"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"
методическая разработка по рисованию по теме

Москвина Анна Юрьевна

Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших результатов в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskvina_a.yu_._igrovye_priemy.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Лесная сказка»

 Республика Татарстан город Набережные Челны

Тема:

«Игровые приемы в обучении ИЗО — деятельности детей

 с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

                                                                                           Подготовила:

воспитатель Москвина А.Ю.

Набережные Челны, 2013

Москвина А.Ю.

«Игровые приемы в обучении ИЗО — деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Большие возможности для эстетического развития ребёнка заложены в детской изобразительной деятельности. Реализация этих возможностей во многом зависит от характера педагогического руководства данным видом деятельности, в частности, от использования оптимальных методов и приемов  обучения.

В связи с этим особое внимание следует обратить на применение игровых приёмов, которые являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста (особенно с ЗПР), так как они должны соответствовать их возрастным и индивидуально — психологическим особенностям.

Близость игры и художественной деятельности как разновидностей творчества проявляется в общности ведущих психических процессов, лежащих в их основе (воображение, эмоции). Известно, что эти процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры.

В использовании игровых приёмов при обучении, мы руководствуемся некоторыми позициями:

1. Чем младше возраст, тем большее место занимают игровые приёмы обучения.

2. Игровые приёмы должны быть связаны с учебно-воспитательными задачами, должны служить повышению интереса и внимания ребёнка к решению поставленных задач и повышению умственной активности детей: устойчивости, целенаправленности внимания, богатству умственных процессов, эмоциональному отношению и интересу к процессу.

3. В применении игровых приёмов мы стараемся соблюдать чувство меры, не позволяющее отвлекать детей от поставленной задачи.

4. Характер игровых элементов должен изменяться по содержанию и форме в зависимости от возраста и развития детей, от задач и содержания программного материала (его сложности и новизны).

Например, когда мы с детьми рисуем линии или формы, мы вместе с детьми изображаемо «наматываем клубочек ниток» (круговые движения в воздухе, затем на бумаге); широким движением руки по горизонтали вместе с детьми в воздухе, а затем на листе бумаги рисуем «дорожки, по которым укатился мячик», «бегают дети» (воображаемые). Таким же игровым приёмом дети быстро научаются рисовать, к примеру, «мячики», «заборчики», «клетку для птичек» и т. п.

Применение игровых приемов в обучении детей изо — деятельности мы продолжаем на протяжении всего дошкольного возраста.

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в  детском саду продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они рисуют ей угощение: блины, пироги, печенье.

Например, мы с детьми рисуем плюшевого мишку с натуры. И этот момент также можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В процессе непосредственно образовательной деятельности он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.

Даже с детьми более старшего возраста возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младших группах. Но, например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.

Таким образом, наш выбор тех или иных методов и приемов зависит:

-от содержания и задач, которые мы ставим перед нод, и от задач изобразительной деятельности;

-от возрастных и индивидуальных и психологических особенностей;

-от вида изобразительных материалов, с которыми работают дети.

Мы, как педагоги, под системой игровых приёмов обучения понимаем совокупность  приёмов, характеризующихся едиными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации, направленностью на решение дидактических задач).

В ходе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов мы используем все виды игровых приёмов  обучения:

1. Обыгрывание игрушек, картин-панорам в процессе каждой нод может применяться с целью мотивации задания,  создания мотива к деятельности. Этот приём используем при организации игрового обследования изображаемого предмета с целью понимания необходимости обследования, создания интереса к предмету изображения, оказания помощи в выделении и осознании  особенностей: его формы, цвета, строения.

  1. Сюжетно - изобразительная игра с создаваемым образом (игровое упражнение, сюжетное обыгрывание незавершенного изображения - игрушки)  используется в первой части нод в сочетании с показом новых или плохо усвоенных способов изображения. Например, игровой приём направляется на  "оживление" образа, напоминание способов действия с изобразительным материалом (красками, мелками, карандашами и т.д.), демонстрацию возможных вариантов выполнения изображения,  сосредоточение внимания на приёмах и обеспечение их осмысленного  восприятия.

     Также, к примеру, во второй части непосредственно образовательной деятельности может использоваться такой прием, как сюжетно - изобразительная игра с незаконченным изображением. В зависимости от содержания изображения (предметное, сюжетное) он направляется на улучшение качества изображения предмета, дополнение образа выразительными деталями, или воплощение сюжета с помощью изобразительно - игровых действий.

Мы, педагоги, так можем обыграть детский рисунок, чтобы ребенок сразу увидел его достоинства или недостатки. (Например, лисичка-сестричка весело каталась на автобусе, но огорчилась, что шубку измарала, что в автобусе темно, нет окон). Игровые приемы на этом этапе деятельности применяются в момент возникающих пауз в изображении, свидетельствующих о больших затруднениях у детей.

3. Обыгрывание готового изображения, созданного детьми в результате непосредственно образовательной деятельности. В процессе обыгрывания дети лучше осознают задание, возможные ошибки, формирует умение чувствовать выразительность образа. Обыгрывание необходимо как логическое завершение деятельности, побуждаемой соответствующим мотивом. Каждый ребенок хочет обыграть свой рисунок, поэтому демонстрировать нужно все детские работы. Осознанные и принятые детьми требования к качеству изображения создают основу для заинтересованного и осмысленного анализа образа.

         Таким образом, значение игровых приемов в обучении изо — деятельности детей дошкольного возраста (с ЗПР) заключается в том, что происходит закрепление принятого детьми мотива к деятельности, обеспечение осмысленного заинтересованного анализа и оценки рисунков, желания улучшить изображение, укрепление интереса к изобразительной деятельности, формирование чувства ответственности за свою работу — в результате чего у детей происходит развитие психических процессов (памяти, воображения, речи, мышления), личностных качеств, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Список литературы:

1. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 1995, -64 с.

  1. Григорьева, Г.Г. Развивайте дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева – М.: АСАDЕМА, 2000. – 342 с.
  2. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2008. – 156с.
  3. Доронова, Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. / Т.Н. Доронова. - М.: Школьная Пресса, 2005. – 155с.
  4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / учеб. пособие. / Т.Г. Казакова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)

Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....

методическая разработка "Развитие игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья"

Конспект игры-занятия на тему "Мы идем в гости" для детей младшей группы.Цель занятия: выполнить совместно со взрослыми игровые и реальные действия с предметами-орудиями бытового назначения...

Музыкальная деятельность как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребёнок». Основным её направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержк...

«Речевая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и её развитие через различные формы и приемы обучения»

Речь и детям, и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родители должны знать, что речь – это приобретен...

«Физическое и психическое здоровье – основа успешного обучения в школе детей с ограниченными возможностями здоровья»

   Готовить ребенка  с ОВЗ к школе – это значит не только обеспечить  количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И ...