Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Учеными доказано, что развитие мелкой моторики руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ведущие симптомы ДЦП – гемипарезы, спастика, гиперкинезы, атаксия. У многих детей, страдающих церебральным параличом, отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Такие дети быстро устают, отмечается низкая работоспособность. Несовершенство мелкой моторики затрудняет развитие речи, овладение письмом и другими учебными навыками.  

С 2006 года на базе МБДОУ д/с №1 «Звездочка» г. Якутска открыта группа кратковременного пребывания для детей с церебральным параличом, где осуществляется постепенная интеграция детей в общеобразовательные группы. Режим работы такой группы   с 8 до 13 часов. Дети с положительной динамикой развития и с учетом психофизического состояния, по решению ПМПк ДОУ переводятся с ГКП в общеобразовательную группу.

Для организации комплексной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, церебральным параличом, в структуре ДОУ с 2012 года создана лекотека. Дети приходят на занятия в сопровождении родителей с 13 до 17 часов. Целью лекотеки является психолого-педагогическое сопровождение детей от 1 до 7 лет с нарушениями развития для их социализации, формирование предпосылок к учебной деятельности, поддержки развития личности, а также оказание психологической помощи родителям. Посещая лекотеку, дети проходят адаптацию, общаются со взрослыми, сверстниками, приобретают новые умения и навыки. Проведение совместных утренников, развлечений дает возможность детям быстрее развиваться, включаться в педагогический процесс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylova_v.n._statya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Коррекционно-развивающая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с церебральным параличом.

Михайлова Варвара Николаевна, педагог-психолог.

МБДОУ д/с №1 «Звездочка», город Якутск.

Аннотация: У многих детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития мелкой моторики. В д/с №1 «Звездочка» г. Якутска открыта группа кратковременного пребывания и лекотека для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Коррекционно-развивающая работа заключается в следующих методах: рисование, конструирование, лепка, аппликация, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения для рук, песочная терапия.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, лекотека, ГКП, ДЦП, опорно-двигательный аппарат, коррекция, рисование, конструирование, лепка, аппликация, песочная терапия, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, мелкая моторика рук.

Учеными доказано, что развитие мелкой моторики руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению.         Ведущие симптомы ДЦП – гемипарезы, спастика, гиперкинезы, атаксия. У многих детей, страдающих церебральным параличом, отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный обьем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Такие дети быстро устают, отмечается низкая работоспособность. Несовершенство мелкой моторики затрудняет развитие речи, овладение письмом и другими учебными навыками.        

С 2006 года на базе МБДОУ д/с №1 «Звездочка» г. Якутска открыта группа кратковременного пребывания для детей с церебральным параличом, где осуществляется постепенная интеграция детей в общеобразовательные группы. Режим работы такой группы   с 8 до 13 часов. Дети с положительной динамикой развития и с учетом психофизического состояния, по решению ПМПК ДОУ переводятся с ГКП в общеобразовательную группу.

Для организации комплексной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, церебральным параличом, в структуре ДОУ открыта с 2012 года создана лекотека. Дети приходят на занятия в сопровождении родителей с 13 до 17 часов. Целью лекотеки является психолого-педагогическое сопровождение детей от 1 до 7 лет с нарушениями развития для их социализации, формирование предпосылок к учебной деятельности, поддержки развития личности, а также оказание психологической помощи родителям. Посещая лекотеку, дети проходят адаптацию, общаются со взрослыми, сверстниками, приобретают новые умения и навыки. Проведение совместных утренников, развлечений дает возможность детям быстрее развиваться, включаться в педагогический процесс.

Работа по коррекции мелкой моторики проводится в ходе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется изобразительной деятельности: рисованию акварелью, гуашью, мелом, фломастерами и цветными карандашами. В ДОУ регулярно проводятся конкурсы и выставки детских рисунков, на которых воспитанники с ДЦП принимают активное участие. Совместная плодотворная работа всех педагогов способствует развитию творческих способностей детей с нарушениями в развитии.

Развитию тонкой моторики рук помогает работа с пластилином (скатывание, прищипывание, вдавливание, лепка ), конструирование, аппликация.

Дети с удовольствием делают разные открытки, поделки, строят конструкции и лепят из пластилина.

        Также детям даются упражнения на развитие координированных графических движений руки:

-рисование по опорным точкам;

-раскрашивание рисунков;

-обведение рисунков по контуру;

-штриховка различными видами линий: сплошной, волнистой, пунктирной.

Для развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей с ДЦП используется пальчиковая гимнастика. Упражнения выполняются в течении 2-3 минут в медленном темпе, даются однотипные и одновременные движения, которые направлены на развитие согласованности и координации. Основная цель работы – систематическое обучение детей новым двигательным координированным действиям.

При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики важны наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность. Хорошо зарекомендовали себя следующие виды упражнений:

-надевание и снимание колечек;

-нанизывание бусин разных размеров на шнурок;

-застегивание и расстегивание пуговок различной величины, молний.

-игры с прищепками, различными крупами;

-стирание ластиком нарисованных рисунков;

-вырезание ножницами;

-сжимание и разжимание эспандера;

-катание мячей с шипами из разных материалов;

-продевание шнурка в дырочки;

-игры с разными пазлами, мозаикой, конструкторами.

-узнавание предметов на ощупь;

-завязывание и развязывание бантов, веревочек, шнуров;

-нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;

-сортировка гороха, фасоли, круп (риса, гречки, пшена);

-завинчивание и отвинчивание крышек баночек, шайбы;

В выполнении каждого упражнения должны быть вовлечены все пальчики как правой, так и левой руки. Все эти приемы помогают не только развивать моторику рук, но и помогают ребенку овладеть навыками самообслуживания.

В нашей работе эффективно принимаются элементы методики Марии Монтессори ( геометрические  фигуры, блоки цилиндров, формочки-вкладыши, пирамидки и др.),игровой набор «Дары  Фребеля», которые, выступая в качестве внешних стимулов, привлекают внимание детей. Занятия, проводимые в оборудованной в детском саду сенсорной комнате, стимулируют накопление детьми чувственного опыта в сочетании моторной активностью, что создает благоприятные условия для развития детей.

На занятиях психокоррекции с детьми с церебральным параличом применяются элементы песочной терапии, позволяющие развитию моторики и формированию навыков конструктивного общения.

Важным направлением психокоррекционной работы с детьми с ДЦП является работа с родителями, так как они – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Таким образом, только совместная, разнообразная и регулярная работа по развитию тонко координированных движений пальцев и рук дает положительные результаты.

Литература:

 1.Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011-с.29-69.

2. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учебно-методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

3.Юдина И.А., Черных Е.С., Иксанова Н.С. Интегрированное воспитание и обучение детей с церебральным параличом в условиях ДОУ. – Якутск,ДАНИ-АЛМАС, 2013, с. 21-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...

Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".2).Фото-ил...