Развитие творческих способностей у детей старшего возраста с нарушением зрения посредством ТРИЗ технологии
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Свиридова Любовь Михайловна

В последние годы обществу нужны люди умеющие принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Творческое воображение  детей co зрительной патологией (с которыми я работаю) из-за отсутствия или недостаточного количества  и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем творческое воображение нормально видящих. Однако, несмотря на комбинирования и реконструкции образов, воображение слабовидящих восполняет недостатки восприятия  и бедность чувственного опыта, выполняя, таким образом, компенсаторные функции. Тем самым, развитие творческого воображения для слабовидящих детей приобретает  важнейшее значение в педагогической работе,  т. е. возникает необходимость в применении педагогики творчества. Из-за нарушения зрения дети не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов, как следствие возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов. Для обеспечения целенаправленного, закономерного движения ребенка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению, развитию творческих способностей и успешно применяется в педагогической работе методика развития творческих способностей детей с использованием элементов Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Именно её можно назвать педагогикой творчества, т.к. она непосредственно связана с развитием твор­чества у детей, основываясь на творческом воображении. Поиск эффективных методов и приемов работы с детьми с нарушением зрения привел меня к использованию ТРИЗ технологии так как, эта технология способствует развитию творческого потенциала ребенка  с  нарушением зрения через все доступные каналы восприятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Образовательная практика по теме:  Развитие  творческих способностей детей старшего возраста с нарушением зрения посредством  методов ТРИЗ технологии

Актуальность: В последние годы  обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие принимать нестандартные решения. Поэтому в образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, подготовленной к решению сложных задач. Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие творческих способностей ребенка. Побуждение ребенка к творчеству открывает для него путь к раскрытию индивидуальности, к реализации своих способностей. Творческое мышление направляет творческую деятельность – такую деятельность, которая создает нечто новое.(Л.С.Выготский) Именно эту деятельность психологи называют воображением, где воображение выступает как основа творческой деятельности.

            Творческое воображение  детей co зрительной патологией (с которыми я работаю) из-за отсутствия или недостаточного количества  и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем творческое воображение нормально видящих. Однако, несмотря на комбинирования и реконструкции образов, воображение слабовидящих восполняет недостатки восприятия  и бедность чувственного опыта, выполняя, таким образом, компенсаторные функции. Тем самым, развитие творческого воображения для слабовидящих детей приобретает важнейшее значение в педагогической работе,  т. е. возникает необходимость в применении педагогики творчества.

                   Из-за нарушения зрения дети не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов, как следствие возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов. Для обеспечения целенаправленного, закономерного движения ребенка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению, развитию творческих способностей и успешно применяется в педагогической работе методика развития творческих способностей детей с использованием элементов Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Именно её можно назвать педагогикой творчества, т.к. она непосредственно связана с развитием творчества у детей, основываясь на творческом воображении. Поиск эффективных методов и приемов работы с детьми с нарушением зрения привел меня к использованию ТРИЗ технологии так как, эта технология способствует развитию творческого потенциала ребенка  с  нарушением зрения через все доступные каналы восприятия. 

Творческие способности - комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие: стремление к познанию; умение познавать новое; живость ума; стремление к открытиям; умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт; свободное воображение; фантазия, интуиция, в результате которых, появляются изобретения, открытия, что-то новое

                  Целью моей практики является: развитие  творческих способностей детей старшего возраста с нарушением зрения посредством  методов ТРИЗ технологии через все сохранные каналы восприятия.

Задачи:

Обучающие: 

  • учить детей с нарушением зрения  находить и различать противоречия, которые окружают их повсюду, выявлять признаки объектов с помощью имеющегося опыта детей.
  • формировать системно-диалектное мышление, используя все сохранные анализаторы

Развивающие:

  • развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли
  • развивать умение отстаивать собственное мнение, независимое от других, чувство уверенности в себе

Воспитательные: 

  • воспитывать самостоятельность, оценочное и критическое отношение к  миру
  • воспитывать интерес к собственным открытиям
  • Коррекционные:
  • Обучать детей использованию полисенсорной информации во всех видах  детской деятельности
  • формировать у детей с нарушением зрения  умения наблюдать, анализировать, сравнивать с помощью сохранных каналов  восприятия, решать задачи творческого характера.

Идея моей практики заключается в следующем, что  развивающая работа с использованием методов ТРИЗ технологии, будет способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

В основе практики лежит технология ТРИЗ (автор Генрих Альтшуллер), которая базируется на  следующих принципах:

- свободы выбора. Дети самостоятельно могут выбирать материалы, оборудование, виды деятельности, способы работы.

