Системный подход в работе с эмоциональными состояниями
консультация по коррекционной педагогике

Данный материал разработан в помощь педагогам и родителям, с целью дать информацию о первичном зформировании эмоций, и проявления нарушений эмоциональной и аффективной сферы, тем самым иметь возвожность исправить их на ранних этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_emotsionalnymi_sostoyaniyami.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Системный подход в работе

с эмоциональными состояниями

                                Разработала

                                             Бузанова Марина Александровна

Москва

2017

Системный подход при работе с эмоциональными состояниями

  В любых ситуациях и во всех возрастах алгоритм процесса развития эмоции одинаков, и зная его можно управлять своей эмоцией или помочь прожить ее другому человеку, в том числе ребенку.

  Цепочка возникновения эмоции выглядит следующим образом:

СОБЫТИЕ         ВОСПРИЯТИЕ                        ОБРАЗ          

                          (наш внешиний фильтр)                (порождается в мозге)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА                      КОГНИТИВНАЯ ОЦЕНКА

(переживание в мимике, жестах, физеологически-дрожь, спазм)                     (друг, враг, хорошо, плохо)

                                                                                       

ПОВЕДЕНИЕ                ЭФФЕКТ               ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД.

                                                                           (может быть и зрительно видимый)

           

        

  Психотерапевтические техники помогают изменить отношение к событию.

Восприятие можно диагностировать как тип нервной системы, как человек видит окружающий мир. Создается некий субъективный индивидуальный фильтр.

                                                Реальный мир

                                             Психофизический фильтр

(темперамент, аудиал, визуал, врожденные особенности)

                        

                                             Социокультурный фильтр

(семья, среда, страна)

                

                                          Индивидуальный фильтр

                                                                (личный опыт, характер, мысли, эмоции)

Жизненный мир человека

(оказывается искажен, пройдя через все фильты)

  Изменить что-то можно только на индивидуальном фильтре – отслеживать, контролировать мысли, слова, действия.

  У каждого человека нормальная лично для него реакция на «ненормальное» событие, исходя из его фильтров. Но что несет за собой эта реакция- созидание или разрушение, как внешнее, так и внутреннее; спокойствие, принятие как ситуации, так и ответственности, и решение для ее разрешения и действие или злость, агрессию, апатию, бездействие, обвинение – эти показатели важны для решения изменять свой фильтр.

  Восприятие можно диагностировать и изменять. Образ можно менять.

Когнитивная оценка – это мысли по поводу образа, попавшего в восприятие. Она идет позже, чем эмоциональная оценка (мы быстрее одергиваем руку, чем понимаем, что есть опасность). Техники, влияющие на когнитивную оценку, подходят со старшего возраста.

  У эмоции роль сигнала, адаптированная роль- отреагировать с наименьшим ущербом для себя, мобилизовать организм. Техники, которые помогают осознанию того, что происходит, способствуют понимать свои эмоции и принимать их и ситуацию. Дети с рождения понимают все на эмоциональном уровне, считывают информацию через проявление эмоций.

  Поведение – это конвульсивные реакции, мышечные сокращения, движения, помогают справляться с эмоциями. Когда большая нагрузка на мозг, она направляется на весь организм. Двигательный механизм –один из механизмов защиты. Это всегда ярко проявляется у детей – когда они делают какие-то движения в стрессовой ситуации, то помогают себе справиться с ней. Поведение ребенка всегда правильное, оно интуитивно и инстинктом самосохранения направлено на самозащиту, и отображает –что происходит внутри.

  Поэтому большинство техник направлены на работу с телом, дыханием, работает как заслонка на уровне восприятия, забирая часть нагрузки с мозга в тело.

  Эффект - это индикатор, у детей это также связано с самозащитой. Какой нужен эффект – формировать нужно вначале цепочки, с помощью техники «моделирования ситуации».

Эмоциональный след может быть или зрительно видимый, или вытесненный (в старшем возрасте), он выступает социализацией своего эмоционального состояния.

Техники, работающие на данном этапе помогают осознать этот след и принять его.

  Работа со взрослыми начинается с события – это отображение наших действий, жизненные уроки. Но дети отображают события, которые создают взрослые.

 

Реакция на события может быть 2 видов:

  1. Характерологическая – это часто встречающаяся реакция, адекватные стимулы, поведение которое проявляется при определенной ситуации, оно заранее определено ситуацией. Это те реакции, которые не приводят к нарушению адаптации, они не сопровождаются соматическими расстройствами (если есть реакция – то соматика не страдает), ситуация прошла –реакции нет.
  2. Патохарактелогические – это личностная, психогенная реакция, которая проявляется в нарушениях адаптации. Вызывает соматические расстройства. Ситуация прошла –реакция остается. Утрачивается понятийность, почему ребенок так себя ведет.

Реакции свойственные детям:

  1. Реакция протеста

 Причины:

- ограничение психомоторной активности;

- насильное, чрезмерное, обильное кормление;

- строгое требование к опрятности, преждевременное (не по возрасту)

- непосильная возрасту и индивидуальным особенностям нагрузка учебная или физическая;

- утрата или недостаток внимания;

-несправедливое или обидное наказание;

- оскорбления, унижения, подавление.

