Леворукие дети
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аржановская Екатерина Александровна

Статья предназначена для педагогов и узких специалистов, которые занимаются с леворукими детьми. Чтобы правильно и компетентно подойти к обучению леворуких детей, необходимо знать их особенности и правильно применить эти знания для для того, чтобы эти дети смогли максимально комфортно себя чувствовать. Так же понять, в каком направлении двигаться чтобы обучение приносило положительные результаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levorukie_deti_statya_na_sayt.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Леворукие дети.

В течение многих столетий учёных интересовала проблема леворукости. Человечество издревле праворукое, но всегда в любом обществе находились люди с ведущей левой рукой.

    Учёные считают, что происхождение леворукости может быть  обусловлено:

  1. Социальной и культурной средой.
  2. Наследственностью
  3. Врождённой патологией

В качестве причин леворукости выдвигаются  разные факторы:

   Фрейдисты считают, что причиной может быть фактор эмоционального негативизма ребёнка Социальная теория  - «Щита и меча» выдвигает положение о том, что  меч у воина был в правой руке. Так с течением времени правя рука стала более ловкой, умелой и искусной .Современные наблюдения показали, что леворукие дети наиболее часто рождаются в осенне–зимнее время другие исследования установили, что левшество может передаваться по наследству. Такая закономерность  действительно существует:

   50%  детей   левши, если оба родителя левши;

   17%. – если один из родителей левша,

   7%    - если в семье не было леворуких.

Английсктй психолог М.  Аннет   считает леворукость отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига,  поэтому  леворукость наследуется , а праворукость – нет.

  Ещё одна группа теорий считает главной причиной леворукости патологию развития. Исследования в разных странах показали, что в истории развития многих леворуких детей  наблюдается патология беременности или родов ( в частности,  кесарево сечение).

  Но какова бы ни была причина  возникновения левшества в течении веков на разных континентах, в разных культурах соотношение праворуких и леворуких дюдей не менялось: среднее число леворуких людей составляло 10 – 14% за исключением последних 20 лет, в течение которых наблюдается повышение числа леворуких людей. Одной из возможных причин этого феномена учёные считают раннее (до 4 лет)  обучение чтению и письму .По разным источникам сейчас леворуких детей в начальных классах  имеется от 17%  до 23%, причём количесво леворуких мальчиков больше, чем леворуких девочек.

  С чем связан этот феномен? Какие индивидуальные различия имеют леворукие дети?  Как строить процесс их обучения и воспитания, процесс взаимодействия с ними?  Все эти вопросы  будут предметом наших рассуждений.

Психофизиологические особенности леворуких детей.

Известно, что все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой мозга. Действиями каждой руки командует, главным образом, противоположное полушарие: у праворукого – левое, у леворукого–правое. Около 80% людей имеют ведущую руку правую, аостальные- левую или обе  равно ведущие  руки (амбидекстры).

  Во многих случаях, зная, какая рука у человека ведущая, можно сказать не только о том, какое полушарие управляет ею, но и предсказать некоторые особенности высших психических функций. Например: у праворуких, как правило, центр речи находится в левом полушарии (95%), а у леворуких он может быть в правом полушарии (70%),  но может быть и в левом и даже располагаться и в правом, и в левом полушариях.

  Головной мозг симметричен относительно вертикальной оси и разделяется на две полусферы, которые выполняют абсолютно различные функции.

Правое полушарие руководит работой левой стороны тела человека и наоборот. В 1865 году П. Брока сказал: «Мы говорим левым полушарием », он установил, что у большинства людей центры речи находятся в левом полушарии.

В. А. Геодакян дал следующую характеристику полушарий мозга:  «Левое полушарие( у нормальных праворуких людей) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев рук, самосознания, логического, аналитического ,абстрактного мышления ,музыкальной композиции, ориентировки в пространстве, цвете, регуляции положительных эмоций. Выключение этого полушария приводит к депрессии.   Правое полушарие служит основой для пространственно-зрительных функций, регулирует интуицию,  восприятие музыки, обеспечивает эмоционально целостное восприятие мира. Обуславливает синтетическое ситуационное мышление, контроль над отрицательными эмоциями. Оно обрабатывает информацию одномоментно, почти не понимает глаголов, абстрактных терминов, не способно на ложные высказывания.  Например, с трудом воспринимает юмор. Выключение  этого полушария приводит к эйфории (беспричинной весёлости, беспечности)

  Из сказанного следует, что левое полушарие дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки рассуждений, классифицирует объекты, выстраивает схемы, последовательно перебирая всё, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, поэтому левое полушарие работает медленно. Правое полушарие схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю реальность, не дробя её на части, а синтезируя его целостный образ с его конкретными проявлениями, оно действует  быстро.

И  оба полушария одинаково важны: каждое из них является ведущим при выполнении отдельных операций.

Условно всех людей можно разделить не только на  2 группы (право – левополушарные), но и есть огромное количество вариантов промежуточных типов.

Из вышеизложенного следует:

       -    леворукость сама по себе не патология, а один из возможных вариантов нормы,

- леворукий ребёнок очень раним и нуждается в бережном отношении и внимании к себе

-    леворукий ребёнок имеет особенности, которые необходимо учитывать  в    процессе обучения и воспитания.