- открытости. Ребёнку предоставляется возможность работать с открытыми задачами, т. е. возможны несколько вариантов решений одной и той же проблемы или задачи.

- деятельности. В любое творческое задание включается практическая деятельность.

- обратной связи. Можно регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ МЕХАНИЗМАМИ моей практики являются:

  • Совместная деятельность с детьми в непосредственно образовательной деятельности,  кружковой работе, совместная деятельность с  детьми в ходе режимных моментов, проектной деятельности.
  • Взаимодействие с семьей
  • Индивидуальная работа с детьми

                  Большое значение имеет организация процесса. Во время совместной деятельности дети  с нарушением зрения быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работа идёт с опорой на зрение. Поэтому в любом виде деятельности необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения.  Работу по технологии ТРИЗ я организовывала с  учётом требований зрительной нагрузки к детям с косоглазием и амблиопией.

            Работу по системе ТРИЗ для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста проводила  в несколько этапов:

               На первом этапе учила детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов. Уметь находить и выявлять противоречия - важный навык, составляющий диалектное мышление для детей с нарушением зрения т.к. опираясь на уже имеющийся опыт, дети учатся находить противоречия в окружающем мире.  Именно  с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. Для этого использовала  игру «Хорошо-плохо». В этой игре дети учатся давать положительную оценку заведомо положительному  явлению и наоборот, а далее обращать «плохости» в «хорошести». Использую эту игру во время НОД, для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе.

                Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить быть уверенным в себе, рассуждать, анализировать. Для этого я использую игру «ДА-НЕТКИ». Это  вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». «Угадай, что я загадала?». У детей со зрительной патологией страдает предметность, целостность зрительного восприятия, и для того чтобы детям было легче задать вопрос,  я использовала опорные схемы, которые придумывала сама.  Опираясь на них, дети с большим удовольствием задают вопросы. А самое главное учатся задавать нужные вопросы. Эта игра раскрывает такие возможности как: нестандартное мышление, широта мышления,  символическое мышление, произвольность мышления, сотрудничество (умение слушать друг друга).

                 Для  развития ассоциативного мышления, воображения, творческого мышления, наблюдательности, умение видеть скрытые свойства предметов, что очень важно для  детей с нарушением зрения,  использую  метод составления загадок с помощью  слов  «НО - НЕ». Сначала ребятам предлагаю составить загадку про конкретный предмет (ложку). Прежде чем ребята ответят на вопрос «Какая ложка?», они  активизируют тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые анализаторы. Все признаки, которые дети сначала почувствовали, а потом назвали, я записываю. Далее к каждому названному признаку проводим параллель, выясняем, что бывает таким же?  Что можно с ложкой делать? Серебристая, но не зеркало, овальная,  но не баклажан, можно пить, но не кружка. Этот метод также можно применять  во всех образовательных областях. Сейчас мои ребята без затруднений могут составить любую загадку с помощью данного метода.

                   Следующий метод  - это метод «Мозгового штурма», который заключается в  решении проблемы на основе стимулирования творческой активности.  Этот метод можно назвать «палочкой – выручалочкой», поскольку он хорошо развивает смекалку и с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации. У моих  ребят, благодаря этому методу, повысилась самооценка, появилась уверенность в себе, что очень важно для детей с нарушением зрения.   На проблемную ситуацию «Как быстро остудить молоко?»,  дети нашли такие пути решения: налить в молоко холодную воду; поставить в морозилку; положить снег в молоко, только там будут микробы; кинуть лед; добавить мороженое; открыть окно; поставить под вентилятор.

        Этот метод так же можно использовать   во всех видах детской деятельности. Здесь не  даю готовых ответов на возникший вопрос либо ситуацию, предлагаю детям самим  найти варианты решения. Данный метод может возникать совершенно спонтанно и не требует специальной подготовки.

После того, как дети научились выявлять противоречия,  я  приступила ко 2-му этапу, цель которого учить детей фантазировать, изобретать. Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф.О.). Суть  метода  состоит  в  том,  что выбирается объект, его держат как бы в фокусе внимания и переносят на него свойства  других,  не  имеющих  к  нему  никакого  отношения  объектов.  При  этом возникают  необычные  сочетания,  которые  дальше  пытаются  развить  путем свободных ассоциаций. Так  ребята соединяли утюг и пылесос изобрели «Утюгочистку»; карандаш, зубную щетку и ластик изобрели  «Ластищётку», у паука болели глаза для него изобрели очки и много чего разного.