Проявления:

  1. Активный протест:

- непослушание;

- резкость, грубость, брань;

- разрушительные действия;

- агрессивное поведение;

- вегетативные реакции (потливость, покраснение кожных покровов, учащение пульса)

- взрывные реакции;

- общее двигательное возбуждение (падение на пол, топот ног, щипание, царапание, укусы, удары)

2. Пассивный протест:

     - отсутствие речи- избирательное –с кем-то говорит, с кем-то нет; или тотальное;

     - уход ребенка (из дома, из школы, бессознательно просто идет, не думая об этом);

     - мысли о самоубийстве;

     - нарушение соматико-вегетативных функций (рвота, энурез, отказ от еды, повышение температуры);

     - упрямство, недовольство.

Реакции развиваются бурно, если активный протест. Если ребенок сдержан, то это накапливается и потом выливается тяжелые формы и проявления.

  Провоцируется реакция протеста: обидой, уязвленным самолюбием, недовольством, озлобленностью, неудовлетворением потребностей.

  1. Реакция отказа.

   Причины:

     - утрата чувства безопасности, защищенности;

     - отрыв ребенка от привычной обстановки;

    - недостаток внимания – заботы, любви, душевности, эмоциональной теплоты.

Проявления:

    - неподвижность;

    - заторможенность реакций и действий;

    - отказ от игр, сладкого, того что раньше приносило радость;

    - подавленность, угнетенность;

    - расстройство сна, аппетита

  1. Реакция имитация.

   Копирование поведения авторитетного для ребенка лица. Может быть с повторением образа, словами, действиями. При реакции на стресс это чаще герои отрицательные (из мультфильмов). Происходит копирование образа, поведения, так как сам не знает, как справиться со стрессом, и ассоциативно всплывает подходящий образ для подражания. Сюда же относится появление вредных привычек- как замещение недостающего, компенсация, разгрузка, и псевдоуверенность в себе.

  1. Реакция – компенсация.

Если это не психологическая защита, то это стремление достичь успеха в той области, в которой не получается быть успешным, но не путем достижения цели, работы, а по пути замещения в другой области, где можно ощущать себя успешным, сильным.

Проявление:

  - в игровой чрезмерной активности;  

  - в подчинении себе других, более слабых, младших.

  1. Реакция-гиперкомпенсация.

Если есть дефект в одной сфере, то проявляется старание и усердие в достижении успеха в другой сфере. Дефект преодолевается за счет усилий, возможностей и способностей в какой-то деятельности:

   - спорт для инвалидов;

   - экстремальные виды спорта.

Пути возникновения механизма возникновения эмоций у детей:

  1. Мама для ребенка- универсальное вместилище знаний и понятий, она весь мир, а ребенок – внутри этого мира. Здесь закладывается ощущение безопасности, «я –частица мира», а какой этот мир –транслирует мама.
  2. Мама, как зеркало – вся информация извне поступает через маму, если мама считает, что весь мир жесток, можно простудиться, заболеть. и т.д. то ребенок все это считывает на информативном уровне, даже если мама этого не говорит, но ее поведение и реакции говорят ребенку об этом сами. К тому же ребенок чувствует несоответствие в словах и поведении мамы, и закладывается неестественность, лицемерие, притворство.
  3. Мама, как первая угроза. От мамы может исходить негативная реакция как на внешний мир, так и на ребенка в частности. Мама может быть ласковой, заботливой, а может быть и злой, отругать, наказать. И если он это делает жестко, агрессивно, то начинает формироваться первый механизм защиты – мышечной, ребенок весь сжимается (эта реакция проявляется уже на первом году жизни).
  4. Мама, как удовлетворитель потребностей. В ребенке понимание этого проявляет манипуляции, как способ добиться своего (формируется на первом году жизни). Важно разграничивать потребности ребенка необходимые для его жизнеобеспечения, безопасности, необходимого количества внимания, и чрезмерную опеку, подавление самостоятельности.
  5. Мама, как отражение социума. Мама учит как выстраивать отношения. И в большей части своим примером, чем рассуждениями, через вербальные и невербальные способы общения. Ребенок учиться эмоционально реагировать на определенные объекты и события, подражая маме- от этого мама улыбнулась, а от этого нахмурилась. Потребность ребенка в социальном общении с мамой сводиться к потребности ласки, и он идет за ней к маме и получая негатив в ответ –закрывается, но так как потребность в ласке заложена природой- опять идет за лаской и опять получает негатив, так и формируется его понятие о взаимоотношениях с миром и людьми.

2 вида психотерапии:

  1. Медицинская – убрать проблемы, убрать болезни. Ответственность несет психотерапевт.
  2. Немедицинская – цель научить воспринимать проблемы и окружающий мир таким, какой он есть и научиться жить с ним в безопасности для себя и в комфорте.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»

Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: - ощущения – бы...

«Взаимосвязь доминирующих эмоциональных состояний воспитателей с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста»

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства....

Консультация для воспитателей "Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей"

В консультации предоставлен материал по использованию речевых настроек,  способствующих  доброжелательному  взаимоотношению, тренировке механизмов саморегуляции....

«Системный подход в организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников». Опыт работы детского сада

Опыт работы детского сада по организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников.Раскрывается суть взаимодействии всех специалистов  ДОУ по образовательной области "Речевое развитие&quo...

«Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В. Воскобовича».

Проект     По теме: «Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ  с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В....