Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребенка 5-6 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Рубанец Наиля Юрисовна

Цель данной программы – обеспечить специальную (коррекционную) помощь детям с нарушениями в развитии.

Достижение указанной цели будет решаться посредством следующих задач:

  • корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формировать пространственно-временные ориентировки;
  • совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
  • обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии, грамматических  норм речи.
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • совершенствовать психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
  • развивать коммуникативную направленность  к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия  инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind_programma_5-6.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

с детьми  5-6 лет (старший дошкольный возраст)

Цель данной программы – обеспечить специальную (коррекционную) помощь детям с нарушениями в развитии.

Достижение указанной цели будет решаться посредством следующих задач:

  • корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формировать пространственно-временные ориентировки;
  • совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
  • обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии, грамматических  норм речи.
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • совершенствовать психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
  • развивать коммуникативную направленность  к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия  инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу).

Оборудование: фонотека, настольные игры, предметные игрушки, пластилин, краски, карандаши, ковер, мозаика, вкладки, т.п.

Принципы проведения занятий:

-наглядность обучения;

- доступность;

- развивающий и воспитательный характер материала;

- системность подачи материала.

Структура и форма занятий.

Занятия индивидуальные, проводятся 1 раз в неделю или 30 раз в год. Длительность занятия 25 мин.

Общая структура занятия:

- ритуал приветствия;

- дыхательные упражнения;

- пальчиковая гимнастика;

- развивающая игра;

- арт-терапия, изодеятельность;

- ритуал прощания. 

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкол. учреждений. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  2. И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников.  М.: АРКТИ, 2008.

Месяц

Развитие высших психических функций

Развитие эмоционально-волевой сферы

Развитие личностной сферы

сентябрь

3-4 неделя

Углубленная диагностика

октябрь

1-я неделя

Геометрическая фигура круг. Выделение лишнего признака.

Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения) «В лесу».

Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).

2-я неделя

Понятие «сверху», «снизу». Выделение лишнего. Продолжи ряд.

Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).

Игра «Зеркало».

3-я неделя

Признаки предметов. Геометрическая фигура квадрат. Рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Пчелка».

Игра «Подумай сам!».

4-я неделя

Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди-сзади». Выделение лишнего. Сложи картинку.

Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).

Игра «Расскажи сказку» (научить ребенка без стеснения рассказывать о себе).

ноябрь

1-я неделя

Закрепеление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному-двум признакам.  Выделение лишнего. Угадай по описанию.

Психогимнастика «Сосулька».

Игра «Нехочуха».

2-я неделя

Понятия «левое-правое». «Разложи в вазу корзину: фрукты и овощи».

Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).

Игра «Что ты видишь?».

3-я неделя

Понятия «один-много-мало-несколько». Выделение лишнего. «Запомни, что увидел».

Кубик эмоций. Упражнение «Театр загадок».

Игра «Кто Я?».

4-я неделя

Понятия «высокий-низкий», «одинаковые по высоте». Пространственные понятия. «Чего не хватает?»

Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Игра «Хлопки».

Игра «Имя».

декабрь

1-я неделя

Геометрические фигуры треугольник, овал. «Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Лягушка – путешественница».

Игра «На кого я похож?» (сравнение с растением, животным, предметом).

2-я неделя

Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине»,  «далеко-близко-около-рядом». «Назови лишнюю картинку». «какое слово нужно исключить»

Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).

Игра «Всезнайка».

3я неделя

Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине»,  «внутри-снаружи». «Простые аналогии», «Продолжи ряд» (по цвету).

Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Путешествие в морское царство».

Игра «Как Я поступаю?» (актуализация поведения в различных ситуациях).

4-я неделя

Понятия «столько же-одинаково-поровну». Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры»

Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).

Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).

январь

3-я неделя

мониторинг

Геометрические фигуры. Понятия «слева-справа» Ориентировка на листе бумаги.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения Психогимнастика «Спящий котенок».

Игра «Расскажи сказку» (научить ребенка без стеснения рассказывать о себе).

4-я неделя

Понятия «вчера-сегодня-завтра-раньше-позже». «Сложи картинки». «Назови лишний предмет».

Эмоция «Страх» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).

Игра «Подумай сам!».

5-я неделя

Понятия «толстый-тонкий-одинаковые по толщине». «Простые аналогии». «Заплатки». «Что забыл нарисовать художник?»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Лучики»

Игра «Я умею…».

февраль

1-я неделя

Установление последовательности событий (части суток). «Продолжи ряд геометрических фигур»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения Психогимнастика «Лисенок испугался».

Игра «Как Я поступаю?» (актуализация поведения в различных ситуациях).

2-я неделя

Части суток, их последовательность. «Выделение лишнего», «Что вчера, что сегодня?»

Эмоция «Злость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).

 Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).

3-я неделя

«Будь внимателен!», «Выложи серию сюжетных картинок, составь рассказ».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения Этюд «Не покажу!».

Игра «Я могу…».

4-я неделя

«Сравнение множест», «Запомни и повтори ряд слов».

Эмоция «Злость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).

Игра «Нехочуха».

март

1-я неделя

Геометрические фигуры, пространственная ориентировка, использование предлогов.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения Игра «Ласковый мелок».

Игра «Подумай сам!».

2-я неделя

Классификация по одному или двум признакам (цвет и величина). «Составь рассказ по серии картинок».

Игра «Лото эмоций» («Что случилось с мышкой?»).

Игра «Я умею…».

3-я неделя

«4-лишний», «Кто сделал ошибку?», «Дорисуй».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Снеговик»

Игра «Зеркало».

4-я неделя

Развитие зрительно-моторной координации, пространственная ориентировка на листе бумаги. Корректурная проба.

Игра «Лото эмоций» («Что случилось с рыбкой?»).

Игра «Расскажи сказку» (научить ребенка без стеснения рассказывать о себе).

апрель

1-я неделя

Времена года. Части суток. «Аналогии». «Заплатки».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Сосулька».

Игра «На кого я похож?» (сравнение с растением, животным, предметом).

2-я неделя

Составление групп предметов с заданными свойствами. «Предметы и контуры», «Какой признак времени года лишний?»

Игра «Лото эмоций» («Что случилось с девочкой?»).

Игра «Как Я поступаю?» (актуализация поведения в различных ситуациях). Игра «Зеркало».

3-я неделя

Времена года. Части суток. «Сравнение множеств», повторение основных пройденных понятий.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Солнышко».

Игра «Нехочуха».

4-я неделя

«Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ», «Сравнение множеств», «Назови части суток по порядку от заданного».

Игра «Лото эмоций» («Что случилось с попугаем?»).

Игра «Я могу…».

Май

1-2 неделя

Закрепление пройденного за год.

Кубик эмоций. Упражнение «Театр загадок»

Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).

3-я неделя

Заключительная диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста

программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по коррекции речи на дошкольном логопункте.

Результативность организации коррекционно-развивающей работы с детьми определяется посредством диагностики уровня речевого развития. Основной целью речевой диагностики является определение факти...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка

Каждый логопед по-своему составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу. В данной стаье предлагаю свой вариант составления коррекционно-развивающей программы....

"Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИПР) ребенка с ОВЗ"

Разработка индивидуальной комплексной программы, повышение компетентности, творческого потенциала  учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, муз.руководителей, инструкторов...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

иНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО -  РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ....

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...