Основные направления помощи детям с ОВЗ в освоении навыков, связанных с приемом пищи.
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Сумарокова Светлана Алексеевна

В данном материале затрагивается важная тема по освоении навыков, связанных с приемом пищи у детей с ОВЗ. Тезисно описываются основные направление помощи детям раннего возраста (формирование навыков сосания и глотания), обучение жеванию и питью из чашки. Как следует обучить определенному навыку ребенка и что делать нельзя. Данный материал будет полезен родителям, у которых есть дети раннего возраста с ОВЗ, либо дети, которые испытывают трудности с приемом пищи, а также специалистам, которые работают с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kormlenie.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

        Основные направления помощи детям с ОВЗ в освоении навыков, связанных с приемом пищи.

           При  формировании навыков, необходимых ребенку в процессе кормления, нужно учитывать наличие у детей с ОВЗ целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности. Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка и должно начинаться с первых месяцев жизни. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и становились автоматизированными навыками.    

                  Основные направления помощи детям раннего возраста:

  1. Придерживайте щечки пальцами во время кормления через бутылочку
  2. Соблюдайте режим питания, у ребенка должно возникнуть здоровое чувство голода и насыщения
  3. Учить ребенка кушать нужно в безопасной позе, поднимая голову выше. Нельзя ребенка кормить лежа, чтобы избежать аспирации
  4. Время кормления не должно превышать 20-30 минут.
  5. Развивайте сенсорные навыки ребенка: даже если его кормят через зонд, давайте нюхать и пробовать вкус его еды.
  6. Использовать специальные приспособления для облегчения ребенку процесса кормления.
  7. Используйте соску для развития навыков сосания, а также тренировки силы артикуляционных мышц [2].
  8.  Развивать зрительно-моторную координацию, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот». [3].

                             Помощь детям с жеванием пищи:

  1. Используйте специальные приспособления для жевания: грызунки, слингобусы.
  2. Используйте переходные бутылочки с ложкой для формирования навыка кормления с ложки
  3. Обязательно чистите зубы. Можно использовать специальные щеточки, напальчники.
  4.  Тренируйте жевание вне приема пищи
  5.  Начинать обучение надо с приема твердой пищи. Затем переходят на густую или полужидкую (пюре, каши). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, ложку и подносить их ко рту
  6. Не заставляйте ребенка проглотить то, что он откусил и жевал во рту.
  7. Нельзя смешивать всю еду в одну массу, ребенок должен понимать, что он кушает.
  8. Нельзя добавлять в пюре кусочки, ребенок не справится с ними, выплюнет все наружу и откажется дальше кушать – еда стала для него опасной в данный момент [2].  
  9. Для некоторых детей для удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину).
  10.  Во время кормления с ложки важно контролировать рот ребенка. Чтобы не дать ребенку выдвигать язык вперед и заставить язык и губы двигаться правильно, нужно довольно сильно надавливать ложкой на язык.
  11.  Учить ребенка жевать лучше всего так: положите ему между боковыми зубами кусочек мяса или корочку хлеба и помогите закрыть рот, надавливая на нижнюю челюсть средним пальцем [3].

         

                        Обучение питью из кружки:

  1. Важно научить ребенка брать кружку или  чашку и удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее.
  2.  При обучении питью можно сначала использовать соломинку, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.
  3.  Главное условие правильного питья – закрытый рот. Наклоните стакан так, чтобы жидкость коснулась верхней губы ребенка, а остальное он сделает сам.
  4. Нельзя убирать стакан после каждого глотка, пусть ребенок держит его край губами, в противном случае он потянется за стаканом и взрослый может потерять контроль над его ртом и положением головы.
  5. Легче всего пить густые напитки, например, йогурт, с них и надо начинать обучение. Кислые напитки вызывают обильное слюноотделение и пить их труднее всего [3].

      Перед кормлением ребенка дефектолог проводит массаж и пассивно-активную артикуляционную гимнастику для губ и языка, используя индивидуальные приемы в зависимости от структуры дефекта [1] .

       Таким образом, правильно организованный процесс питания детей с ОВЗ позволяет избежать нежелательных проблем со здоровьем и научить элементарным навыкам приема пищи (сосания, глотания, жевания), умения пить из чашки, доставлять положительные реакции от процесса еда. Кроме того тренировка мышц рта, языка и губ способствует речевому развитию ребенка.

                                           Литература:

Ю.А. Разенкова Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка Часть.1/Альманах института коррекционной педагогики №6. Ранний возраст.

А. Самарина  Особенности кормления детей раннего возраста с ТМНР. – АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства»

Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие; под ред. Е. В. Клочковой.- М.: Теревинф, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЕМОМ ПИЩИ

В течение первого года жизни ребенок овладевает многими привычками, связанными с приемом пищи. Нередко можно наблюдать, к сожалению, как из-за неправильного кормления у ребенка снижается аппетит. Он п...

Статья «Создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования»

В статье представлены основные направления и этапы работы по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Система комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР...

Основные направления развития детей в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие опр...

"Неизведанное рядом как одно из основных направлений развития детей раннего возраста".

Неизведанное рядом, познание окружающей действительности через детское экспериментирование. Цели экспериментирования, задачи, методы, формы, методические рекомендации....

«Социально-бытовая адаптация, как основное направление социализации детей с ОВЗ»

Формирование  у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости - это задача  общая в воспитании любого ребёнка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особый смысл. Т.к. о...