Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные игры с ленточками на сетке - тренажере
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

домарева елена николаевна

Ведущая педагогическая идея заключается в использовании нетрадиционных игр с лентами на сетке - тренажере, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka_2017.doc638.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Н. Домарева, воспитатель

МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» г. Старый Оскол, 

О.В. Коростелева, воспитатель

МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» г. Старый Оскол, 

Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные игры с ленточками на сетке - тренажере

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, сейчас стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. А еще много лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось многое делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Вот поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Ведь развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т. к. зрительно- моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе.

Актуальность. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой, например, сетка, цветные ленточки или шнурки.  

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с лентами важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Ведущая педагогическая идея заключается в использовании нетрадиционных игр с лентами на сетке - тренажере, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Новизна заключается в использовании нетрадиционных игровых технологий с цветными лентами на сетке - тренажере для формирования мелкой моторики рук и речи дошкольников.

Цель: развитие мелкой моторики у детей в игровой деятельности.

         Задачи:

  1. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
  2. Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
  3. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
  4. Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
  5. Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.
  6. Развивать речь как средство общения.
  7. Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем.
  8. Формировать умение внятно и отчётливо отвечать на вопросы.
  9. Создавать условия для накопления первичного позитивного опыта взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми.
  10. Развивать мелкую моторику рук.
  11. Способствовать развитию координации движения кистей рук.
  12. Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.

Тренировка мелкой моторики – очень важное дело. От этого напрямую зависит и само качество жизни, и развитие речи, всех прочих талантов. Разработано немало эффективных методов ускорения развития мелкой моторики и повышение качества этого развития. Предлагаем вам рассмотреть простые и занимательные игры, которые можно сделать самим. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Эффективность развивающего воздействия на ребенка зависит от многого, в том числе и от выбора пособий. Работая с детьми, мы создали многофункциональную ширму-тренажер - «Сетка».

        

Данный тренажер предлагаем использовать: для плетения (шнурами, лентами, веревочками); для рассматривания предметов и картинок; при проведении дидактических игр; как ширму при организации сюжетно-ролевых игр; как панно для выставки детских работ и т. п.

Игры с лентами и тренажером направлены на достижение целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.

Приоритетной образовательной областью данных игр является познавательное развитие.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в раннем дошкольном возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

Основой познания мира служит сенсорное воспитание. 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине).

Игры на восприятие цвета. 

Игры направлены на развитие чувства цвета, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе игр дети учатся выделять цвет, называть оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Эти игры готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации. В то же время в процессе игры активизируется цветовой словарь детей.

Цель таких игр: развивать цветовое зрение при действии с предметами и лентами; развивать мелкую моторику, внимание, память, связную речь.

Восприятие цвета активно развивается в игре «Подбери ленточку к шарику». На тренажере педагог располагает картинки разноцветных шаров, дети подбирают ленточку по цвету и плетут ее по сетке к нужному шарику (расположение шаров можно менять, добавлять другой цвет).

Аналогично проводятся игры: «Зажги фонарики», «Поставь машину в гараж».

В игре «Наряди елку» прежде чем украсить елку, ее нужно сплести из лент. «Цветные дорожки» - эта игра тренирует детей в умении подбирать цвет и выкладывать дорожки по определенному заданию. Используя стихотворения в играх «Радуга», «Цветик – Семицветик» дошкольники изучают цвета и учатся выкладывать их в нужном порядке. (Приложение № 1)                                            

                

Игры на определение формы.

Воспитателям и родителям важно обращать внимание детей не только на цвет, но и на форму предметов. Различение формы предмета – это важный фактор развития пространственного мышления. При этом важно не только объяснять ребенку, чем различаются между собой основные геометрические фигуры (а потом и геометрические тела), но и научить его видеть геометрию в самых обычных предметах. В процессе игры с лентами дети усваивают, что геометрическая фигура – это образец (эталон), сравнивая с которым можно определить форму предмета. Нельзя ограничиваться простым показом и называнием формы предмета, так как запоминание не должно быть механическим. Только практическая деятельность детей (в данном случае выкладывание предметов разной формы из лент, их сопоставление) будет способствовать полноценному запоминанию форм, а значит, овладению сенсорным эталоном в целом.

В играх дети учатся формировать умения различать и называть геометрические фигуры, умение соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира; развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по форме.

Определять форму предмета помогают такие игры как: «Половинки», «Фигуры», «Рождественская елка», «Спрячь клоуна от дождика», «Бусы», «Определи форму», «Клубочек для котенка» (Приложение № 2).  

                

        

Игры на восприятие различных параметров величины. 

