Статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ ТУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Конюхова Светлана Леонидовна

Работая с дошкольниками, мы обратили внимание на то, что дети неуверенны, скованны, растерянны в применении нестандартных приемов  творчества и при экспериментировании с различным материалом; затрудняются  самостоятельно проявить свое творчество, а также недостаточно развита ручная умелость. У многих дошкольников не происходит усваивание техник и приемов работы с бумагой и различными материалами. Исходя из вышеперечисленных трудностей,  мы подобрали методическую литературу  для углубленного изучения этой темы и пришли к выводу, что нужно разнообразить запланированные программой практические занятия дошкольников через нетрадиционную аппликацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gomel.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования

 Гомельского областного исполнительного комитета

 Государственное учреждение образования

«Гомельский областной институт развития образования»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – XXI ВЕК

Материалы

Международной научно-практической конференции

20 июня 2024 года

Гомель 2024

 Редакционная коллегия: 

А. З. Бежанишвили, зав. кафедрой управления и технологий образования, канд. пед. наук, доцент;

Н. А. Котова, профессор кафедры управления и технологий образования, канд. философ. наук, доцент;

Н. Н. Лобанова, старший преподаватель кафедры управления и технологий образования;

Г. Л. Шереш, старший преподаватель кафедры управления и технологий образования;

Т. Д. Гартвик, старший преподаватель кафедры управления и технологий образования.

Образовательный процесс — XXI век [Электронный ресурс] : материалы Международной научно-практической конференции, Гомель, 20 июня 2024 г. / государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования» ; ред. кол.: А. З. Бежанишвили (отв. ред.) [и др.]. – Гомель, 2024. – 545 с.

В сборнике представлены статьи, подготовленные участниками научнопрактической конференции – педагогами-теоретиками и преподавателямипрактиками. Материалы, раскрывающие актуальные проблемы инновационной деятельности в системе образования, содержат анализ различных направлений указанной проблемы. Адресуется научным сотрудникам, педагогам учреждений общего среднего, дошкольного, высшего и дополнительного образования, методистам, аспирантам, магистрантам. За содержание и достоверность информации в материалах сборника ответственность несут авторы. В авторской редакции.

© Государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования», 2024год.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ ТУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Конюхова С.Л., воспитатель высшей квалификационной категории, категория «педагог – наставник»; Пикало Д.И., воспитатель

Омская область,  р.п. Полтавка, МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко».

Работая с дошкольниками, мы обратили внимание на то, что дети неуверенны, скованны, растерянны в применении нестандартных приемов  творчества и при экспериментировании с различным материалом; затрудняются  самостоятельно проявить свое творчество, а также недостаточно развита ручная умелость. У многих дошкольников не происходит усваивание техник и приемов работы с бумагой и различными материалами. Исходя из вышеперечисленных трудностей,  мы подобрали методическую литературу  для углубленного изучения этой темы и пришли к выводу, что нужно разнообразить запланированные программой практические занятия дошкольников через нетрадиционную аппликацию.

Наиболее привлекательным и мало изученным видом изобразительной деятельности дошкольников является аппликация, а чтобы она стала более интересной для детей, мы используем нетрадиционные материалы: береста, скорлупа, ткань, солому, плоские пуговицы, цветной песок. [3, с. 126]  Дети с удивленными глазами смотрят на нас, когда мы им предлагаем сделать аппликацию из пуговиц, у них появляется неподдельный интерес и желание использовать «новый» материал для творчества.

Мы считаем, что тема нашего опыта является актуальной. Нетрадиционные техники аппликации не содержат нового открытия или изобретения, она представляет собой систематическую работу для развития ручной умелости у детей при  изготовлении творческих поделок из нетрадиционных материалов. Ручная умелость – это формирование операционно-технических умений (захватывания, удерживания, перемещения, совмещения). [2, с. 47]   Когда дошкольник способен выполнять руками определённые движения при самообслуживании, в процессе трудовых и бытовых действий, использовать умение и навыки в ручном труде, письме, изобразительной деятельности.

Для развития ручной умелости через нетрадиционные техники аппликации у детей в группе  создали  соответствующую  предметно-пространственную развивающую среду,  разместили в ней   не только программные материалы,  но и нетрадиционные бросовые,  а  также  природные  материалы. Все это находится в свободном доступе для дошкольников и дает им возможность экспериментировать с ним.  Мы подобрали разнообразную литературу, чтобы развивать у детей творческие способности, самостоятельность и инициативу в практической деятельности, воспитатель должен быть сам заинтересован в установлении положительной творческой атмосферы в группе.

Именно в игровой деятельность происходит реализация потребности детей действовать самостоятельно, проявлять инициативу. Игровая мотивация приводит к тому, что выполнение заданий детьми становится осмысленным, интересным и увлекательным. В группе совместно с детьми мы становимся сказочными героями и художниками, поэтому дошкольники охотно  включаются в совместные игровые ситуации.

Работа будет успешной в данном направлении, благодаря совместным усилиям педагогов и семьи.  Чтобы привлечь родителей к образовательному процессу в данном направлении, мы проводим круглые столы, анкетирование, индивидуальные беседы с  рекомендациями  по  развитию  ручной умелости у детей дошкольного возраста. В работе с родителями используем такие формы, как  дни открытых дверей, родительские клубы, брошюра на заданную тему.

         В нетрадиционной технике аппликации можно применить: пластилин, пробки от бутылок, семена и даже конфетти. [4, с. 85]  Благодаря регулярной  работе по аппликации с нетрадиционным материалом у дошкольника развивается творчество, креативное мышление, самостоятельность, дети фантазируют и воображают, а еще происходит осваивание свойства материала на практике. Такая техника хорошо развивает ручную умелость, дает возможность создать шедевры без применения ножниц.

Занятия по нетрадиционной аппликации должны проходить систематически, последовательно (от простого к сложному), все должно проводиться по желанию ребенка и обязательно хвалите ребенка за его достижения.

Эта тема оказалась новой для всех участников образовательного процесса. Нашим воспитанникам интересно мастерить все своими руками, родителям открывать творческие способности своих детей, а нам педагогам легко заинтересовать воспитанников для развития моторики рук.

В дальнейшем планируем показать наш опыт коллегам других детский садов, выступить с мастер-классом на ассоциации групп кратковременного пребывания и провести практический семинар для молодых педагогов. Планируем продолжить работу с дошкольниками для  освоения новой нетрадиционной техники аппликации, которая будет развивать ручную умелость дошкольников.

 

Список литературы

  1.  Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук / Антакова-Фомина Л.В. - Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). – Москва: Просвещение, 2004. – 25с.
  2. Артемьева А.В.  Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет: методиче- ское пособие / Артемьева А.В.  — Москва: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с.
  3. С. ЕГаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет / С. ЕГаврина. -  Москва: Академия развития, 2017. – 134 с.
  4. Кольцова, М.М., Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка : роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка / М.М. Кольцова. – Москва : Педагогика, 1995. – 142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как одно из средств развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены теоретические основы влияния изобразительной деятельности на ручную умелость у детей старшего дошкольного возраста, а также методика использования разнооб...

"Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и перех...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. « Волшебные ладошки»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование нетрадиционных техник художественного творчества как средство развития дивергентного мышления у детей среднего дошкольного возраста»

Формирование дивергентного, креативного мышления у детей – одна из важных и актуальных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решени...

Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Эта статья расскажет о пользе и необходимости использования в своей работе нетрадиционных техник аппликации, как средство развития мелкой моторики рук. а так же поможет познакомиться с различными вида...