Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказать  необходимую помощь в решении заявленных проблем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл копилка специалиста26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Симптом и пути коррекции

Неорганизованность (непослушание, недисциплинированность, неуправляемость)

Симптом

Характер проявления

Причины:

Пути коррекции

 (направлено на устранение центральной причины, т.е. недостатков в произвольной регуляции поведения):

Формы и методы

(через что решаем)

Недисциплинированность

Непослушание

Неуправляемость

- несоблюдение норм и правил поведения (чаще неосознанно)

– отказ от выполнения правил, требований

– проявление спонтанности, отрицательное реагирование на требования взрослого

  • Недостаток произвольной регуляции поведения. Главная задача коррекционной работы – повысить уровень произвольности поведения
  • Нарушение функциональных возможностей коры головного мозга, когда возбуждение преобладает над торможением (СДВГ).
  • Незнание норм и правил поведения. Задача – ознакомить с соответствующими нормативами, создавать жизненные и игровые ситуации для закрепления соответствующих действий
  • Нарушение ДРО (баланса любви и требовательности). Если баланс нарушен в сторону требовательности – сознательное нарушение дисциплины, проявление агрессии, стремится привлечь к себе внимание. Если в сторону любви (вседозволенностью) – дети капризны, эгоцентричны, упрямы. Если требования взрослых размыты, непоследовательны – поведение непоследовательное

1. Выяснить причину неорганизованности 

  • Учить направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении
  • Различать и сравнивать мышечные ощущения
  • Менять характер движения
  • Произвольно направлять внимание на эмоциональные ощущения, различать и сравнивать их, определять характер (приятно, неприятно страшно, беспокойно)
  • Воспроизводить эмоции по заданному образцу
  • Понимать и различать чужие эмоциональные  состояния
  • Сопереживать
  • Отвечать адекватными чувствами
  • Определять конкретные цели своих поступков
  • Искать и находить средства для достижения целей
  • Проверять эффективность выбранных путей
  • Предвидеть конечный результат своих действий, поступков
  • Брать на себя ответственность

-Игры,

 -Специальные  занятия

- Разные виды деятельности,

-Гимнастика

 -Музыкальные и физкультурные  занятия,

- Беседы по картинкам при  незнании норм,

- Система рассказов и сказок на нормах поведения с последующим анализом.

- Специальные формы:

  • Релаксация,
  • Психогимнастика
  • Тренинги

Агрессивность

Выражение враждебности к себе и\или другим

(драка, разрушительность, вспыльчивость, непослушание)

1. Нарушение ДРО- недостаток любви со стороны значимых взрослых

2. стремление ребенка к автономности, самостоятельности, ограждению своего Я

3. провоцирование ребенка

4. Расплывчатое представление о себе, сопровождающееся неуверенностью и тревожностью

5. трудности общения со сверстниками

6. утомление, перенапряжение, болезнь

Задачи:  устранение причин агрессии; выработка позитивных способов реагирования на ситуацию

1. Выявление причин агрессии

Если нарушение Я-концепции: задача - стабилизация внутреннего мира, представлений о себе, повышение уверенности

Если ДРО – коррекция системы отношений;

- формирование миролюбия

  • Неожиданная похвала
  • Сказки с соответствующим сюжетом
  • Игры-драматизации
  • Упражнения:

- нарисуй страшное животное, дай ему название, покажи всем и расскажи, какое оно ужасное

- теперь нарисуй доброе и ласковое животное, да ему имя, расскажи всем какое оно хорошее

- работа в парах с образами животных (агрессор-миролюб)

- затем проигрывание реальных ситуаций

Конфликтность

Предрасположенность к конфликтам

1. Отсутствие или недостаточные игровые умения и навыки общения

2. Неблагоприятная семейная обстановка

3. Личностная предрасположенность (неустойчивость Я-концепции)

1.Обучение анализу конфликтных ситуаций с использованием сказок, м\ф,

2. Развитие способности к эмпатии, терпимости, принятию других людей

3. Моделирование жизненных ситуаций

4. Обучение приемам посредничества в конфликте ( обращаться к 3-му лицу за помощью)

Сказки

М\ф

Ситуации

Неуверенность\самоуверенность

Неверие в свои силы, отказ от выполнения (часто сопровождается повышенной тревожностью, ранимостью)

Проявления:

- низкая мотивация деятельности, отказ от выполнения

- высокий уровень тревожности »Я не справлюсь»

- нерешительность в ситуации выбора

- плохая соц. адаптация

- отрицательное отношение в д\с

-

1. Противоречивость Я-концепции,

2. Низкая самооценка

3. Уровень реальных достижений ребенка

4. Взрослые (родитель, воспитатель, коллектив сверстников)

1. Повышение реальных достижений ребенка

2. Изменение отношения к ребенку значимых взрослых

3. Изменение отношения ребенка к самому себе

- Целенаправленное создание ситуаций успеха

- Отмечать даже небольшие успехи

- Учить оценивать неудачу (сегодня не получилось, но завтра..)