Психологические особенности леворуких детей.

Общеизвестными  особенностями леворуких детей являются:

 - высокая ранимость, впечатлительность, тревожность, подвижность, гневливость, очень трудное привыкание к новой обстановке, тонкое восприятие цвета, формы предметов, способность замечать малейшие различия, которые вообще не видны правшам. Они более индивидуализируют окружающий мир, художественно и музыкально одарены.

 -  при обучении ориентируются на зрительные и осязательные ощущения, а не на речевую информацию.

     -  им трудна работа в группе или в жёстко регламентированных условиях, в   ситуациях соподчинения,

    -  их стихия – индивидуальная работа, собственная инициатива и интуиция,

    -  речь у леворуких также развивается по закону  гештальта ( они усваивают сразу целые фразы, минуя  предыдущие этапы.).  Целую фразу они вначале воспринимают как мелодию, в которой затем  начинают выделять 2 –3 сложные слова;

  Среди леворуких  людей встречается много знаменитых:  императоры Клавдий Нерон, Юлий Цезарь, Александр Македонский, наполеон, И.П.  Павлов, Микельанджело, Чарли Чаплин,  Жанна д* Арк, Пол  Маккартни и др. Но также существуют и другие данные о большом количестве леворуких  и среди умственно отсталых детей.

  В исследованиях современных учёных  (А.Н. Семенович) получены научные представления,  помогающие раскрыть феномен леворукости.

Реальность такова, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим контролем над протеканием своей психической деятельности. От природы им дана невероятная способность к спонтанному  (не нуждающемся в длительном обучении) выстраиванию достаточно сложных программ своего поведения.  Во многих случаях они обучаются обходным путём, находя иногда самые немыслимые способы и внутренние средства, позволяющие без опоры на недостаточный свой опыт, решать встающие перед ними проблемы.

  В качестве примера можно привести особенности их речевого развития. Всем понятно, что развитие речи – это длительный, имеющий ряд закономерных этапов процесс: освоение звукопроизношения, артикуляции, расширение слухо-речевой памяти, запоминания отдельных слов, фраз и т. д. Этот процесс визуально можно представить себе, как естественный рост цветка из семени: сначала появляется росток, затем стебель, листья, бутоны и ,наконец, цветок. У детей-левшей этот процесс имеет своеобразие, которое проявляется в долгом (почти до 3 лет)  молчании или маловразумительном лепете, а затем часто «вдруг» дети начинают говорить грамматически оформленными фразами, подобными взрослой речи. Аналогия с цветком, распустившемся за ночь!

  Но тем не менее, парадоксален тот факт, что эти же дети имеют трудности с развитием фонематического слуха, артикуляционных способностей, в определении значения слов, т.к. воспринимают и запечатлевают чужую речь глобально, целыми блоками, воспроизводя до мелочей и её интонационные особенности.

 

  Эта же особенность проявляется и в чтении: даже в 4 года левши легко могут пересказать целые страницы «прочитанного» ими текста, но не покажут ни одну букву, ни одно слово. Объясняется этот парадокс феноменальной гиперфункцией левого мозга левшей, обеспечивающей реализацию имитациативных способностей и предвосхищения (антиципации). У праворуких также имеются эти возможности, но они присутствуют как бы на втором плане по отношению с другими психологическими функциями. У левшей эти способности могут занимать лидирующее положение всю жизнь, если создать для этого условия.

  Высокая произвольная саморегуляция левшей объясняется синхронным режимом работы подкорковых структур и лобных отделов мозга, что обеспечивает им  возможность развиваться, но происходит этот процесс с большой долей архаичных (т.е. прежде всего подкорковых) способов реагирования. Этими способами и являются способности к имитации, интуиции, ориентации на « шестое чувство», многоконтекстное,  неоднозначное восприятие любого объекта.

Диагностика  ведущей руки.

предполагает выполнение ребёнком ряда простых действий и при этом фиксируются результаты, которые выполняются той или иной рукой. Для облегчения их обработки они  записываются в таблице

                  Тестовые

                   задания

Левая

рука

 Обе

руки

Правая

 рука

1. Нарисуй, что хочешь, карандаш лежит точно по сере дине перед ребёнком. (повторить 3 – 4 раза).

учитывается не только, какой рукой ребёнок рисует, но и качество работы.

2.  Открой спичечный коробок и  найди , в каком коробке лежит спичка.

3.  Построй колодец из палочек (спичек)

  4.  Игра в мяч.  Ребёнку предлагают бросать и ловить

  1.   и  теннисный мяч одной рукой.

  1. 5.  Вырезывание ножницами  по контору рисунка
  2. любой открытки.

  1. 6.  Нанизывание пуговиц на нитку с иголкой.

  1. 7  Выполнение вращательных движений, открывая несколько    пузырьков с отвинчивающимися крышками.

  1. 8.  Развязывание узелков.

  1. 9.  Построй из кубиков дом, забор и т. д.

