Развитие навыков общения у детей с нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий
методическая разработка по коррекционной педагогике

Опыт работы по развитию навыков общения у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог ГОБУ « Старорусский ЦППМС» С.В. Кострикина

Развитие навыков общения у детей с нарушениями развития с помощью   групповых адаптивно-игровых  занятий

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Это происходит в виду отсутствия средств общения речевых и неречевых, непонимания ситуаций, отсутствие механизмов саморегуляции.  Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы.

К нам в ГОБУ «Старорусский ЦППМС»  приходят родители с детьми, имеющими различные нарушения развития, в т.ч. сложные (дети с ДЦП, нарушением зрения, слуха, интеллектуальной недостаточностью и др. нарушениями). У таких детей мы наблюдаем  эмоциональную лабильность (положительные эмоции быстро сменяются плачем, отказом от деятельности), аффективные реакции, неуверенность, трудности вступления в контакт со взрослыми и сверстниками, сильную зависимость от мамы.

 Обычно работа с таким ребенком начинается с индивидуальных занятий со специалистами. Затем постепенно ребенок включается в группу.

В групповом занятии могут принимать участие дети от 4 до 8 лет с такими нарушениями в развитии как:

  • Нарушения двигательного развития различной степени выраженности (различные формы ДЦП)
  • Нарушения эмоционально-аффективной сферы (от повышенной тревожности и страхов до различных форм РДА);
  • Нарушения речевого развития (от недостатков произношения до невозможности использования речи как средства коммуникации);
  • Нарушения познавательного развития (от слабости памяти до тяжелых интеллектуальных нарушений)

Основная цель групповых занятий – организация среды, позволяющей облегчить адаптацию таких детей в группе сверстников, а также формирование у детей мотивации к участию в групповых занятиях и общению со сверстниками.

       

 Задачи:

  • формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;    
  •  формирование образа «Я» через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;    
  •  стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
  •  развитие произвольной регуляции поведения;                                                                                                                                                          
  • развитие эмоционально-аффективной сферы
  • развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;

Характеристика групповых занятий

Содержание группового занятия всегда интересно и доступно детям с нарушениями развития.

Обычно дети располагаются по кругу, что  даёт им возможность во время занятия сосредоточить внимание друг на друге и на предлагаемых играх.

Дети и взрослые выступают равноправными участниками занятия, все соблюдают очерёдность. Неизменная структура занятия даёт возможность прогнозировать ситуацию. Ребёнок ждёт, и это помогает легче принимать ситуацию и сохранить эмоциональный контакт со всеми участниками занятия.

Необходимое условие проведения занятий - эмоциональная и сенсорная насыщенность.

Взрослый - ведущий на занятии, ключевая фигура, именно на него в игре ориентируются все дети. Взрослый организует весь ход занятия, предлагает игры. Если в игре принимают участие и другие взрослые (как правило, это родители), то они являются партнёрами и помогают детям соблюдать правила.

 Можно выделить несколько этапов участия ребенка в групповых занятиях: от пассивного участия и обязательной поддержки со стороны взрослого в играх к активному игровому взаимодействию с педагогами и другими детьми.

Одним из способов  сделать занятие более цельным и интересным  для детей является сюжет. Планируя занятие, я подбираю игры, связанные друг с другом по смыслу. При этом дети становятся участниками разворачивающегося сюжета.

Групповое занятие имеет  определенную структуру и содержание.

В каждое занятие входит:

1. Приветствие

2. Сенсорные игры

3. Ритмические игры

4. Игры по правилам

5. Ритуал окончания занятия

1. Приветствие 

Занятие начинается с приветствия. Приветствие - помогает детям обратить внимание друг на друга, испытывать радость от встречи с друзьями. Эмоциональный подъём способствует речевой активности.  

ИГРЫ

Для того чтобы помочь детям сконцентрировать внимание, можно включить «Волшебный фонарик» поставить его в центр круга.

