«Взаимосвязь доминирующих эмоциональных состояний воспитателей с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Именитова Татьяна Александровна

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь    доминирующих   эмоциональных   состояний   воспитателей   с  эмоциональным  состоянием  детей  дошкольного  возраста»

Проанализировав литературу известных авторов, профессионалов    главным  и  необходимым   условием  развития     эмоциональной   сферы  ребенка, формирования   его  внутренней   жизни   являются   окружающие   его  близкие   люди, а  конкретно   родители   и  воспитатели   детского  сада. Это связано с тем, что в  период  дошкольного  детства  ребенок   во   многом  зависит  от  взрослого, впитывает  все   эмоциональные   проявления  родителей  и  воспитателей, а  эмоциональность педагога, да  и  родителя   тоже,  является, прежде  всего,  важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в образовательно-воспитательной работе.

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов.

    Социальная  значимость  темы   заключается  в  том, что  несмотря   на  признание  решающей   роли  взрослого, а  в  данном  случае  воспитателя,   в  развитии   ребенка  на  всех  этапах  онтогенеза, вопрос  о  специфике   этих  отношений   не  является   предметом  исследования   ни  в  деятельностном, ни  в  культурно-исторических  подходах. Вместе   с  тем   клиническими  психологами, консультантами  и  психотерапевтами   накоплен   огромный   опыт   работы   с  проблемами    детско-педагогических    отношений, который   получает   в  большинстве   случаев   достаточно   эклектичную   интерпретацию   с  позиций   западных  направлений.

В   этой  связи   возникает   необходимость   систематизации   понятий, описывающих   эмоциональную  сферу  воспитателя  и  ее  влияние  на   развитие   эмоций   ребенка, в  частности  дошкольного  возраста.         

И  отечественная   и  мировая   психология    теории    и  практики  неоднократно  пытались  установить   механизмы  проявления, развития   эмоций  и   эмоциональных  состояний   человека. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

         До  настоящего  времени  единой  точки  зрения  на  природу  эмоций  не  существует. По-прежнему  интенсивно  проводятся  исследования, направленные   на  изучение  эмоций. Накопленный  в  настоящее  время  экспериментальный  и  теоретический  материал  позволяет  говорить  о  двойственной  природе  эмоций.

         Мы  также  можем  предположить, что  эмоции  сформировались  в  процессе  эволюции  животного  мира  и  максимального  уровня  развития  они  достигли  у  человека, поскольку  у  него  они  представлены  предметно  на  уровне  чувств.

Эмоциональные состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени.

Это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы. К.К. Платонов определяет психические состояния как занимающие промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности.

К психическим состояниям относят радость, печаль, сосредоточенность, скуку, утомление, напряжение, апатию и др. Зачастую невозможно дать точное определение переживаемому состоянию, так как, во-первых, психические состояния многомерны и характеризуют действительность с различных сторон, а во-вторых, они непрерывны, то есть границы перехода одних состояний в другие четко не обозначены, плавны. "Чистых″ состояний практически не существует.

  В  ходе  нашего  изучения   взаимосвязи  между  доминирующими  эмоциональными   состояниями   воспитателей   и  детей  старшего  дошкольного  возраста,  с  которыми  работают  данные  педагоги,  делаем  вывод: такая  взаимосвязь  существует. По данным Н. А. Аминова (1988), эмоциональная устойчивость является профессионально важным качеством  педагога.

Таким образом, у  педагогов со средним  уровнем мастерства и  достаточно  небольшим  педагогическим   стажем  работы отмечается   устойчивая  тенденция  к  доминированию   эмоционального  состояния печали, противоположная  ситуация  у  воспитателей  с  длительным  педагогическим   стажем  работы, у  которых   доминирует   такое  эмоциональное  состояние, как   радость.

В  заключение  отметим  некоторые особенности  эмоциональной  сферы  дошкольников. В 2-3 года появляются социальные формы гнева - ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения. У дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности, внося коррективы в их планы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей «Способы регуляции эмоциональных состояний взрослыми»

Рекомендации созданы специально для воспитателей, педагогов, чтобы предотвратить "синдром эмоционального выгорания на работе"....

Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»

Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: - ощущения – бы...

Памятка для воспитателей и родителей "Способы контроля над эмоциональным состоянием"

Памятка для воспитателей и родителей о том, как научить ребенка контролировать эмоциональное состояние и снизить напряжение....

Консультация для воспитателей "Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей"

В консультации предоставлен материал по использованию речевых настроек,  способствующих  доброжелательному  взаимоотношению, тренировке механизмов саморегуляции....

Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"

Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"...

Эмоциональное состояние педагога как опосредующий фактор эмоцинального состояния детей

Консультация для педагогов о необходимости профилактики стресса и профессионального выгорания.Техники, позволяющие снять нервное напряжение и поддерживать позитивный жизненный настрой....

Эмоциональное состояние взрослого, как опосредованный фактор эмоционального состояния ребенка.

   Мы учим детей держать ложку, карандаш и т. д. Формируем у них знания об окружающем мире, но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета взрослого...