«Взаимосвязь доминирующих эмоциональных состояний воспитателей с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимосвязь доминирующих эмоциональных состояний воспитателей с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста»
Проанализировав литературу известных авторов, профессионалов главным и необходимым условием развития эмоциональной сферы ребенка, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, а конкретно родители и воспитатели детского сада. Это связано с тем, что в период дошкольного детства ребенок во многом зависит от взрослого, впитывает все эмоциональные проявления родителей и воспитателей, а эмоциональность педагога, да и родителя тоже, является, прежде всего, важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в образовательно-воспитательной работе.
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.
Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов.
Социальная значимость темы заключается в том, что несмотря на признание решающей роли взрослого, а в данном случае воспитателя, в развитии ребенка на всех этапах онтогенеза, вопрос о специфике этих отношений не является предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно-исторических подходах. Вместе с тем клиническими психологами, консультантами и психотерапевтами накоплен огромный опыт работы с проблемами детско-педагогических отношений, который получает в большинстве случаев достаточно эклектичную интерпретацию с позиций западных направлений.
В этой связи возникает необходимость систематизации понятий, описывающих эмоциональную сферу воспитателя и ее влияние на развитие эмоций ребенка, в частности дошкольного возраста.
И отечественная и мировая психология теории и практики неоднократно пытались установить механизмы проявления, развития эмоций и эмоциональных состояний человека. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.
До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций.
Мы также можем предположить, что эмоции сформировались в процессе эволюции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку у него они представлены предметно на уровне чувств.
Эмоциональные состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени.
Это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы. К.К. Платонов определяет психические состояния как занимающие промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности.
К психическим состояниям относят радость, печаль, сосредоточенность, скуку, утомление, напряжение, апатию и др. Зачастую невозможно дать точное определение переживаемому состоянию, так как, во-первых, психические состояния многомерны и характеризуют действительность с различных сторон, а во-вторых, они непрерывны, то есть границы перехода одних состояний в другие четко не обозначены, плавны. "Чистых″ состояний практически не существует.
В ходе нашего изучения взаимосвязи между доминирующими эмоциональными состояниями воспитателей и детей старшего дошкольного возраста, с которыми работают данные педагоги, делаем вывод: такая взаимосвязь существует. По данным Н. А. Аминова (1988), эмоциональная устойчивость является профессионально важным качеством педагога.
Таким образом, у педагогов со средним уровнем мастерства и достаточно небольшим педагогическим стажем работы отмечается устойчивая тенденция к доминированию эмоционального состояния печали, противоположная ситуация у воспитателей с длительным педагогическим стажем работы, у которых доминирует такое эмоциональное состояние, как радость.
В заключение отметим некоторые особенности эмоциональной сферы дошкольников. В 2-3 года появляются социальные формы гнева - ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения. У дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности, внося коррективы в их планы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для воспитателей «Способы регуляции эмоциональных состояний взрослыми»
Рекомендации созданы специально для воспитателей, педагогов, чтобы предотвратить "синдром эмоционального выгорания на работе"....
Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»
Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: - ощущения – бы...
Памятка для воспитателей и родителей "Способы контроля над эмоциональным состоянием"
Памятка для воспитателей и родителей о том, как научить ребенка контролировать эмоциональное состояние и снизить напряжение....
Консультация для воспитателей "Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей"
В консультации предоставлен материал по использованию речевых настроек, способствующих доброжелательному взаимоотношению, тренировке механизмов саморегуляции....
Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"
Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"...
Эмоциональное состояние педагога как опосредующий фактор эмоцинального состояния детей
Консультация для педагогов о необходимости профилактики стресса и профессионального выгорания.Техники, позволяющие снять нервное напряжение и поддерживать позитивный жизненный настрой....
Эмоциональное состояние взрослого, как опосредованный фактор эмоционального состояния ребенка.
Мы учим детей держать ложку, карандаш и т. д. Формируем у них знания об окружающем мире, но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета взрослого...