  1. 10.  Аплодисменты  ( ведущая рука сверху)

  1. 11.  Поза Наполеона  (ведущая рука сверху)

  1. 12.  Заштрихуй квадрат. Предлагается 2 одинаковых
  2. ( 3х3 см) квадрата, которые необходимо заштриховать
  3. отдельно каждой рукой. Определяют, где линий
  4. больше и  где они качественнее изображены.

  1. 13.  Вдевание  в иголку нитки.,

  1. 14.  Поймай одной рукой лёгкий шарф.

  1. 15..Протри доску одной рукой

  1. 16.  Подними предмет одной рукой

  1. 17.  Переплетение пальцев. У ведущей руки они сверху.

  1. 18.  Нарисуй пальцем одной руки на ладони другой,

  1. 19.  Попади в нарисованную точку карандашом  
  2. правой и левой рукой отдельно.

  1. 20.  Одной рукой нарисуй круг, а другой – треуголь-
  2. ник.

Каждое задание целесообразно повторить несколько раз, чтобы исключить случайность в его оценке.

  При выраженном предпочтении левой руки ставится знак  « плюс»  в графу «Левая рука», при предпочтении – правой  ставится знак  «плюс»  в графу «Правая рука».  Если при выполнении теста, ребёнок одинаково часто использует обе руки, то ставится  « плюс»  в соответствующую графу.

  Далее подсчитывается сумма знаков в каждой графе, для окончательного вывода необходимо выяснить, нет ли среди близких ребёнку родственников левшей. При наличии семейной леворукости  в  графу  «Левая рука»   ставится дополнительный «плюс».

  Леворуким считается ребёнок, получивший большее  число плюсов в графе  «Левая рука». Если такой ребёнок пытается писать левой рукой не следует его переучивать.

  Бывают случаи, когда ребёнок получил больше плюсов в графе «Правая рука», но рисует левой рукой и качество рисунка выше, чем  при рисовании правой, его также не следует приучать писать правой рукой.

  При выборе ведущей (пишущей) руки у амбидекстров (тех детей, которые  одинаково хорошо владеют обеими руками) могут возникнуть сложности. Часто взрослые полагают, что в этом случае лучше приучать ребёнка к письму правой рукой, это не всегда правильное решение, т.к.   одно дело причесаться левой рукой, а другое дело писать или рисовать.

 Существует такое понятие как «Графическое функциональное превосходство» одной руки над другой, когда ребёнок рисует и пишет одной рукой лучше, чем другой. А есть « бытовое функциональное превосходство», определяющее, какой рукой ребёнку легче есть, держать ножницы и т.д.. Поэтому есть левши по графическим навыком и правши по бытовым и наоборот. Есть и амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Поэтому крайне важно точно определить руку с графическим превосходством.

  Легче писать левой рукой детям с ярко выраженным бытовым левшеством, но графическим амбидекстрам.

 Легче писать правой рукой бытовым правшам, которые равно одинаково хорошо пишут и рисуют обеими руками. В этом случае скорее всего травмирована правая рука, что не отразилось на основных функциях мозга. Надо отметить и тот факт, что окончательное установление межполушарной асимметрии мозга происходит  к 4  годам и только после этого возраста можно говорить о леворукости ребёнка.

Скрытое левшество.

Как показывает практика и подтверждает теория чистых (100%) левшей или правшей не бывает Если всех людей разместить по степени праворукости на одной прямой, то получится следующая картина.

/---------------------------/-----------------------------/--------------------------------/----------------------------1--

правши                         слабо                      амбидекстры                           слабо                                  левши

                            выраженные                                                             выраженные  

                            правши                                                                       левши

 

Слабо выраженные правши и слабо выраженные левши выделяются в группу скрытой леворукости и скрытой праворукости.

Диагностика скрытого левшества:

  В практике употребляют  2 термина:   «леворукий»  и «левша», между которыми есть большая разница.

  У левши активна вся левая сторона тела: глаз, ухо, рука, нога.  А у леворукого человека  могут быть активными правые глаз, ухо, нога, например , если он стал леворуким после физической травмы .Эти 2 варианта леворукости обуславливают большую разницу в психической деятельности индивида, особенно в учебной деятельности. Поэтому в случае непонятных причин низкой успеваемости у ученика можно исследовать ведущие  части тела.

Диагностика асимметрии ведущих частей тела.

Параметры

Левая

сторона

Обе

стороны

Правая

сторона

Глаз:

1.  Моргни одним глазом,

2.  Подмигни одним глазом,

3.  Посмотри в подзорную трубу (свёрнутый   в трубочку лист),

4.  Окно: через круглое отверстие диаметром

1 см посмотреть на мелкий рисунок каждым

глазом поочерёдно, произойдёт смещение ри-

сунка. В какую сторону оно произошло тот глаз -  ведущий.

5.Пламя: если закрыть пламя свечи пальцем

вытянутой руки, то тень от пламени отразится ведущим газом

Ухо:

1.  Хлопок сзади головы, голова повернётся в  сторону ведущего уха,

2.  Послушай часы, к какому уху они подносятся то ухо  и является ведущим ,

3.  Послушай, что я тебе скажу на ухо,  какое ухо подставляется, то и является ведущим

 Нога:

1.  Прыжки на одной ноге,

2.  Встать на одно колено,

  1. 3.  залезть одной ногой на стул,
  2. 4.  Положить ногу на ногу,
  3. 5.  Попрыгать через скакалку  (ведущая нога впереди),
  4. 6.  Пройди по кругу, в какую сторону поворачивает -  та нога и ведущая.

