Оказания помощи детям с ОВЗ через кружковую деятельность.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Васильева Алена Александровна

Как кружковая деятельность помогает развивать речевое общение у детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оказания помощи детям с ОВЗ через кружковую деятельность.

       

    В целом по стране растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Всем детям, с которыми  провожу коррекционную работу в  логопедических группах  компенсирующей направленности присвоен данный статус.  Работаю по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ и рабочей программе коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР в логопедической группе. У детей с ОВЗ неустойчивая самооценка, нарушена координация движений, они, как правило, замкнуты, у них нарушена эмоционально-волевая сфера, речь у  детей  монотонна и невыразительна. Нарушения речи препятствуют не только полноценному общению, но и затрудняют процесс обучения. Определяя направления работы, разработала программу логопедического сопровождения, провожу групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений речи, консультирую и провожу просветительскую работу с родителями таких детей. Сопровождение детей с ОВЗ это- комплексная деятельность  всех специалистов, направленная на решение задач коррекции и социализации детей. Наряду с непосредственной образовательной деятельностью специалисты, осуществляющие коррекционную работу с детьми, используют и  нетрадиционные формы работы.

   При реализации  образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО учитывается развитие личности ребенка, мотивация и способность развития  в различных видах деятельности. Так речевое развитие включает «владение речью, как средством общения и культуры; … развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха…» Важно научить понимать детей собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты и интонацию.

     Поэтому обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе логопедического воздействия. Проблемы нарушения речевого ритма ухудшают их адаптацию в обществе. Использование интонационных навыков ребенком с ограниченными возможностями здоровья является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, её грамматическими структурами. Поэтому весьма важно помочь детям ещё в дошкольном возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно. Значение выразительной речи в жизни каждого человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово- важный инструмент общения, что  является  залогом  творческого развития ребенка и его эмоционального благополучия. Учитывая данную проблему возникла необходимость в разработке  рабочей программы «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников».

     Совместно с музыкальным руководителем проводим кружок «Речевичок» в подготовительной группе. При составлении программы использованы методики ЛопатинойЛ.В.,Поздняковой Л.А., А.Л.Сиротюк,Лазаренко О.И.

   Цель нашего кружка: Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи, которые мы реализуем учитывают  принцип от простого к сложному:

  1. Обучение интонационной  выразительности речи с помощью таких компонентов: мелодика, темп, ритм,тембр,логическое ударение;
  2. Воспитание  интереса к родному языку;
  3. Развитие эмоциональной сферы ребенка,  эстетического восприятия ;
  4. Применение выразительных средств театра:мимика,жесты,позы, движение;
  5. Развитие творческих способностей, артистизма, коммуникативных навыков у детей.

В результате проведенной работы  у детей:

  1. Повысится   интерес  к интонационной выразительности речи;
  2. Они смогут использовать в повседневном общении различных средства выразительности речи;

3.У ребят будут сформированы коммуникативные способности, положительное отношение к окружающему миру и повысится  творческая активность ;

Сформированные навыки образной  и эмоциональной речи у детей, начиная с дошкольного  возраста и закрепленные на более старших ступенях образования,  помогут им умело донести свои мысли окружающим людям, а  в дальнейшем - быть успешными в обществе.

 Развитие интонационных средств языка происходит на различном художественном материале:сказках,стихах,потешках,скороговорках,на произведениях Новосибирских авторов. На первом занятии кружка у детей была сформирована положительная мотивация у детей. Установка была такова: после того, как ребята освоят навыки выразительной речи ,к ним в гости придет известный Новосибирский писатель Жбанова Валентина Владимировна. Познакомила с книгами Валентины Владимировны, на  одной из, которых написано  ее пожелание с афтографом.Сообщила о том,что ребятам смогут пообщаться с ней, показать свои умения. Ребятам очень понравилась эта идея. Наряду с изучением сказок, стихов различных авторов постепенно знакомимся с  произведениями В.В.Жбановой, на материале ее стихов ,обучаем ребят ритмическим упражнениям, развиваем выразительность движений и речи, инсценируем ее прозведения.Почувствовать себя актером и актрисой по очереди на одном занятии могут практически все ребята .Присутствует атмосфера радости ,у детей появляется интерес и огромное желание побыть в роли того или иного героя и сразу же получать положительную оценку своих достижений.

Мы предлагаем вашему вниманию  фрагмент нашей совместной  творческой работы с детьми. Целью, которого является: совершенствование навыка  определения логического ударения с распространенными предложениями. Тема: Инсценировка стихотворения В. В.Жбановой «Рыбка для кота».

 Задачи:

  • развитие речевого дыхания и диафрагмального дыхания через кинезеологические упражнения;
  • развитие умения выражать свои эмоции;  
  • развитие слухомоторных дифференцировок;
  • развитие восприятия и понимания темпа и ритма речи;
  • развитие понимания логического ударения в предложении.

И я приглашаю к нам ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом

При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через кружковую деятельность.

Статья о развитие творческих способностей детей через организацию кружковой деятельности "Маленькие художники" (нетрадиционное рисование)....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Презентация на тему: "Оказание комплексной квалифицированной помощи детям с ОВЗ через индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение"

Презентация содержит информацию по созданию программ медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их типа психосоматической конституции....

Презентация опыта по теме «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр через кружковую деятельность» 2020 г.

В этой работе Вы познакомитесь с  целью и задачами кружка, который  я веду с 2002 года; организационными моментами ведения занятий (разработанной мною моделью  структуры НОД кружка), ре...

Кружковая работа по обучению детей осетинскому языку через театральную деятельность

   Северная Осетия – Алания  – один из многонациональных регионов РФ. Основной задачей государственной политики в сфере дошкольного образования является повышение эфф...