Развитие просодической стороны речи. Работа над дыханием.
материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Лебедева Ольга Александровна

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_dyhaniem.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие просодической стороны речи .

Работа над дыханием.

Развитие физиологического дыхания.

       Дыхание – это рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют  различные органы: лёгкие, бронхи, носоглотка, мышцы диафрагмы.

       Приступая к развитию физиологического дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребёнка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

        Во время проведения игр, направленных на развитие физиологического дыхания,  необходим  постоянный  контроль за правильностью дыхания.

Параметры правильного ротового выдоха:

  • Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;
  • Выдох происходит плавно, а не толчками;
  • Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки;
  • Во время выдоха воздух проходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха  через нос (если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • Выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • Во время пения или  разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, могут даже вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

       Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить  ребёнка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

«Лети, бабочка!»

Цель игры: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных  мышц.

Материал: 2-3 яркие бабочки из бумаги, закреплённые на нитке.Ниточки можно закрепить к шнуру на некотором расстоянии друг от друга.

 Ход игры: Шнур натягиваем так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка.   Педагог показывает бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Смотри ,какие красивые  разноцветные бабочки! Посмотри, умеют ли они летать.

Взрослый  дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

     Ребёнок встаёт возле бабочек и дует на них. Необходимо следить , чтобы ребёнок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не  надувал щёки, а губы слегка выдвигал вперёд. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Ветерок»

Цель игры: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Материал: бумажные султанчики (метёлочки)- к деревянной палочке прикрепляем полоски цветной бумаги, или папиросной или ёлочное украшение «дождик».

Ход игры: Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребёнку.

-Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

     Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

«Весёлые шарики»

Цель игры: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Материал: лёгкий пластмассовый шарик; воздушный шарик.

Ход игры:

  1. Ребёнок сидит за столом, на расстоянии 20 см от ребёнка      кладём шарик. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на шарик, чтобы он покатился по столу, потом предлагает ребёнку подуть так же.        Можно проводить с двумя детьми, сидящими на противоположных концах стола, чтобы они дули шарик друг другу. Можно организовать «соревнование», чей шарик укатится дальше.
  2. Надуваем воздушный шарик и вешаем его на ниточке на уровне лица ребёнка. Дуем на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предлагаем подуть ребёнку.

«Мыльные пузыри»

Цель игры: развитие сильного направленного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Материал: мыльные пузыри.

Ход  игры: Предлагаем ребёнку поиграть. Сначала педагог выдувает мыльные пузыри, а ребёнок наблюдает и ловит их. Затем предлагаем ребёнку подуть их самостоятельно.

     Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей трудной задачей. Можно самостоятельно сделать жидкость для мыльных пузырей(жидкость для мытья посуды и сахар) , подобрать рамки разного размера и различные трубочки, чтобы ребёнку было легче дуть (коктейльные трубочки, из картона, пластиковая бутылка с отрезанным дном).

     Занятие необходимо проводить, соблюдая правила безопасности.

«Подуй в дудочку!»

Цель игры:  развитие сильного плавного выдоха ; активизация губных мышц.

Материал: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свистульки, рожки, губные гармошки.

Ход игры: Перед началом игры подбираем музыкальные инструменты.              Необходимо помнить о том, что игра на духовых инструментах – одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому нужно проверить инструменты заранее и выбрать из них те, на которых легче играть.

     Раздаём детям дудочки и предлагаем поиграть на них сначала по очереди, а затем всем вместе.

-Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки – начинаем играть!

     Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, смотрим, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

     Использовать можно и другие муз.инструменты. Игра  может проводится как индивидуально так и в группе детей. Если всё же у кого-то из детей не получается , настаивать не надо. Лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребёнок немного подрастёт.

Развитие речевого дыхания.

       Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки – «с», «з», «ш», «ж», «р», - ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова же должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы также должны произноситься на  одном выдохе, с плавным переходом от одного слова к другому. Произнося длинные фразы, необходимо научиться делать осмысленные паузы, во время которых происходит вдох.

       Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

       Приступать к занятиям по развитию собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребёнка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

      Можно выделить следующие этапы занятий по развитию речевого дыхания:

  • Пропевание гласных звуков – «а» , «о», «у», «и», «э»;
  • Длительное произнесение некоторых согласных звуков – «с» , «з», «ш», «ж», «ф», «х»;
  • Произнесение слогов на одном выдохе;
  • Произнесение слов на одном выдохе;
  • Произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
  • Чтение стихотворений;
  • Пение песенок;
  • Выразительный рассказ, пересказ текстов.

        Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребёнка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания речевого развития дыхания.

        В играх по развитию речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребёнок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

        Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания – произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение    рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи  проводится на следующих этапах логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игры для развития речевого дыхания.

«Пой со мной!»

Цель игры: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков а, о, у, и, э.

Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».

-Давайте споём песенки. Вот вам первая песенка: «А-а-а!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.

       Во время игры взрослый следит за чётким произношением и утрирует артикуляцию  звуков .Сначала поём звуки  а, у, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

-Вот вторая песенка : «У-у-у!» Теперь «О-о-о!», «И-и-и!», «Э-э-э!»

      Можно устроить соревнование между детьми : побеждает  тот, кто пропоёт дольше всех на одном выдохе.

-Давайте устроим соревнование: начнём петь  все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

«Звуки вокруг нас»

Цель игры: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков а,о,у,ы.

Ход игры: Предлагаем детям поиграть в такую игру.

-Вокруг нас  слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-а-а!»А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? «О-о-о!»

Самолёт в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит : «ы-ы-ы!» Повторяйте за мной .

      Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Девочки поют»

Цель игры: развитие правильного речевого дыхания – пропевании на одном выдохе гласных звуков а, о, у, и, а также сочетаний из двух гласных ау, уа, оу, ои, иа и т.д.

Материал: картинки с изображением поющих девочек – чётко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков а, о, у, и.

Ход игры: В игре могут участвовать 2-4 ребёнка .Сначала педагог показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагаем угадать, какая девочка что поёт(какой звук).Затем раздаём по одной картинке и предлагаем спеть такой же звук .

  После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд,держа в руках свои картинки , поёт тот на кого укажет взрослый.

-    Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот на кого я покажу. Старайтесь , чтобы песенки были длинными.

  Следующий этап игры – пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:

- Давайте споём песенки. Вот первая песенка: «А-а-а-у-у-у!» Наберите побольше воздуха – песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка «У-у-у-а-а-а!»

     Постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит две картинки рядом и предлагает угадать, какую песенку поют девочки и повторить её. Такую игру нужно проводить сначала индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть разными.

«Сдуй шарик»

Цель игры: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука «ф».

Ход игры: Предлагаем малышу  поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставить руки широко в стороны – получится шар, затем произносим длительно звук «ф», одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

    -Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились .Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться….(можно показать как сдувается надутый воздушный шарик) Воздух выходит из шарика: ф-ф-ф! Сдулся шарик!

      Напоминаем детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем  выдыхать его, произнося звук «ф». Добирать воздух нельзя.

«Насос»

Цель игры: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука «с».

Ход игры: Предлагаем малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса с помощью насоса.

      -Кто из вас любит кататься на велосипеде? Все любят. Но иногда колёса у машин сдуваются. Давайте возьмём насосы и накачаем колёса – вот так!

 «С-с-с» - работают   насосы!

         Педагог показывает движения насоса и объясняет , что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук «с».Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребёнок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи дошкольников при подготовке к обучению грамоте.

...о работе по развитию интонационной выразительности у детей......

Развитие просодической стороны речи у детей.

          Развитие  просодической стороны речи у детей....

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...

Консультация для дошкольных педагогов "Развитие просодической стороны речи у дошкольников" (Предупреждение её нарушений. Упражнения в работе над просодикой)

Всё чаще у детей наряду с различными речевыми нарушениями наблюдается и нарушение просодических компонентов речи. Просодика-интонационно-выразительная окраска речи.Из представленного  материала м...

Система коррекционной работы по развитию просодической стороны речи у дошкольников посредством логоритмики

В данной работе рассматривается проблема  развития просодического компанента у детей с заиканием....