Значение артикуляционной гимнастики
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Желтова Виктория Владимировна

                         Значение артикуляционной гимнастики

 

Значение и организация артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение.  Как для  детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. 
  •  Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом  ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
    Статические упражнения (например, «Грибок») выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
    Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (чистой ватной палочкой, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 
    Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок (т.е. необходимо подходить к выполнению упражнений творчески).

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

          «Заборчик»,

 Цель: развитие артикуляционной моторики.

 Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

        «Окошечко»,

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

          «Трубочка»,

 Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

          «Чашечка»,

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
Обратите  внимание.
1. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя.
2. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

         «Блинчик»,

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя...
Обратите  внимание. 
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его  края  касаются уголков рта. 
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

      «Иголочка»,

 Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

       «Мостик»,

 Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

 Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

        «Парус»

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку ("уздечку").
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Обратите  внимание.
1. Следите, чтобы губы были в положении улыбки. 
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна спускаться.

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

«Часики»;

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

 Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

«Качели»;

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так, поочередно менять положение  5  раз.
Обратите внимание. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка»;

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Обратите внимание. 
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

«Чистим зубки»;

Цель. Научить  удерживать кончик языка за нижними зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Обратите  внимание. 
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 
2. Следите, чтобы язык находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.

«Вкусное варенье»;

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Обратите  внимание. 
1. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

«Барабанщик»;

 Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты:

  1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
  2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
  3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

«Худышки – толстяки»

 Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

  •  
  •  и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь врача –логопеда и специальный массаж.

Для родителей будут полезны книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Особенно я хотела отметить книгу Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

                         Значение артикуляционной гимнастики

Значение и организация артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение.  Как для  детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. 
  •  Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом  ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
    Статические упражнения (например, «Грибок») выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
    Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (чистой ватной палочкой, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 
    Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок (т.е. необходимо подходить к выполнению упражнений творчески).

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

          «Заборчик»,

 Цель: развитие артикуляционной моторики.

 Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

        «Окошечко», 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

          «Трубочка»,

 Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

          «Чашечка», 

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
Обратите  внимание.
1. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя.
2. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

         «Блинчик», 

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя...
Обратите  внимание. 
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его  края  касаются уголков рта. 
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

      «Иголочка»,

 Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

       «Мостик»,

 Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

 Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

        «Парус» 

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку ("уздечку").
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Обратите  внимание.
1. Следите, чтобы губы были в положении улыбки. 
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна спускаться.

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

«Часики»; 

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

 Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

«Качели»; 

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так, поочередно менять положение  5  раз.
Обратите внимание. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка»; 

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Обратите внимание. 
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

«Чистим зубки»; 

Цель. Научить  удерживать кончик языка за нижними зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Обратите  внимание. 
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 
2. Следите, чтобы язык находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.

«Вкусное варенье»; 

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Обратите  внимание. 
1. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

«Барабанщик»;

 Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты:

  1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
  2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
  3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

«Худышки – толстяки»

 Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

  •  и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь врача –логопеда и специальный массаж.

Для родителей будут полезны книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Особенно я хотела отметить книгу Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение артикуляционной гимнастики для детей в детском саду

Особое значение звукопроизношение имеет при поступлении в школу....

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья по логопедии  по теме: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игро...

Значение артикуляционной гимнастики.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...

Значение артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика...

Значение артикуляционной гимнастики

Консультация для родителей...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...