- Делать акцент на положительных чертах

- Упреждающие занятия

Тревожность

Нервно-психическое напряжение, когда нейтральная ситуация воспринимается как угроза

- беспокойство

- раздражительность

-слезливость

- скованность

-пассивность

-неадекватная реакция

- покраснение, тики, заикание

* ситуационная тревожность

* личностная (устойчивая)

1. Меланхолики, холерики

2. Тип семейного воспитания (неблагоприятная атмосфера)

3. Опыт неудач

4. Завышенным уровнем притязаний ребенка

1. Ликвидировать основные причины возникновения (повысить самооценку, обучить навыкам общения, обеспечить условия для высоких результатов деятельности)

2. Обучить методам саморегуляции

- Специальное дыхание

- Показать что тревогу испытывают  и другие

 - Установка на приятные воспоминания  «Помнишь в прошлый раз у тебя получилось»

-Обучать контролю жестов, голоса

- Мысленная тренировка

- Позиция взрослого (подбадривать улыбкой, фразой, поглаживанием, похлопыванием и пр)

- Избавить от тревожного ожидания – сообщать накануне, а не заранее

- Двигательные упражнения (владение своим  телом, эмоциями)

Обидчивость

Рассогласование реальности и ожиданий

1. Индивидуальные особенности ребенка

  • Слабый тип НС
  • Физ. недостатки или отклонения (полнота) на которые реагируют сверстники
  • Противоречивость Я-концепции
  • Низкая самооценка
  • Высокая тревожность, неуверенность в себе
  • Низкая результативность деятельности (несформированность игровых, трудовых учебных навыков)

2. Характер межличностного взаимодействия

* неприятие ребенка группой

* издевательства, насмешки

* неумение контактировать со сверстниками

3. Тип семейного воспитания – повышенная авторитарность, контроль, жестокость или наоборот попустительство, безразличие

1. Формирование способности к эмоциональной децентрации

* обучение способам идентификации со сказочным персонажем, затем реальными людьми, сочувствию, сопереживанию

Использование куклы, ролевые игры

  • Учить занимать разные позиции, обмениваться ролями
  • * моделирование жизненных ситуаций

2. Развитие чувства собственного достоинства

- кто я-какой я

- повышение силы Я

- формирование представлений  о своих сильных сторонах

3. Развитие способности к межличностному взаимодействию

- обучение элементарным навыкам общения на установление контакта

- умению правильно задавать вопросы

-  моделирование воображаемых  и реальных ситуаций

-развитие выдержки, терпимости

- обучение навыкам прощения

Ролевые игры

Сказки

Страхи

1этап – тематическое рисование (4-5 занятий)» объясняем что изо страхи мы избавляемся от них. Предлагаем изо1 страх, затем 2 и пр.

2 этап – индивидуальные беседы и составление списка по степени убывания

3этап –индивидуальное  обсуждение рисунков (показываем последовательно все рисунки и спрашиваем боится или нет)

4 этап – вновь изо «А теперь нарисуй чего ты уже не боишься»

5 этап – беседа показ и спрашиваем боится или нет

«В д\с» «На улице» «Дома» «Семья» «Что мне снится страшное» «Чего я боюсь днем» «Что было со мной самое плохое» «Кем я хочу стать»

Трудности общения

Аутичные

Замкнутые – могут по году не разговаривать, допускают ограниченный круг людей, выполняют все задания

Застенчивые  - осторожные врожденно

Необщительные  - малоинициативны, не любят шума и соревнований

1. Нарушение мотивационных компонентов общения

2. Нарушение операционных компонентов общения

* Отсутствие эмоциональных контактов в раннем детстве (депривация)

*Негативное отношение со стороны взрослого

* слабый тип НС

* неуверенность в себе, тревожность

* длительное отсутствие контактов

* незнание норм отношений, недостатки воспитания

* неприятие сверстниками (низкий статус)

Аутичные – показать специалисту который занимается РДА. Коррекция  вне компетенции ДОУ

Замкнутые –помочь преодолеть барьер в общении ; способствовать установлению контакта с окружающими(постепенно расширять контакты), обучать навыкам общения

Застенчивые -  постепенное расширение контактов, формирование доверия к людям, обучение навыкам взаимодействия

Развитие позитивного представления о себе, снятие тревожности, повышение уверенности

Необщительные – побудить интерес к другим людям, сформировать мотивацию общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации детей к условиям детского сада при реализации ФГОС.

Преодоление  трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации  детей к условиям детского сада при реализации ФГОС....

Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта

В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС   были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО...

Занятие педагога-психолога для детей средней группы детского сада «Дружба начинается с улыбки».

Занятие с использованием мультемидийного оборудования, направлено на формирование благоприятного социально-психологического климата  в группе, сплочение детского коллектива. Презентация &q...

Занятие педагога-психолога с детьми раннего возраста и их родителями в детском саду «Осень»

Цель: познакомить детей с миром эмоций через различные методы и приемы.Задачи:-создать эмоционально безопасную атмосферу;-снять эмоциональное и мышечное напряжение;- повысить двигательную активно...

Эффективное взаимодействие детского сада и школы в вопросах организации образования детей с ОВЗ (материал для августовской педагогической конференции).

Преемственность между звеньями логопедических служб: речевое развитие, успех в обучении в целом, квалификация специалиста, своевременное выявление нарушений и коррекционная работа....

Консультация для родителей от педагога-психолога "Как облегчить адаптацию детей к детскому саду"

Консультация для родителей от педагога-психолога "Как облегчить адаптацию детей к детскому саду"...