Приветствие может проходить в разных формах. В группу  детей с глубокими нарушениями может «прийти», например, пушистый медвежонок, «подойти» близко к каждому ребенку, чтобы его можно было услышать, увидеть и потрогать, поздороваться с каждым. Дети здороваются с Мишкой с помощью жеста (пожимают лапу, гладят по голове и т. п.), а те, кто может, отвечают словами.

 Можно предложить детям взяться за руки и сказать  вместе: «Добрый день», потом спеть  про каждого, кто пришел, повторяя его имя хором («А где наш Миша?»). Ребенок показывает на себя и все повторяют «Здесь, здесь, здесь!». Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече. В момент эмоционального подъема активизируется их речь.

В группе детей, свободно пользующихся речью, можно предложить всем участникам  рассказать про то, что с ними происходило утром (например, как они добирались на занятия, что ели на завтрак и т. п.). Также можно обратить внимание детей на то, что не все пришли в группу, вспомнить, кого нет, посочувствовать болеющим.

2. Сенсорные игры - это важная составляющая групповых занятий. Они создают благоприятный эмоциональный фон в группе. Стимулируют активность ребёнка, расширяют его сенсорный опыт. Для этого на занятии мы используем листья, воду, камушки, снег, сосульки и т.д.

 Например: зимой можно принести на занятие тазик со снегом (детям предлагается потрогать снег руками (он холодный), слепить комочек из снега, понаблюдать, как снег тает).

Интересную игру можно организовать, если принести на занятие тазик с водой – «озеро» – и предложить детям запускать в воду рыбок, кораблики и вылавливать их.

Сенсорные игры очень разнообразны. Можно, передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку,  раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д.

Примеры игр

Игра «Волшебный мешочек»

Сенсорная игра, которая кроме развития тактильной сферы  позволяет работать над обогащением словаря и умением ждать своей очереди.

Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать общей теме занятия (например, фрукты, посуда и т.п.).

Кроме того, из мешочка дети могут по очереди доставать платочки, ленточки, шляпы или очки и наряжаться, а можно раскрашивать детей гримом и смотреться в зеркало.

Игра «Дует ветер»

Ритмическая сенсорная игра. Помогает в развитии эмоционального контакта. Позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие.

Ветер по морю гуляет,

Ветер парус раздувает,

Парус / Васю / накрывает.

Участники берутся за края платка. Поднимают и опускают его в ритме стихотворения. Платок накидывают по очереди на каждого из детей со словами «Раз, два, три – лети!» Дети «ищут» спрятанного, снимая с него платок.

Сижу, сижу на камушке

Позволяет развивать эмоциональный контакт и способы выражения эмоций.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем.

А кто меня крепко любит?

А кто пожалеет?

Кто меня сменит?

Ребенок-водящий садится в центр круга на стульчик, ему на плечи или на голову надевают платочек. Все поют грустную народную песню. Тот, кто в конце песни погладил водящего, садится на его место.

Вариант: все участники жалеют и гладят того, кто сидит в середине. После этого он выбирает следующего водящего.

Вывод: Сенсорные  игры позволяют поднять эмоциональный тонус ребёнка, получить новые сенсорные впечатления и увидеть эмоциональную реакцию сверстников, способствуют развитию эмоционального контакта, взамодействия  со сверстниками.

3. Ритмические игры 

Ритмические игры – важная часть занятия. Их цель – эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребёнка. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребёнку проявлять собственную активность:  многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни.

В качестве ритмических игр на занятии используются различные стихи-потешки, игры с эмоциональной кульминацией. Взрослый  рассказывает стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями  (наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения.

Например используются след. игры: «Дедушка Егор», «Гуси вы, гуси, красные лапки», «Шагает слоненок», «Мы охотимся на льва», «Вышли мыши как-то раз» и многие другие.

Примеры игр

Игра «Дождь идет»

Ритмическая игра на подражание.

Дождь идет,

А мы бежим –

В домик спрятаться спешим.

Будет дождь стучать в окно –

Мы не пустим все равно.

Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.

Игра «Как на горке...»

Ритмическая игра на подражание. Помогает в освоении пространства.

