ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике

Образовательный процесс в детском саду для детей с тяжёлыми нарушениями речи, проводится с учётом индивидуальных особенностей воспитанников и задач коррекционно-образовательной работы, стимулирует развитие потенциальных индивидуальных возможностей ребёнка, включает его в активную познавательную деятельность, является эффективным средством коррекции имеющихся нарушений и имеет определённые особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Корхалева Маргарита Сергеевна,

старший воспитатель ГБДОУ

д/с № 67 компенсирующего вида

Московского района

Санкт-Петербурга

Коррекционно-образовательный процесс, задачи, содержание и формы организации, направление деятельности по коррекции нарушений, имеющихся у воспитанников ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, регламентируются основными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ1, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155),  Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17), с учетом, которой разработана Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга (далее – Программа).

В Программе отражена структура образовательной среды для детей с нарушениями речи включающая в себя предметно-пространственную развивающую образовательную среду,  характер взаимодействия со взрослыми,  характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому, а также сам образовательный процесс, логопедическое воздействие, психолого-педагогическое сопровождение, медико - реабилитационную помощь, социальное  взаимодействие. Важнейшей частью Программы в ДОУ компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи,  является раздел «Содержание коррекционной работы в ДОУ», в котором отражаются особенности деятельности по квалифицированной коррекции тяжёлых нарушений речи, обеспечения равных стартовых возможностей обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Образовательный процесс в детском саду для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является эффективным средством коррекции имеющихся нарушений у детей и имеет определённые особенности:

- осуществляется с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) на основе мониторинга динамики развития детей, стимулирует развитие потенциальных индивидуальных возможностей ребёнка, включает ребёнка в активную познавательную деятельность;

- реализация общеобразовательного блока в 5-ти образовательных областях носит коррекционную направленность, которая включает: развитие психических функций, обеспечивающих освоение образовательных областей; развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;

- выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

- осуществляется на основе взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов, медицинских работников ДОУ и родителей воспитанников;

-  осуществляется с использованием адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания ребёнка (например, реализуется с учётом метода «обходных путей» обучения), специальных методических пособий и дидактических материалов, видов деятельности, не  включенных  в общеобразовательные программы для детей без нарушений речи;

- проводится в соответствии с принципом концентризма,  который предусматривает распределение образовательного материала по циклам (речевой материал располагается в пределах одной лексической темы и отражается во всех видах детской деятельности);

- проводится в соответствии с принципом последовательности: на подготовительном этапе формируются общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности - слуховое, зрительное восприятие, внимание и т.д., формируется когнитивная сфера ребёнка, на основном этапе коррекционной работы формируются специфические механизмы речевой деятельности - произношение, лексика, грамматический строй, связная речь и т. д., на заключительном этапе коррекционно-образовательного процесса оцениваются результаты проведенного логопедического воздействия и намечаются планы коррекционной работы на будущее;

- формирует социально-адаптивные знания, навыки и умения самостоятельной жизнедеятельности воспитанников.

Детский сад - это первая ступень в системе образования, поэтому основной задачей педагогов, специалистов, работающих в ДОУ для детей с нарушениями речи,  является  реализация коррекционно-образовательного процесса. Особенности проводимого образовательного процесса, способствуют коррекции речи детей, полноценному развитию всех её средств и функций воспитанников, сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, формируют интерес к процессу обучения и его мотивации.

Таким образом, коррекционная работа по преодолению нарушений речи у детей осуществляется, как комплекс медико-психолого-педагогической помощи. А, реализуемый педагогами детского сада  коррекционно-образовательный процесс обеспечивает эффективное преодоление речевых нарушений, формирует представления ребенка об окружающей действительности и помогает воспитанникам обретать социальный опыт.

 Список, используемой литературы.

1. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении», ООО «ТЦ Сфера», 2003.

2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений», - М.: Профессиональное образование, 1993.

3. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...

Особенности музыкального развития и воспитания детей с нарушением речи

В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции, чувства ритма, развитию музыкальных способностей. Сочетание коррекци...

Статья: Актуальные вопросы организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Актуальные вопросы организации образовательного процесса   с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация.         Потребность в разработке разнообразных аспектов психологической помощидетям с нарушениями речи определила необходимость их всестороннего психологическ...

Конспект деловой игры на тему: "Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи"

Повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями речи....

Статья на тему «Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»

Статья на тему:«Особенности  развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»Учитель-логопед АДАМЁНОК Н.Ю.Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми с...

Особенности психологической готовности к школе детей с нарушениями речи

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отста...