  Знание ведущих анализаторов поможет понять, почему в трудных стрессовых ситуациях (в учебной деятельности это ситуации опроса, самостоятельных и контрольных работ, тревожность, страх и другие проблемы эмоциональных состояний и межличностных конфликтов), люди теряются: одни не видят своих ошибок, не правильно списывают, другие -  не слышат объяснений, у третьих -  наступает ступор, нарушается почерк и т.д. Все эти феномены объясняются одной закономерностью:

   В стрессовой ситуации блокируются органы на  стороне ведущего полушария. В этом случае человек не может ими пользоваться.

  Например, у леворукого человека блокируется вся правая сторона, но если он имеет ведущим левый газ, то и этот глаз блокируется, таким образом в данном случае человек не может видеть в стрессовой ситуации.

 В общей массе у леворуких людей в стрессе блокируется слуховой анализатор, доступ информации возможен только через  зрительный и двигательный  анализаторы, поэтому им лучше всё показать и дать возможность попробовать сделать  всё своими руками

 У праворуких  людей в стрессе блокируются зрительный и кинестетический анализаторы, поэтому им лучше всё подробно объяснять.

Зеркальность письма также можно понять как несогласование работы руки и глаза. Эта ситуация возникает у леворуких детей при  несовпадении ведущих глаза и руки: ведущий глаз левый,  а рука – правая и наоборот.  Помощь этим детям  будет обсуждаться далее.

Ведущие анализаторы накладывают свои особенности и на психические процессы детей.

Левоглазые дети – робкие, лучше приспосабливаются к работе в малых группах. Неформальные контакты и в строгой подчинённости имеют высокую устойчивость к помехам и хорошей работоспособностью. Склонны к невротическим реакциям.

Правоглазые дети – более устойчивы к невротизирующим факторам, но в среднем их интеллект и работоспособность ниже, чем у левоглазых.

Левоухие дети – испытывают трудности обучения иностранному языку. Но очень легко овладевают им при материнском способе обучения ( в общении, в быту), из них  вырастают хорошие руководители

Предпочтение руки, глаза, уха, скрытое левшество почти не влияют на развитие дошкольника, но в школе значительно осложняют обучение.

 Чтение и письмо асимметричные виды деятельности: все буквы пишутся против часовой стрелки, а чтение слов осуществляется слева направо. У дошкольников также может встречаться зеркальное письмо. Это объясняется тем, что ФАМ ещё не сформирована полностью. У школьников зеркальное письмо может появиться и после нормального письма, это случается у очень переутомлённых детей.

Школьные трудности учебной деятельности  леворуких детей.

У большинства людей речевые центры находятся в левом полушарии (правосторонняя активность), но в случае леворукости эти центры формируются в правом полушарии (левостороняя активность).

  У будущего правши, когда он действует правой рукой, мышечные и кожные импульсы поступают в левое полушарие, где они анализируются, устанавливаются предметно-следственные связи, объект мысленно называется и категоризируется, т.е. вносится в систему других родственных предметов. Это обеспечивает условия для развития аналитического типа мышления.

Если предмет находится в левой руке, то оцениваются другие его характеристики: температура, фактура, форма, цвет, вес и т.д., идёт процесс его целостного восприятия без расчленений на части и без классификации. Это развивает образный (гештальт) тип мышления.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда левшу заставляют действовать правой рукой. Импульсы у него идут в левое полушарие, а центров речи в нём нет, они находятся в правом полушарии, поэтому не возможен анализ, на основе которого вырабатывается навык автоматизма своей внутренней речи.

 Если левшу научить писать правой рукой, он научается правильно копировать буквы, без ошибок списывать и писать под диктовку, т.е. воспроизводить чужую речь. Своя внутреняя речь, на которой он думает, своя письменная речь, на которой он пишет сочинения и изложения у него не формируются. Это – одна из причин резкого падения успеваемости по языку в среднем звене школы.

Переучить левшу снова на левую руку почти не возможно и научиться писать левой рукой он не сможет, т.к. время упущено: в мозгу уже сложились определённые функциональные связи, организующие процесс письма  левой рукой.

 Если же это удалось, то ребёнок за это «платит» неврозами, заиканием (каждый 3 заикающийся – это переученный левша), энурезом, тиками, частыми головными болями, раздражительностью, потерей сна, аппетита, феноменом «укачивание в транспорте», повышенной чувствительностью к духоте, жаре. запахам, неусидчивостью, вялостью, заторможенностью и т.д.

  Такие дети, если пишут каждой рукой, то делают разные ошибки и имеют разный почерк: ведущей рукой пишут не красиво и без ошибок, а не ведущей -  каллиграфически, но с большим количеством ошибок.

У детей со скрытым левшеством наблюдаются трудности с написанием букв, которые пишутся против часовой стрелки. Поэтому им удобнее писать буквы по- своему,  не следует из переучивать,

Среди леворуких есть дети, у которых преобладает направление справа налево (ведущий глаз левый, а рука – правая). Это приводит к чтению сзади наперёд. У этих детей также затруднено чтение, не следует их торопить.