Как на горке – снег, снег.

И под горкой – снег, снег.

Как на елке – снег, снег.

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.

Педагоги и дети рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями рук вверх и вниз. На слова «снег, снег» хлопают руками по коленкам. Последние две строки: участники изображают, как спит медведь и прикладывают палец к губам.

В конце стихотворения можно предложить «самому смелому» разбудить спящего медведя. «Медведь»  просыпается и  пытается «догнать» ребенка. (повышение эмоц.тонуса)

Вывод: В условиях ритмически организованной деятельности ребёнок учится регулировать свои свое поведение, учится  соотносить  свои действия с действиями других участников занятия, взаимодействовать с другими детьми.

4. Игры по правилам - направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые самые простые правила предполагают, что участники действуют по очереди.

Примеры игр

Игра «Бубен»

Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:

Поиграй нам, Миша, в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем,

Поиграй нам, поиграй,

Саше бубен передай

После чего бубен передается следующему игроку и все повторяется вновь,        пока не надоест играющим.   Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай».

Дети с тяжелыми нарушениями развития учатся брать игрушку, совершать с ней простые игровые действия, ставить ее в определенное место. Одно и то же действие поочередно выполняется каждым ребенком, как, например, в игре  «Ты, веревочка, крутись...».        

  Игра «Ты, веревочка, крутись...».                                                                                                                                          

Задачи: развитие координации и взаимодействия рук, умение ждать своей очереди, тренировка слухового внимания.

Ты, веревочка, крутись.

Заинька, остановись,

Мне в ладошку попадись.

Для игры нужна длинная веревка, концы которой связаны между собой – получается кольцо, за которое могут взяться все участники. К веревке привязана игрушка. Обычно используют игрушку, у которой с помощью простого действия можно получить интересный результат (например, мышонок, который пищит, если нажать ему на живот; лягушка, которая дрожит, если ее потянуть за «хвост», и др.). Все перебирают руками веревочку, передвигая игрушку по кругу, читая стихотворение. Тот, у кого оказалась игрушка, когда стихотворение закончилось, играет с ней.

Игра повторяется несколько раз, чтобы игрушку поймали все дети.

Игра «Цирк

Детям раздают игрушечных зверей, в центре круга ставят тазик – «бассейн». По команде «Слон, прыгай!» тот ребенок, у кого в руках слон, кидает его в тазик.

!!!Ребенку с тяжелыми нарушениями развития не всегда легко сразу понять и принять эти условия. Повторение игры из раза в раз, наблюдение за другими детьми помогает ему вовремя вступить в игру и выполнить действие правильно.

5. Окончание занятия – эта часть занятия, как и приветствие, остаётся неизменной длительное время.  Окончание  может  быть отмечено общим стихотворением, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях

Часто мы заканчиваем наше занятие следующим образом: Все участники берутся за руки и с улыбкой говорят: «Всем, всем до свиданья!»

Заключение

Игровое коррекционно-развивающее  занятие  для ребёнка, это ступенька на пути к выходу в широкий мир, где можно жить и общаться. Для каждого участника групповое представляет собой интерактивную среду, которая принимает ребёнка с любыми способностями. Именно здесь каждый ребенок  находит интересную для себя деятельность, в которой ему хочется участвовать.

В процессе занятий мы наблюдаем, как дети с нарушениями в развитии начинают обращать внимание друг на друга, начинают вступать в совместные игры, начинают оказывать помощь другим детям, учатся управлять своим поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами нетрадиционного рисования

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕ...

Развитие навыков общения у детей с проблемами в развитии, в адаптационный период.

Развитие навыков общения у детей с проблемами в развитии,  в адаптационный период. Поступление ребенка в детское учреждение  вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых и она не...

Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи

Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи          Взаимоотношения можно рассматривать как продукт деятельности общения. Они зарождаются...

Презентация "Формирование навыков общения у детей с нарушениями аутистического спектра"

Краткое пособие об особенностях  формирования навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушениями аутистического спектра....

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...