                                                                                                       

                                                                Истоки способностей и дарования

                                                            детей на кончиках  их пальцев.

                                                                                              В.А. Сухомлинский

          Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. От развития мелкой моторики зависит подготовка руки к письму, выполнять мелкие движения пальцами и руками. Происходит скоординированность  действий нервной , мышечной и костной системы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики рук повышает работоспособность головного мозга, это  толчок ребенку к познавательной и творческой  активности.                Развитие мелких движений рук, также способствуют общему интеллектуальному развитию ребенка. В дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.

К  школе у ребенка достаточно    должны быть развиты те системы и функции организма, которые  испытывают повышенную нагрузку во время обучения.

Согласно данным психологов, у ребенка дошкольника слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений несовершенна. Зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведение  букв, цифр и их элементов, находятся на разной  стадии развития.

 Работа по развитию мелкой моторики должна начаться  задолго до поступления в школу. Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе . Длительная и кровопотливая это  работа. Одна из важных задач. С каждым годом становиться все актуальнее.

С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Но не у всех детей происходит само собой, многим детям сложно использовать мелкие предметы,  карандаши, ножницы, кисти, пальцы рук слабы, не ловкие.

Поэтому необходимо заранее позаботиться  о развитии рук и пальцев. Развитие  мелких движений рук также способствует  общему интеллектуальному развитию ребенка, в дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.

Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе .Очень длительная и кровопотливая работа. Одна из важных задач, с каждым годом становиться все актуальнее.

Развитие мелкой моторики у ребенка и подготовки его руки к письму в школе,  нужно много времени, разнообразных методов и приемов, материала, пособий применять в работе.

Создать условия, где ребенок мог развивать необходимые навыки, для формирования мелкой моторики и овладению письмом в школе.

Работу по развитию мелкой моторики можно осуществлять во время

непосредственной образовательной деятельности: во время  рисования, лепки, аппликации, конструировании, при этом  не мешая фантазировать ребенку. Обязательно следить , чтоб правильно держал карандаш, ручку, кисть, ножницы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук, повышают работоспособность , толчок к познавательной и творческой  деятельности.

Также в  свободной деятельности.

Важно создать условия для развития навыков ручной умелости, с младшего возраста.

- пазлы крупного и среднего размера (в старшем возрасте помельче);

- пальчиковые игры;

- раскрашивание крупных рисунков с  младшего возраста, в старшем  возрасте рисунки мельче ;

- штриховка  предметов в разном направлении;

- игры вкладыши;

- шнуровка;

-игры со счетными  палочками;

- заучивание  стихов с движением  кисти рук, корпусом тела;

- завязывание и развязывание ленточек;

- застегивание и расстегивание пуговиц, завинчивание крышек и т.д.

- разбирать крупы по цвету и величине;

- игры с мелкими предметами, различный конструктор;

Развивая мелкую моторику у ребенка дошкольника, развиваем умение слушать голос взрослого, задание. Вырабатывается усидчивость, доводить начатое дело до конца, радоваться полученным  результатам. Все эти  упражнения приносят детям радость, но при этом не допускать переутомляемости.

В старшем возрасте детям предлагается выполнять более сложные задания. Интересно детям выполнять работу простыми , цветными карандашами, ручками.

Можно выделить основные направления по развитию мелкой моторики и координации движений  у детей дошкольного возраста.

1.Пальчиковый игротренинг.

-физкультурные  минутки, гимнастика в стихах, игры с пальчиками;

- самомассаж с предметами и без предметов;

2.Карандаш – развлекалка.

-  штриховка  (в разном направлении)

-задания в прописях, раскрасках;

- работа  с трафаретами, лекало

- соедини точки (раскрась, заштрихуй)

- дорисуй;

- волшебные узоры;

- обведи рисунок;

- лабиринты

3. Ловкие пальчики

- работа с пластилином

- лего – конструкторы;

- работа с бумагой, картоном ( вырезание ножницами , обрывание)

-шнуровка; («Веселый шнурок»)

- выкладывание фигур (из счетных палочек);

- игры на сенсорику.

4. Считаем – рисуем

- работа  в тетрадях клеточку, полоску;

- ориентировка  в пространстве на листе;

- графические диктанты;

- копирование по точкам;

-слуховой диктант;

Занимаясь подготовкой руки : учите ребенка держать правильно карандаш,  не торопите ребенка, пусть аккуратно выводит линии. Не забывайте хвалить ребенка. Превращая каждое занятие в интересную игру. Играй те искренно, не принужденно. Важно обращать внимание на  посадку ребенка за столом.

Системная работа по развитию мелкой моторики руки влияет на всестороннее развитие  ребенка и способствует  успешной подготовки к школе.

Результаты не заставят вас долго ждать:

- совершенствуются двигательные навыки у детей, моторика, координация, пространственные представления;

-развивается ловкость, подвижность;

- знакомиться  с техникой лепки, рисования, со свойствами бумаги, различными видами аппликации (вырезание, обрывание);

- массаж положительно влияет на самочувствие ребенка;

- овладеет приемами работы с разными инструментами;

-творчески будет применять материал в художественной деятельности;

- овладеет нормами поведения;

- почувствует свою успешность, будет талантливым,  уравновешенным, рассудительным;

Ребенок дошкольник будет хорошо подготовлен к школе,  то школьные занятия не будут для него скучными, утомительными,  а интересными.

 Работа  по мелкой моторики должна начаться с младшего возраста и до  подготовительной группы.

Литература

  1. Гаврилова С.Е, Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. [Текст] / Гаврилова С.Е, -   Ярославль: Академия развития,  - 2009г.
  2. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. [Текст] /  Лыкова И.А. - Изд. « Карапуз»  - 2005г
  3. Новиковская О.А,. [Текст] / АСТ; СПб. ; Сова - 2007г.
  4. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для  развития дошкольника» [Текст] /  Савина Л. П., Москва АСТ – 2004г.
  5. Сахарова О.М. Готовим руку к письму. [Текст] /  Сахарова О.М. - Москва. РОСМЭН. - 2008г.
  6. Н. Рымчук « Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» [Текст] /  Н. Рымчук - Ростов  н/Д: Владис: РИПОЛ классик, - 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7лет

Система работы по подготовке руки к письму у детей с ОНР....

Изобразительная деятельность как одно из средств развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены теоретические основы влияния изобразительной деятельности на ручную умелость у детей старшего дошкольного возраста, а также методика использования разнооб...

Родительское собрание "Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет"

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точно­сти. Другими словами, фор­мирование речи совершается под вли...

Рекомендации по развитию ручной умелости у детей ("отвели бутуза в сад")

Рекомендации для родителей :развиваем мелкую моторику (умелые ручки)....

Развитие речи через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.

Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, быстрая истощаемость воображения, не...

Направление развития ручной умелости у детей дошкольного возраста

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.- Запускать пальцами мелкие "волчки".- Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки.- Сжимать и разжимать кулачки (...

Тема самообразования «Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста»

Самообразование по теме "Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста"...