Утомление у праворуких и леворуких наступает в разное время: леворукие устают быстрее, поэтому их сознание отключается для восстановления сил, а когда восприятие восстанавливается, они уже пропустили часть объяснений учителя.

Замедление темпа занятий у леворуких детей происходит и потому, что им приходится дважды перекодировать информацию, которую они вначале воспринимают  в форме образов, осмысливают, переводят на понятийный уровень и выражают своим доступным образом. Кроме того, чтобы понять информацию леворуким детям необходимо её вербализовать (произнести вслух с участием артикуляционного аппарата).На все процессы уходит время, что и является причиной снижения темпа  работы.

Трудность понимания текста может возникнуть у праворукого и левогазого ученика, т.к. зрительная информация идёт в правое бессловесное полушарие, поэтому эти дети отстают в начальной школе. Но в среднем звене они не только догоняют, а и перегоняют сверстников, когда наращивается активность соответствующего полушария.

Рекомендации педагогу при обучении леворуких детей.

  1. Подача новой информации сначала должна быть целостной, а затем разделённой на небольшое (2 – 3 части) количество частей,
  2. Обыгрывать, иллюстрировать каждую новую информацию,
  3. Демонстрировать наглядный материал не более 2 минут,
  4. Не допускать одновременного обучения чтению и письму (иначе могут  развиться дислексия и дисграфия,  которые впоследствии с трудом поддаются коррекции),
  5. Чтение должно предшествовать письму, в этом случае складывается зрительно-звуковой образ слова.
  6. При обучении чтению сначала надо убедится в понимании текста (пересказать своими словами), а затем предлагать ученику его прочитать.  Чтение вслух и одновременное  понимание  трудны из-за низкого уровня распределения внимания, поэтому дети не могут пересказать и ответить на вопросы, что формирует ненависть к чтению.
  7. Без беглого чтения невозможно грамотное письмо, которое формируется на основе зрительно-слухового образа слова.
  8. Математика усваивается легче, чем письмо, если использовать включение в усвоение знаний движения (паровозик из чисел).
  9. Разрешить мелкие дисциплинарные нарушения, это повышает работоспособность.
  10. Не допускать сильных как положительных, так и отрицательных эмоций,
  11. Создать условия для индивидуализации рабочего ритма.
  12. Постоянное проговаривание  и рассуждение детей  вслух помогают им осмыслить материал.
  13. В ситуации длительного затруднения правильного  написания  буквы взять руку ребёнка и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение.
  14. При восприятии материала опора на чувственные впечатления (ощущения) значительно ускоряют процесс запоминания.
  15. Для активизации правого полушария и облегчения процесса развития логического мышления чаще использовать развлечения.

Как помочь леворукому ребёнку.

         Первым условием развития автоматизмов  навыков, используемых в повседневной жизни, является максимальное использование извне как можно больше операций, совершаемых руками ребёнка.

        Не надо ждать пока ребёнок сам научится (просто глядя на нас) пользоваться ложкой, карандашом, завязывать шнурки и т.д. Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение.

        При обучении рисованию, написанию букв, цифр не нужно требовать, чтобы ребёнок нарисовал что-то, глядя на образец. Лучше положить сверху кальку и обвести вместе с ним (а потом он это сделает сам) нужный образец несколько раз. Или воспользоваться копиркой и показать ребёнку, какой красивый «образ» возник на нижнем листе.

       Эти приёмы направлены на то, чтобы буквально заставить тело ребёнка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук и ног, туловища и головы.

        Гуляя с левшой, хорошо бы дать ему понюхать, потрогать, если можно пожевать различные травы, цветы, кору деревьев и т.д. В иной обстановке: дома, на улице также активизировать как можно больше анализаторов. Всё эти чувственные впечатления должны предварять словесные разъяснения. В этом случае у ребёнка выстраивается адекватная картина мира, основанная на синтезе чувственных впечатлений и вербального мышления.

    Эта особенность восприятия леворукого ребёнка объясняется тем, что левши, часто руководствуясь своим видением мира, выстраивают такие мыслительные конструкции, которые поражают своей нетривиальностью (что прекрасно), но явно показывают, что обобщённая картина мира у них далека от общепринятой. А ведь им придётся адаптироваться и жить в мире правшей.

        Следующим условием обучения левшей являются рекомендации по развитию у них произвольной регуляции. У них она немыслима, необыкновенна, Но используется ими не всегда по назначению, и не так, как хотелось бы взрослым. Для того, чтобы помочь левшам освоить логику поведения, мышления, и выводов правшей, рекомендуется сначала развлечь их, так как игры-развлечения стимулируют положительные эмоции, поддерживающие активность правого полушария.

       Для формирования произвольности саморегуляции используют разнообразные задания, в которых ребёнку предлагается придумать, спланировать или выбрать  из уже известных какое-либо «дело». Для приятеля (педагога, мамы). При этом он сначала должен объяснить и показать последовательность и цель действий другими так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как можно их исправить.  Например  «Помоги мне прибить полочку для мамы, с чего мы начнём, что будем делать дальше.   Бабушка , хочешь я покажу тебе, как надо накрывать на стол.

