АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Тезисы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molotkova_marina.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА

Молоткова Марина Владимировна.,

Специальности 44.02.01

 Дошкольное образование

ГБПОУ СО

Асламина Любовь Степановна.,

преподаватель ГБПОУ СО

художественно-графических дисциплин и методик.

[1]В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования уделяется значительное внимание развитию личности дошкольника, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. И предполагается художественно - эстетического развитие предпосылок ценностного- смыслового восприятия и понимания мира природы, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. В соответствии психологическими особенностями дошкольного возраста ребенок воспринимает мир прежде в ярких красках, но композиционные умения не расчленённое, есть необходимость в его эстетическом  развитии.

Одним из актуальных направлений работы дошкольных учреждений является приобщение детей к эстетическим ценностям на основе развития потребностей в разных видах художественно-изобразительной деятельности.

[5]Многими исследованиями (Г.А. Подкурганной, Ю.А. Полуянова, В.А. Езикеевой, Н. Стреляновой) подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств (линия, форма, цвет, композиция), определенной степени доступен дошкольнику. В аппликации ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт.

Изучая педагогический опыт в работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н.  по аппликации, автор отмечает, что интерес у педагогов к нетрадиционным техникам аппликации присутствует, но при выборе материалов, и техники исполнения   к сожалению, недостач но уделяется. внимание на работу композиции в аппликации Из всего выше изложенного вытекают противоречия:

[1]Между необходимостью реализации требовании ФГОС ДО  предполагается.,  художественно - эстетического развитие личности дошкольника, и его  Недостаточный уровень подготовки специалистов дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающих формирование композиционных умений.

Реализуя ФГОС ДО  и проанализировав  ООП   «От рождение до школы», авторы: Н. Е. Веракса Т. С. Комарова, М. А. Васильева: в которой  сообщается[3]развитие  эстетическое  восприятия ;  обращать  внимание  детей  на красоту окружающих предметов , объектов природы , вызывать чувство радости. Формировать  интерес  к  занятиям  изобразительной  деятельностью.  Учить    аппликации  изображать  простые  предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в , аппликации. Но сожалению методических установок или рекомендаций не донно.

[2]Композиционные способности детей в различных видах деятельности   - Осознание  педагогами значения развития композиционных умений  у детей 4-5лет лет дошкольного возраста  как эстетической способности дошкольников- с одной стороны., а с другой и отсутствие  системного подхода к освоению детьми композиции, на занятиях аппликации.

И сложившиеся практикой организации  занятий по аппликации, в которых отводится недостаточное внимание для развития  композиционных умений у детей младшего дошкольного возраста, несмотря на то что данная техника продуктивных видах деятельности позволяет формировать композиционные умения, которые используются при рисовании, декорировании изделий дизайнерских работ так как прежде чем наклеить элементы композиции дети осуществляют поиск наиболее удачного их размещения,  проблема в отсутствие системного подхода к организации  занятий по аппликации как  направленных на развития композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития композиционных умений у дошкольников 4-5лет на занятиях аппликации.

Форма: система  занятий по аппликации, направленная е на развитие  композиционных умений у детей 4-5лет.

По решению данной проблемы мною была создана система занятий, которая системы занятия которая способствует решению данной проблемы, система занятий предусматривает широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки.

[4]Система-(отдр.-греч.Σύστημα — целое, составленное из частей; соединение)—множествоэлементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Дошкольный период в формировании композиционных умений является чрезвычайно важным и ответственным. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. [5]Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль. В аппликации очень важно уметь так расположить составляющие ее элементы, чтобы она вызывала у зрителя ощущение полной законченности, когда, как говорится, ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Нужно знать такие понятия как композиционный центр, линейная перспектива, формат готовой работы.

[2]Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму является одним из важнейших критериев оценки творческого характера аппликации. Как, мною было уже отмечено, что композиция это способ соединения образов, способ построения произведения. Опыт показывает, что детям дошкольного возраста доступно элементарное представление о композиции как о произведении , созданном по определенному замыслу, в соответствии с которым определенным образом располагаются предметы, части изображения. Не вызывает особых затруднений формирование элементарных понятий о форме листа бумаги, масштабе изображения, формах и величине фигур. Под форматом ими понимается форма, которая может быть прямоугольной, квадратной, круглой и т.д.

[4]Композиционные способности через аппликацию формируется за счет образного видения ребенка умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление.

Данные занятия из системы ранее применялись в ходе прохождении практики по продуктивным видам деятельности, и сделал вывод о том что в данном возрасте необходимо уделять внимание композиционной организации листа (выбор формата, его равномерное заполнение крупным изображением, выделение центра с помощью различных видов контраста). Целесообразно чередовать и комбинировать изобразительные техники, приучать учащихся до начала работы выполнять небольшие эскизы. Разрабатывая их, дети осуществляют поиск такой композиции, которая позволит уже в черновом, схематичном наброске увидеть целостность и выразительность.

Автор предлагает использовать в занятиях принципы природ сообразности и учета возрастных особенностей эстетического восприятия.

 Принцип природ сообразности, предмет, должен быть хорошо знаком детям простым по форме и строению.

[2]Принцип учета возрастных особенностей эстетического восприятия формы: начинать знакомить детей с простой формы предметов, ( овощей, фруктов). При этом необходимо следить, чтобы ребёнок в своём изобразительном творчестве не увлекался односторонне фантазированием, а постепенно приучался более или менее верно воспроизводить реальные особенности воспринимаемых объектов. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей. Ребенок не только видит, то что он создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Литература.

  1. ФГОС ДОУ

  2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2012. 

  3. Программа Н.Е Веракса «От рождения до школы»

  4. Ушаков, Д.Н. Аппликация / Д.Н. Ушаков // Толковый словарь русского языка, том 1 А-М. - М.: Вече, 2011.

  5. Статья на тему «Аппликация» Автор Б.Т. Викторовна  http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2016/02/16/applikatsiya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

Презентация "Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей"

Презентация "Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей"...

Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника в предметно-пространственной среде ДОУ : « Развитие познавательных умений у детей среднего дошкольного возраста с помощью реализации проекта « Осень золотая в гости к нам пришла »

   Развитие познавательных умений дошкольника является актуальной задачей воспитателя, т.к. именно познавательные умения способствуют развитию интеллекта, становлению гармоничной цело...

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие дошкольника - это целостный и непрерывный процесс. Каждый ребенок уникален, неповторим. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. К сожалению, сейчас в...

Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Эта статья расскажет о пользе и необходимости использования в своей работе нетрадиционных техник аппликации, как средство развития мелкой моторики рук. а так же поможет познакомиться с различными вида...