Статья на тему: Совместное чтение как способ установления контакта с аутичным ребенком
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Яна Морозова

В данной статье мы рассматриваем возможность применения совместного чтения с аутичным ребенком  на разных этапах психологической помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозова Яна Сергеевна

воспитатель ГБДОУ № 57

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Совместное чтение как способ установления контакта с аутичным ребенком

Аннотация.  В данной статье мы рассматриваем возможность применения совместного чтения с аутичным ребенком  на разных этапах психологической помощи.

Ключевые слова: Аутизм, расстройство, чтение, контакт, ребенок.

Чтение вместе с аутичным ребенком способствует установлению с ним контакта и развитию взаимодействия. С его помощью ребенка можно эмоционально взбодрить, выявлять и смягчать его аффективные стороны. На основе совместного чтения может строиться длительная работа с таким ребенком по осмыслению происходящего с ним и с другими людьми. В процессе такой работы ребенок получит необходимый опыт своих собственных переживаний и сопереживания.[4]

Иногда совместное чтение становится единственной возможностью развития эмоционального контакта с ребенком, формирования его представлений об окружающем, о других людях. Описаны случаи, когда такие дети, не достигая возможности говорить, обучались чтению и составлению слов из букв. Такие навыки становятся каналом эмоциональной связи с ним, радикально меняя в лучшую сторону его положение в семье и отношения с близкими.

С помощью совместного чтения у ребенка выделяются важные впечатления, желания, осознаются уже сложившиеся предпочтения, привычный образ жизни. Чтение может помочь в выделении ребенком причинно-следственной связи событий, в выстраивании и определении мотивов и целей, позволяющей ребенку стать менее импульсивным.

С помощью совместного с взрослым чтения становится возможным развитие восприятия ребенка. он учится понимать чувства и намерения других людей, а это, в свою очередь, ведет к преодолению особенности аутичных детей воспринимать происходящее буквально и однопланово, не смотря на то, что такие особенности характерны даже для высоко интеллектуальных и относительно социально успешных людей с аутизмом. [1,2]

Таким образом, мы видим, что чтение может применяться на разных этапах психологической помощи при РАС: и в самом начале работы во взаимодействии с маленькими детьми, и на ее поздних этапах при поддержке аутичных подростков и даже взрослых.

Чтение может использоваться в работе с разными категориями аутичных детей: и с относительно успешными в социальной адаптации, продвигая их в дальнейшем развитии, поддерживая в освоении более сложной социальной среды, и с глубоко аутичными детьми, которым оно дает возможность выхода из аутистической отгороженности и развития взаимопонимания с близкими людьми.

Сначала занятия с книгой могут быть выбраны лишь потому, что книга уже что-то интересна ребенку, привлекает его. На основе совместного внимания к книге могут возникать и фиксироваться первые формы контакта ребенка со взрослым.

Например, глубоко аутичный ребенок пусть ненадолго, но останавливает на книжке внимание, или даже сам берет ее и перелистывает. Его действия с книгой могут стать основой для эмоционального комментария взрослого, помогающего ребенку в осмыслении происходящего. В будущем повторяющийся момент объединения внимания на книге может стать одной из опор для формирования устойчивой структуры занятия [5].

Порой сначала для педагога не так уж важно, что именно привлекает аутичного ребенка в книге: ее сенсорная фактура (глянцевость, цвет, шуршание бумаги, мелькание страниц), форма и орнамент рядов букв, иллюстрации или их сюжет. Это все, конечно, имеет большое значение в выявлении характера избирательности ребенка, определения возможного смыслового поля, на основе которого в дальнейшем будет развиваться эмоциональный контакт. Но в начале работы для нас значим, прежде всего, сам факт проявления интереса к книжке, предоставляющий возможность объединения внимания, сопереживания и эмоционально тонизирования ребенка теми впечатлениями, которые он сам уже выбрал.

У детей более старшего возраста и более развитых в развитии детей книги могут стать не объектом мимолетного внимания, а предметом устойчивого и содержательного интереса. Часто это проявляется в увлеченности стихами, которые такой ребенок, как правило, очень хорошо запоминает и воспроизводит. Иногда ребенок повторяет даже длинные цитаты. Порой он даже может использовать эти цитаты вполне уместно.  И, как правило, не протестует, если его увлечение стихами начинают разделять близкие. [6]

Понятно, что такой интерес к книге может быть стереотипным: ребенок может прочить читать одну и ту же страницу, одну и ту же книгу, искать в ней один и тот же рисунок. Он может надолго погружаться в прочитанный материал, историю, может «жить в ней годами», проецируя ее содержание на события реальности и даже может пытаться их организовать в соответствии с канвой излюбленного сюжета. Часто такой стереотипный интерес к книгам исходно связан с пугающим переживанием, и ребенок постоянно «перемалывает» таким образом одно и то же захватившее его впечатление.

Подключение взрослого к такому устойчивому интересу, выражающееся в сопереживании и следовании за ребенком, а не в попытке произвольной организации его поведения, часто благосклонно им принимается. Таким образом можно завоевать доверие ребенка и постепенно налаживать развившееся взаимодействие.

Бывает, что малышей, которые сосредоточились на книжке, трудно вовлечь в более активное взаимодействие, например, в подвижную игру. Это может быть связано и с выраженными страхами, и со сверхувлеченностью книгой. Помимо этого, такая сосредоточенность может поддерживаться и характерной для интеллектуально развитых детей с аутизмом ярко выраженной моторной неловкостью, которая затрудняет любую деятельность. Игры таких детей часто представляют собой лишь вербальную активность - стереотипное проговаривание краткого содержания сюжета любимой книги или мультфильма. Поэтому присоединение к этому стереотипному интересу, к постоянному перечитыванию и проговариванию содержания одной и той же книги надолго становится единственной основой для установления и развития эмоционального контакта. [3]

Список использованных источников:

  1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
  3. Изард, К. Психология эмоций . - СПб.: Питер, 2003.
  4. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка//Проблемы развития психики. - М., 1981.
  5. Никольская О.С. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, 2009.
  6. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М.: Педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

В работе рассказывается о различных путях сближения детей, которые первый год посещают детский сад....

Статья на тему:"Особенности развития и способы совершенствования мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольц...

Установление контакта с аутичным ребенком посредством музыки

На сегодняшний день существуют различные методики по оказанию помощи детям с аутизмом. Проведено много исследований и разработаны различные методы, способствующие налаживанию их контакта с внешним мир...

Установление контакта с аутичным ребенком

Установление контакта с аутичным ребенком...

Консультация для родителей "Сенсорные игры как средство установления контакта с аутичным ребенком"

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании сенсорных игр для установления контакта с аутичными детьми. Здесь вы найдете рекомен...

Статья на тему: "Совместная деятельность воспитателей и родителей в духовно-нравственном становлении ребенка"

Статья написана для научно-практической конференции. В статье собран материал, который можно использовать в своей работе....