Игры на развитие произвольной саморегуляции.

1. Глухая инструкция

           «Посмотри, я принесла тебе интересную книжку с загадками, но в неё забыли положить инструкцию. Давай придумаем, что за загадки хотел предложить нам автор и как их решить». Ребекку предлагается наглядный материал. Карточка, разделённая на две части. В меньшей изображены два предмета, различающиеся одним свойством (большая и маленькая чашка). В большей части карточки, разделённой по горизонтали на две части, изображены: в верхней части большой стул, а в нижней – свеча, шляпа, большой стул, книга, маленький стул. Ребёнок должен сформулировать цель задания: «Подобрать к большому стулу  такое изображение, которое было бы в таких же отношениях, какие выражены на маленькой части карточки. Правильный ответ будет  - маленький стул.

           Этот алгоритм необходимо применять и при много кратном воспроизведении (в разных вариациях) одного и того же упражнения Каждый раз сокращая развёрнутость и подробность инструкции «Что-то я не помню как надо делать это упражнение».

Вначале ребёнок дорисовывает один фрагмент недостающей детали, затем их количество увеличивается.  

          Далее ребёнку предлагают задания на выкладывание сюжетных картинок и составление по ним рассказа.

          Затем вводятся игры «Продолжи ряд».

2. «Детектор ошибок»

   а)   Ребёнку предлагается для анализа заведомо ошибочная ситуация, которую он должен исправить. Это может быть реальная ситуация: мама перепутала и летом вместо тапочек на пляж взяла резиновые сапоги; хлеб положила в холодильник, а масло – в хлебницу. Когда ребёнок замечает нелепость ситуации, обязательно надо акцентировать это:   «Ой, какая я невнимательная!  Какой же ты молодец, что вовремя меня поправил!»

    б)  В этом же ряду стоят задания, в которых ребёнку предлагают заведомо нелепые сюжеты:  «Зимний пейзаж с птицами , сидящими на цветущих деревьях; пингвин в пустыне и т.д.

     в)  Ребёнка просят найти ошибку художника, неправильно нарисовавшего какой-либо предмет или найти верно изображённые предметы среди зеркально нарисованных.

3. «Исправь ошибки»

     Детям предлагают исправить речевые ошибки:

          - на звуковые замены:  «На потолке горела яркая рампа;

          - пропуск букв, слогов, слов: - «Будем сегоня танцеват и веселиц»;

          - логико-грамматические замены:   - «Внизу над ними расстилалась    пустыня, В ответ я кивнул рукой»

          - смысловые замены:  «Солнце ласково касилось до моей руки!»

Упражнения для развития понимания причинно-следственных связей, установления последовательности событий и ранжирования объектов.

           Формирование этих качеств необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни.  Например, проанализировать (а лучше продемонстрировать) вместе с ребёнком, что произойдёт с растением, если его не поливать, или почему варёное яйцо может быть  всмятку или вкрутую

  1. «Назови причину и следствие»

         Объяснить ребёнку, что у всего того, что происходит в мире, есть причина  и  следствие, т.е. всегда есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?»

Попросите ребёнка назвать причину:

 - Наводнение  (пример ответа: таяние снега, разлив реки;

 - Гололёд;

 - Почки распустились;

 - Живот болит;

 - Мама сердится;

 - Пылесос работает и т.д.

Важно показать ребёнку разнообразие последствий из одного и того же события.

  1. «Расставь события по порядку»

Вначале предложить ребёнку расставить по порядку  в виде отдельных картинок  известные ему события:

 - Я ложусь спать,  Я обедаю; Я смотрю телевизор; Я иду в детский сад; Я чищу зубы.

 - Листья зеленеют; Цветы желтеют; Созревают ягоды; Зарядили дожди,  Идёт снег.

 - Через год. Послезавтра. Три дня назад. Сегодня.

  1. «Подбери слово».

Попросить ребёнка (соответственно его возрасту) подобрать слово, которое должно следовать вслед за предложенным:

Первый –

Метель –

Январь –

Зима –

Июль –

Почка –

Цыплёнок –

Лето –

Дождь –

Завтрак –

Седьмой –

Молния –

Гусеница и т.д.

  1. «Послушай и перескажи».

Ребёнку предлагают после воспринятого текста сначала разделить его на части, а затем дать название каждой из них , а потом пересказать. На последующих этапах  идёт работа над пониманием пословиц, поговорок, идеоматических выражений, морали, басен.

  1. «Ранжирование»

  Объяснить ребёнку что такое ранжирование и попросить его разложить по определённому признаку (форме, фактуре, оттенкам цвета, величине, скорости , плавности, количеству букв ит.д.). Например:  «Говорить – шептать – кричать – молчать». Такие упражнения помогают ребёнку  преодолеть проблемы контактов с людьми и в учёбе.

Игры на Формирование  понимания многозначности слов,

иерархических понятий и обобщающей функции слова.

Эффективными упражнениями для решения этих задач является подбор аналогий, метафор, синонимов, антонимов, которые сначала осуществляются на наглядном материале, а затем - и на словесном.

