Развитие навыков общения у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Антонова Светлана Геннадьевна

Игры для развития навыков общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_navykov_obshcheniya.doc71.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развитие навыков общения у детей 5—7 лет с речевыми нарушениями

Дошкольный возраст — время усвоения правил и норм поведения, общения. Однако ни одно правило не может быть усвоено, если оно не включено в опыт, не апробировано. Ребенок должен иметь крепкую «базу» — эмоционально стабильное адекватное отношение к миру, людям, себе, основанное на разумном доверии, т.е. владеть навыками позитивного общения.

Общение — процесс установления контактов. В ходе него происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание общающимися людьми, а также восприятие, понимание и оценка ими друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Люди могут лучше узнать особенности характера и поведения человека, его достоинства и недостатки. Благодаря общению мы обретаем друзей, получаем нужную информацию. Оно сопровождает нас повсюду — ежесекундно взаимодействуя с ребенком, мы общаемся с ним. Это происходит и когда мы разговариваем с малышом, "рассказываем ему что-то или помогаем решить задачу, и когда просто обнимаем его или поглаживаем по головке. Тогда ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят и он нужен близким и друзьям. Взаимодействуя с ними, ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные навыки и способности. На наш взгляд, без общения практически невозможно формирование полноценной, успешной личности.

Психологи определяют умение общаться как индивидуально психологическую особенность личности, обеспечивающую эффективность взаимодействия и совместимость с другими. Поэтому задача развития навыков общения особенно остро стоит перед педагогами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, у которых имеются не только различные отклонения в

речевом развитии, но и нарушены многие стороны системы коммуникации. Так, зачастую у этих детей отсутствует или слабо выражена мотивация к общению, они не владеют коммуникативными умениями, включающими умение слушать собеседника, эмоционально переживать, решать конфликтные ситуации, не всегда знают и соответственно не соблюдают правила и нормы, необходимые при взаимодействии с окружающими.

Чтобы помочь воспитанникам овладеть навыками позитивного общения, разработана программа «ОК» — Общение, Коммуникация, Особый контроль. Она рассчитана на два года — время пребывания детей в группе с нарушениями речи. Содержание работы по программе включает специально подобранные игры и игровые упражнения и различные проекты, позволяющие применить на практике полученные знания и умения. Основная форма работы на первом году обучения — игра, поскольку она предполагает ориентировку на сферу общения и сотрудничества, умение воспринимать чужие ситуации как свои.

Нами используются игры и игровые упражнения, направленные на развитие умения передавать свои замыслы, чувства, впечатления словами, на владение своим голосом и телом, способствующие развитию координации речи и движений, включающие тактильные контакты, которые помогают ребенку почувствовать, что вокруг него есть другие люди, принимающие его, желающие с ним играть и общаться. Чтобы помочь детям научиться жить дружно, чувствовать других, развивать коммуникативные способности, чувство эмпатии, выразительность речи, а также помочь справляться с тревожностью, им предлагают поиграть в следующие игры.

Окажи внимание другому

Участники игры становятся в круг, один ребенок стоит в центре. Дети по очереди говорят ему что-нибудь хорошее, приятное. Знаками внимания могут быть отмечены личностные качества, внешность, умения, манера поведения... Комплимент начинается со слов «Я думаю, что ты...». В ответ стоящий в центре говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...».

Клубочек

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику, например: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Что ты любишь? Чего ты боишься?» и т.д. Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку. Таким образом в конце клубок возвращается к ведущему. Все видят нити, связы вающие их в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге.

Примечание:        если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, он берет при этом клубочек назад, подсказывает и опять кидает ребенку.

Учить находить позитивные решения в проблемной ситуации, формировать умения передавать свои чувства и желания с помощью мимики и выразительных движений, а также формировать умения расшифровывать «неречевые сигналы» помогают следующие игры.

Иностранец

Рассказать, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать ему игрушки, пригласить пообедать; естественно, все это нужно сделать без слов.

Познакомить детей с различными эмоциональными состояниями, пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния; развивать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике лица, навыки взаимодействия с партнером можно с помощью такой игры.

Кубик

Первый вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Удачнее выполнивший задание будет бросать кубик следующим.

Второй вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнил задание.

Чтобы научить импульсивных детей владеть собой, преодолевать страх и агрессию, можно использовать такие игры.

Концерт в зоопарке

Каждый ребенок выбирает себе роль животного и очень громко издает соответствующие звуки. Воспитатель спрашивает, показывая на коврик: «Вот зоопарк, а вы его обитатели. Кто там живет? Ребята из нашего детского сада заказали вам концерт. Лев, тигр рычат, медведь ревет и т.д. Каким животным будешь ты? А ты?»

Спросить по возможности каждого. Обязательное правило: концерт начинается и прекращается по сигналу.

Послушаем тишину

По сигналу ведущего дети начинают прыгать, бегать, кричать, стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. После игры проводится обсуждение, дети рас сказывают, кому что удалось услышать.

Король на пять минут

Один ребенок назначается королем, а остальные — придворными. Король отдает приказания (принести, подать...), придворные исполняют все его поже лания. Затем Хранитель времени подает сигнал колокольчиком, что время правления истекло. Назначаются новые Король и Хранитель времени. И все идет по тому же сценарию. Каждый должен обязательно побывать Королем.

Развить умение выслушивать мнения сверстников и взрослых, не перебивая, поможет такая игра.

Волшебная палочка

Детям демонстрируется заменитель «волшебной» палочки и объясняется его назначение. «Это волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас она у меня, значит, я водящий. Выбираю себе партнера в кругу (воспитатель подходит к любому из детей). Задаю ему вопрос. Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к отвечающему, если нет — остается у водящего.

Все остальные участники игры будут внимательно следить за ответами и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам. Если вы согласны с ответом, нужно сообщить об этом палочке аплодисментами.

На втором году обучения основная форма работы — реализация проектов, что дает детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает их творческие способности и коммуникативные навыки, а следовательно, поможет успешно адаптироваться в будущем к новой для них ситуации школьного обучения. В нашей группе были реализованы проекты: «Библиотека», «Мы — исследователи», «Я и моя семья», «Я и мои друзья».

Эти формы работы помогают детям овладеть навыками общения; корректируют имеющиеся у них проблемы, мешающие позитивному общению (замкнутость, конфликтность, заниженная самооценка); помогают «изолированным» детям влиться в коллектив; учат делать свои действия, желания, чувства понятными для окружающих, доверять друг другу, стремиться к справедливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами нетрадиционного рисования

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕ...

Развитие навыков общения у детей с проблемами в развитии, в адаптационный период.

Развитие навыков общения у детей с проблемами в развитии,  в адаптационный период. Поступление ребенка в детское учреждение  вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых и она не...

Развитие навыков общения у детей с нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий

Опыт работы по развитию навыков общения у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий...

Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи

Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи          Взаимоотношения можно рассматривать как продукт деятельности общения. Они зарождаются...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...