Величина рассматривается как размер, протяженность предмета. То есть это те параметры, которые можно измерить. Величина – понятие относительное, в основе которого всего два слова: большой, маленький. Аналитическое восприятие величины связано с выделением разных измерений: длины, ширины, высоты, толщины. Восприятие величины осуществляется с помощью практических действий с лентами и сеткой - тренажером. Различать предметы по величине помогают следующие игры: «Большой – маленький», «Длинный – короткий», «Сверху – вниз» (Приложение № 3).  

Во время игр мы экспериментируем со шнурками, веревками, тесьмой, а это способствует тому, что ребенок становиться любознательным и активным. Представления об окружающем мире у ребенка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение. Всестороннее представление об окружающем мире формируют следующие игр, например, «Зажги светофор» (дети не только плетут нужные по цвету ленточки, но и закрепляют знания о сигналах светофора), «Волна» (при плетении волн дошкольники знакомятся с понятиями «штиль», «шторм», «бриз», соответствующие знания дети получают в играх «Времена года», «Транспорт». (Приложение № 4).

        

        

Для детей характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве. Система игр с лентами направлена на отработку точности движений, возможности определения предмета в пространственном поле. Эти игры не требуют большого пространства.   Поэтому их можно проводить, используя сетку – тренажер. С интересом дошкольники играют в игры: «Футбол» (где с помощью лент дети моделируют игру между футболистами), «Лабиринт» (ищут выходы для сказочных героев), «Паутинка» (помогают паучку плести паутину), «Дорога к дому» (выкладывают правильную дорогу), «Построй домик» (строят домики в нужном месте), «Крестики- нолики» (чтобы выиграть надо построить определенный ряд: сверху- вниз, справа –налево, по диагонали) (Приложение № 5).

        

Комплексы игр, направленные на развитие мелкой моторики универсальны. Получать первичные представления о мире природы дошкольникам помогают игры: «Наполни корзину» (прежде чем наполнить корзину, например, фруктами, нужно ее сплести). По такому принципу проводятся игры: «Составь букет», «Перелетные птицы», «Собери грибы в лукошко», «Аквариум», «Построй жилище для животных» (Приложение № 6).

        

        

Такие игры способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формируют начало экологической культуры у детей. Первоначальные элементы представлений о природе складываются на основе взаимодействия детей под руководством педагога с предметно – природным миром, который их окружает: растения, животные, среда их обитания.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Речь является ведущим средством общения, в процессе которого происходит самопознание человеком собственного «Я» и появляется возможность самовыражения и самореализации. Развитие речи и мелкой моторики должно происходить «параллельно». Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Секрет волшебного взаимодействия мелкой моторики и развития речи раскрывают игры: «Фруктовые деревья», «Колобок», «Простые фигуры», «Жил – был кружочек», «Загадки и отгадки», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы» (Приложение № 7). Целью данных игр является развитие фразовой и связной речи, речевой моторики.

Педагог должен пробуждать в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Развитие художественно – эстетических навыков происходит в игре «Солнышко». Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно сплести ему лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое. Аналогично проводится игра «Покорми овечек».

В игре «Волшебный коврик» (ребенку предлагается набор цветных лент и тренажер. Задача вплести цветную ленту в шахматном порядке), «Прически» (дошкольники испытывают себя в парикмахерском искусстве), «Узоры», «Платочек», (плетение узоров по образцу, технологическим картам), «Подарок» (в ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок). (Приложение № 8).                                                      

        

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой первоначальный опыт. Считаю своей главной задачей – знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый игровой материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку. Для индивидуальной работы сделали разные виды тренажеров.

                

Проведенная диагностика по окончании периода обучения выявили положительную динамику в овладении детьми моторными навыками: кисти рук и пальцы приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость; дети самостоятельно или при небольшой помощи раздеваются и одеваются; дети овладели навыками пользования столовыми приборами; активно включаются в трудовой процесс (протирают пыль, ухаживают за растениями. Проводимое исследование позволяет сделает вывод, что результаты были обеспечены:  комплексным, системным, поэтапным и индивидуальным подходами;  осуществлением непрерывности и преемственности развивающей работы;  включением родителей в процесс развития мелкой моторики рук детей. Наблюдения показали, что использование нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а также способствовало развитию познавательной активности, речи, творческих способностей детей. В результате использования нетрадиционных приёмов у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, развился навык игровой деятельности.

Список литературы:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005.

2. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.

3. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.

4. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные техники рисования"

ull;- Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на ...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

План самообразования на тему: "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через нетрадиционную технику рисования."

Тема: " Развитие мелкой моторики рук дошкольников через нетрадиционную технику рисования"...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

"Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования" консультация для родителей

quot;Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования" консультация для родителей...

Развитие мелкой моторики рук дошкольников через нетрадиционные техники рисования.

Рисование нетрадиционными способами – это интересная удивительная деятельность, которая увлекает и завораживает своим действием. Использование необычных техник и материалов в изодеятельности выз...