1.«Закончи предложение»

 Ребёнку предлагается продолжить предложение, выбрав наиболее подходящее слово.

-У дерева всегда есть  (листья, цветы, плоды, корень)

- У платья всегда есть  (подол, карман, рукава, пуговицы),

- У картины всегда есть (художник, рама, подпись).

2. «Классификация по зрительному образцу»

Для данного упражнения можно использовать детское лото Разложить все картинки на столе и предложить ребёнку подобрать к одной из них (например яблоку) все картинки похожие (по разным признакам) на неё. Затем предложить назвать каждую картинку и объяснить, почему она была выбрана.

       3. «Разложи по группам».

Ребёнку предлагается 20 – 40 картинок, которые он должен разложить на обобщённые группы, дать название каждой группе и перечислить все её составляющие.

4. «Найди сходство и различие»

Ребёнку даются пары предметов, в которых он должен отметить общее и разное. Например:  соловей – воробей, лето – зима, стул – диван, берёза – ель,  

заяц – кролик, очки – бинокль и т.д.

5.«Исключи лишний признак».

- зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

 - красный, синий, красивый, желтый, зелёный.

- деревянный, стеклянный, железный, ветхий.

- старый,  высокий,  молодой, пожилой,  юный.

- сладкий, солёный, горький, кислый, жареный.

  1. «Многозначность слов»

Ребёнку предлагается придумать как можно больше предложений с заданным словом: Например, со словом  «летать». Летать можно во сне, на самолёте, на дельтаплане, как птица, как снег, высоко, быстро, стремительно и т.д.

  1. «Омонимы»

Придумай слово, которое обозначало бы то же самое:

Ткань - ….;  родник - ….; отмычка -……; наклонная поверхность - ……; нежность - …..: залив - ……..;   скамья - ……..;  магазин - ……;

Упражнения на формирование навыков внимания,

преодоления поведенческих стереотипов и быстрое реагирование

Эти упражнения строятся по следующему принципу:  задаётся условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребёнок должен как можно быстрее реагировать на определённый сигнал нужной реакцией.

  1. «Стоп – упражнения».

Ребёнку предлагается свободно двигаться, выполнять любые движения под музыку, делать какие-либо упражнения ит.д. Условным сигналом является хлопок, услышав который ребёнок должен замереть и удержать позу до сигнала к продолжению движения.

  1. «Условный сигнал».

Выполняя какое-либо движение (двигательное задание, рисование, обсуждение), ребёнок должен , услышав сигнал (колокольчик, слово,  звук и т.д.), посмотреть по сторонам и сказать, что произошло или изменилось в комнате (группе), встать и пробежать по кругу  (или совершить заранее любое другое условленное заранее действие).

  1. «Условные сигналы».

Перед занятием ребёнку задаются условные сигналы: один хлопок – посмотреть вверх-вниз (направо – налево, сделать качалку и т.д.).  Два хлопка – прислушаться к звукам вне комнаты (за окном, в другом помещении и т.д.). Три хлопка – закрыть глаза и произнести скороговорку. Услышав сигнал ребёнок выполняет задание в течении 10 секунд.

     В другом варианте задаётся один условный сигнал и два положения (стоя и сидя) и упражнения («кашка и  «кобра»; пение и шипение; называние чётных и нечётных чисел; растений и животных; красных и жёлтых предметов; существительных и глаголов и т.д.). Каждый раз, услышав сигнал, ребёнок должен как можно быстрее переключиться с первого упражнения (действия, объекта) на второе. Например: встать, если он сидел, зашипеть, если до этого пел и т.д.

Повышению реактивности, сосредоточенности и навыков быстрого реагирования способствуют более сложные упражнения на переключение внимания и преодоление двигательного поведения. В этих играх задаётся не один, а 2 – 4 условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребёнок должен запомнить.

  1. «Хлопки».

Ребёнок свободно передвигается по комнате. На один хлопок он должен присесть на корточки и произнести слово «звезда», на 2 хлопка сделать ласточку и сказать слово «гвоздь»на три – встать с поднятыми вверх руками и сказать слово «календарь» и т.д.

  1. «Четыре стихии».

С ребёнком договариваются о том, что если прозвучит слово «земля», он должен опустить руки вниз, присесть и произнести слово, относящееся к земле (трава, змея, или изобразить что-то лежащее на земле). На слово «вода»- вытянуть руки вперёд, изобразить волны или живущих в воде животных., а также сказать соответствующее слово: водопад, дождь, тучи и т.д. На слово «воздух» - поднять руки вверх, подняться на носочки, изобразить тех , кто летает, сказать «солнце» и т.д. На слово  «огонь» - произвести вращение рук, повернуться кругом, изобразить костёр, дровосека и т.д.

  1. «Звонкое слово»

С ребёнком по порядку называются цифры ( цвета, буквы, животные, растения и т.д.) Запретными являются число 3, оранжевый цвет, голубь. зимние месяцы. Вместо называния этого запретного слово ребёнок должен громко хлопнуть в ладоши. Аналогично можно построить задания с запретным движением.

