Использование игровых технологий для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике

Использование игровых технологий для всестороннего развития личности детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра -  это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра -  это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Вопрос совершенствования воспитания всегда является актуальным. А подход к воспитанию детей с ОВЗ, организация всего воспитательного процесса, предполагает использование всех видов деятельности и общение детей, и особенно игровых технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком  -  четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Цель игровой технологии  -  дать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Это сопровождение подразумевает как непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребёнка, изучение возможностей его развития. Главный компонент игровой технологии  - непосредственное и систематическое общение воспитателя и ребенка.

Игра выполняет следующие функции:

1) общевоспитательную - усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.

2) познавательную - сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.

3) развивающую - осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи - в этом направлении большое влияние оказывают игры -инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания. Развивающие возможности игровых технологий  для формирования личности обучающихся осуществляются средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности,  доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических  возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как  общеразвивающий, так и специализированный характер. Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья  очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности. Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ. В сюжетно-ролевой игре они учатся взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка. Подвижные игры и игры -  забавы ярко, эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Подвижные игры, игры - забавы применяются для развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Сюжетные игры способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания воспитанник осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и другие. В процессе коллективных и совместных игр дети  учатся общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия. Детям с ограниченными  возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно - воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры - лото, домино, мозаики и прочие. В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков. Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра - тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно - ролевая или словесная - может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"

Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших ре...

"Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"

Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

Мастер-класс для педагогов «Технологии, направленные на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая Программа  Мастер-класса направлена на формирование единой партнерской системы в вопросах речевого развития ребенка и его социализации в последующем, при взаимодействии ДОУ и семьи в во...

"Игровые технологии – средство всестороннего развития личности для детей с ограниченными возможностями".

Для повышения познавательной активности детей, используем игровые технологии....

Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями....

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья ...

«Технология лэпбук- эффективная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

Интерактивные тематические папки - лэпбуки,  представленные в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства, вызва...