Основные направления помощи детям с ОВЗ в освоении навыков, связанных с приемом пищи.
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Сумарокова Светлана Алексеевна

В данном материале затрагивается важная тема по освоении навыков, связанных с приемом пищи у детей с ОВЗ. Тезисно описываются основные направление помощи детям раннего возраста (формирование навыков сосания и глотания), обучение жеванию и питью из чашки. Как следует обучить определенному навыку ребенка и что делать нельзя. Данный материал будет полезен родителям, у которых есть дети раннего возраста с ОВЗ, либо дети, которые испытывают трудности с приемом пищи, а также специалистам, которые работают с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kormlenie.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

        Основные направления помощи детям с ОВЗ в освоении навыков, связанных с приемом пищи.

           При  формировании навыков, необходимых ребенку в процессе кормления, нужно учитывать наличие у детей с ОВЗ целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности. Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка и должно начинаться с первых месяцев жизни. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и становились автоматизированными навыками.    

                  Основные направления помощи детям раннего возраста:

  1. Придерживайте щечки пальцами во время кормления через бутылочку
  2. Соблюдайте режим питания, у ребенка должно возникнуть здоровое чувство голода и насыщения
  3. Учить ребенка кушать нужно в безопасной позе, поднимая голову выше. Нельзя ребенка кормить лежа, чтобы избежать аспирации
  4. Время кормления не должно превышать 20-30 минут.
  5. Развивайте сенсорные навыки ребенка: даже если его кормят через зонд, давайте нюхать и пробовать вкус его еды.
  6. Использовать специальные приспособления для облегчения ребенку процесса кормления.
  7. Используйте соску для развития навыков сосания, а также тренировки силы артикуляционных мышц [2].
  8.  Развивать зрительно-моторную координацию, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот». [3].

                             Помощь детям с жеванием пищи:

  1. Используйте специальные приспособления для жевания: грызунки, слингобусы.
  2. Используйте переходные бутылочки с ложкой для формирования навыка кормления с ложки
  3. Обязательно чистите зубы. Можно использовать специальные щеточки, напальчники.
  4.  Тренируйте жевание вне приема пищи
  5.  Начинать обучение надо с приема твердой пищи. Затем переходят на густую или полужидкую (пюре, каши). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, ложку и подносить их ко рту
  6. Не заставляйте ребенка проглотить то, что он откусил и жевал во рту.
  7. Нельзя смешивать всю еду в одну массу, ребенок должен понимать, что он кушает.
  8. Нельзя добавлять в пюре кусочки, ребенок не справится с ними, выплюнет все наружу и откажется дальше кушать – еда стала для него опасной в данный момент [2].  
  9. Для некоторых детей для удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину).
  10.  Во время кормления с ложки важно контролировать рот ребенка. Чтобы не дать ребенку выдвигать язык вперед и заставить язык и губы двигаться правильно, нужно довольно сильно надавливать ложкой на язык.
  11.  Учить ребенка жевать лучше всего так: положите ему между боковыми зубами кусочек мяса или корочку хлеба и помогите закрыть рот, надавливая на нижнюю челюсть средним пальцем [3].

         

                        Обучение питью из кружки:

  1. Важно научить ребенка брать кружку или  чашку и удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее.
  2.  При обучении питью можно сначала использовать соломинку, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.
  3.  Главное условие правильного питья – закрытый рот. Наклоните стакан так, чтобы жидкость коснулась верхней губы ребенка, а остальное он сделает сам.
  4. Нельзя убирать стакан после каждого глотка, пусть ребенок держит его край губами, в противном случае он потянется за стаканом и взрослый может потерять контроль над его ртом и положением головы.
  5. Легче всего пить густые напитки, например, йогурт, с них и надо начинать обучение. Кислые напитки вызывают обильное слюноотделение и пить их труднее всего [3].

      Перед кормлением ребенка дефектолог проводит массаж и пассивно-активную артикуляционную гимнастику для губ и языка, используя индивидуальные приемы в зависимости от структуры дефекта [1] .

       Таким образом, правильно организованный процесс питания детей с ОВЗ позволяет избежать нежелательных проблем со здоровьем и научить элементарным навыкам приема пищи (сосания, глотания, жевания), умения пить из чашки, доставлять положительные реакции от процесса еда. Кроме того тренировка мышц рта, языка и губ способствует речевому развитию ребенка.

                                           Литература:

Ю.А. Разенкова Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка Часть.1/Альманах института коррекционной педагогики №6. Ранний возраст.

А. Самарина  Особенности кормления детей раннего возраста с ТМНР. – АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства»

Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие; под ред. Е. В. Клочковой.- М.: Теревинф, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЕМОМ ПИЩИ

В течение первого года жизни ребенок овладевает многими привычками, связанными с приемом пищи. Нередко можно наблюдать, к сожалению, как из-за неправильного кормления у ребенка снижается аппетит. Он п...

Статья «Создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования»

В статье представлены основные направления и этапы работы по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Система комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР...

Основные направления развития детей в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие опр...

« Правила личной гигиены и культуры питания .Варианты игр по формированию гигиенических навыков, этикета при приеме пищи»

Начиная с трехлетнего возраста, у ребенка совместными усилиями родителей и педагогами необходимо вырабатывать навыки соблюдения правил личной гигиены и культуры питания, формируя осознание этих правил...

Формирование у детей младенческого и раннего возраста навыков, связанных с приемом пищи

Консультация для специалистов учреждений здравоохранения и образования по формированию или стимуляции у детей младенческого и раннего возраста навыков сосания, глотания, жевания и обучения детей навык...