  1. «Рыба, птица, зверь»

Ведущий указывает на стоящих в кругу игроков, произносит  считалку: назвать  «Рыба, зверь, птица, рыба, зверь, птица, рыба, зверь…». Тот ребёнок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать соответствующее существо. В данном случае зверя. Названия не должны повторяться. Правильно ответивший выбывает из игры.

  1. «Муха»

В игре может принимать участие любое количество игроков.  Каждый представляет собой игровое поле как в игре «Крестики – нолики», в центре которого сидит муха. Вначале используется нарисованное поле, а затем  - воображаемое. Игра состоит в том, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам, ходить можно в любом направлении, кроме ходьбы по диагонали. Проигрывает тот, кто выпускает свою муху за пределы своего поля.

Школьные трудности учебной деятельности  леворуких детей.

У большинства людей речевые центры находятся в левом полушарии (правосторонняя активность), но в случае леворукости эти центры формируются в правом полушарии (левостороняя активность).

  У будущего правши, когда он действует правой рукой, мышечные и кожные импульсы поступают в левое полушарие, где они анализируются, устанавливаются предметно-следственные связи, объект мысленно называется и категоризируется, т.е. вносится в систему других родственных предметов. Это обеспечивает условия для развития аналитического типа мышления.

Если предмет находится в левой руке, то оцениваются другие его характеристики: температура, фактура, форма, цвет, вес и т.д., идёт процесс его целостного восприятия без расчленений на части и без классификации. Это развивает образный (гештальт) тип мышления.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда левшу заставляют действовать правой рукой. Импульсы у него идут в левое полушарие, а центров речи в нём нет, они находятся в правом полушарии, поэтому не возможен анализ, на основе которого вырабатывается навык автоматизма своей внутренней речи.

 Если левшу научить писать правой рукой, он научается правильно копировать буквы, без ошибок списывать и писать под диктовку, т.е. воспроизводить чужую речь. Своя внутренняя речь, на которой он думает, своя письменная речь, на которой он пишет сочинения и изложения у него не формируются. Это – одна из причин резкого падения успеваемости по языку в среднем звене школы.

Переучить левшу снова на левую руку почти не возможно и научиться писать левой рукой он не сможет, т.к. время упущено: в мозгу уже сложились определённые функциональные связи, организующие процесс письма  левой рукой.

 Если же это удалось, то ребёнок за это «платит» неврозами, заиканием (каждый 3 заикающийся – это переученный левша), энурезом, тиками, частыми головными болями, раздражительностью, потерей сна, аппетита, феноменом «укачивание в транспорте», повышенной чувствительностью к духоте, жаре, запахам, неусидчивостью, вялостью, заторможенностью и т.д.

  Такие дети, если пишут каждой рукой, то делают разные ошибки и имеют разный почерк: ведущей рукой пишут некрасиво, но без ошибок, а не ведущей -  каллиграфически, но с большим количеством ошибок.

У детей со скрытым левшеством наблюдаются трудности с написанием букв, которые пишутся против часовой стрелки. Поэтому им удобнее писать буквы по-своему,  не следует их переучивать.

Среди леворуких есть дети, у которых преобладает направление справа налево (ведущий глаз левый, а рука – правая). Это приводит к чтению сзади наперёд. У этих детей также затруднено чтение, не следует их торопить.

Утомление у праворуких и леворуких наступает в разное время: леворукие устают быстрее, поэтому их сознание отключается для восстановления сил, а когда восприятие восстанавливается, они уже пропустили часть объяснений учителя.

Замедление темпа занятий у леворуких детей происходит и потому, что им приходится дважды перекодировать информацию, которую они вначале воспринимают  в форме образов, осмысливают, переводят на понятийный уровень и выражают своим доступным образом. Кроме того, чтобы понять информацию леворуким детям необходимо её вербализовать (произнести вслух с участием артикуляционного аппарата). На все процессы уходит время, что и является причиной снижения темпа  работы.

Трудность понимания текста может возникнуть у праворукого и левогазого ученика, т.к. зрительная информация идёт в правое бессловесное полушарие, поэтому эти дети отстают в начальной школе. Но в среднем звене они не только догоняют, а и перегоняют сверстников, когда наращивается активность соответствующего полушария.

Итак, мы убедились, что нет главного и второстепенного, «большого» и «малого» полушарий. Правое полушарие—база образного мышления — охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии. Левое полушарие — база абстрактного мышления — ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леворукие дети

«Что делать, если ваш ребенок леворукий» (рекомендации родителям) Знаете ли вы, что леворукими были величайшие художники Микеланджело и Леонардо да Винчи; римский император Юлий Цезарь; ученые...

Система рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической работы при подготовке леворуких детей к школе.

Описаны особенности протекания познавательных процессов леворуких детей. Подобрана система упражнений по предупреждению трудностей обучения в школе леворуких детей и детей - амбидекстров....

ИГРЫ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В данных играх большое место отводится подготовке руки к письму, формированию умения ориентироваться на плоскости листа в тетради; решаются такие задачи, как развитие зрительно-пространственной ориент...

Особенности обучения леворуких детей

При воспитании и обучении леворукого ребёнка задача взрослого - развивать в нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни....

Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе  группу ...

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...