Дети  с нарушением зрения плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и не умеют использовать крупную моторику для выражения своего настроения, поэтому чтобы раскрепостить детей, развить эмоциональную выразительность, объединить ребят, преодолеть у ребят стеснение использую метод «Эмпатии», когда ребёнок представляет себя в роли какого-нибудь предмета. Просила ребят изобразить будильник, который забыли выключить, изобразить стол со стулом, встревоженного кота и т.д.

Например, мы сидим в утреннем круге,  я превращаю детей в ковёр, а затем спрашиваю: «О чем думает ковер?».Дети предлагали интересные варианты ответов.

-Вот бы скрутиться, чтобы бардака на мне не было

-Хочу стать ковром – самолётом

-Как хочу, чтобы спинку почесали пылесосом.

Метод прямой аналогии заставляет детей  находить необычное в обычном, расширяет кругозор, учит абстрагироваться, развивает фантазию,  развивает способность отходить от стереотипов. Метод прямой аналогии это поиск сходных процессов в других областях знаний. Например: Что общего между автобусом и гармошкой?(тут ребята находят общее по разным признакам: по цвету, форме, функциям. У гармошки раздвигаются меха, а  у автобуса двери;  у гармошки есть кнопки для извлечения звука, у автобуса есть кнопки, чтобы открывать двери;  оба издают звуки; у гармошки есть ремни-лямки и у автобуса есть ремни, за которые можно держаться)

Также на втором этапе учила  детей  находить внешние и внутренние ресурсы предметов, для этого использовала игру «Аукцион». На  аукцион  выставляю  разнообразные  предметы.  Дети  по  очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение,  так например на вопрос: «Для чего нужна линейка?» дети ответили: «Чтобы  измерять  чего-то;    вместо  указки  использовать; можно помешать ею что-то; можно спину почесать; можно её в цель метать: на кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать...» Придумали новые варианты использования расчески: как зубы, усы, тройные грабли, как гвозди для йога, шипы дракона, меха гармошки, складки плисерованной юбки.

Сейчас мы находимся на третьем этапе.

Цель этого этапа - придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Важно развить у слабовидящих дошкольников способности и потребности к творческой деятельности, в процессе которой особое место занимает накопление впечатлений и переживанийИспользуя уже появившийся опыт детей умения фантазировать, задавать вопросы,  преодолев порог стеснения,  мы с ребятами учились составлять сказки. Но прежде чем составлять сказки, я учила детей решать сказочные задачки. Нужно попытаться  помочь  сказочным  героям,  попавшим  в  затруднительное  положение.

Например:«Как сделать так, чтобы яичко не разбилось, хотя мышка все равно побежит и хвостиком махнёт?» Вот что ребята предложили:

-положить подушку у стола, когда яйцо упадёт, не разобьётся.

-завести кота,  чтобы вовремя поймал мышку

-положить  яйцо на одеяло

-сделать желобок у стола, если яйцо покатится, то не разобьётся.

Дети сочинили несколько сказок: «Два короля», «Новогодние приключения трёх поросят», «История двух жадных братьев». По сказке «Король и заяц» сделали театр теней и представили ребятам.  

            Четвертый этап данной практики предполагает  применение полученных знаний  и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учиться находить выход из любой сложной ситуации.

           На каждом этапе я сотрудничаю  с  родителями, знакомлю с теми играми, которые проигрываются в данный момент в детском саду. Это необходимо для того чтобы родители поддерживали интерес детей используя методы ТРИЗ – технологии:  на вопросы детей не давали готовые знания, не давали готовый ответ, а наоборот, стимулировали детей к рассуждению,  чтобы ребенок сам нашел ответ. Поддерживали детские творческие работы, будь - то придуманная сказка или использование какого - либо предмета не по прямому назначению. 

Так же я применяю методы ТРИЗ технологии в кружковой работе. Проведение  кружка «Колибри» по нетрадиционному рисованию способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения. В процессе рисования у слабовидящих детей  совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребята  формируют у себя такие  способности как: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Другой важной особенностью рисования с использованием нетрадиционных техник является то, что в ходе этой деятельности развивается мелкая моторика, формируются тонкие, координированные движения пальцев рук, а также формируется тактильно-двигательное восприятие. В связи со всем выше сказанным, становится очевидна актуальность использования нетрадиционных техник рисования для компенсации последствий зрительной патологии через развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения. ТРИЗ стирает все   стереотипы, определенные штампы. Такая деятельность способствует раскрепощению внутреннего состояния детей. Позволяет свободно располагаться в удобных местах: за столом мольбертом, на полу. Ребята знают, что каждая работа хороша по - своему, поэтому  много творят.

Очень хорошо вписывается ТРИЗ в нашу проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из  проблемной  ситуации,  составляют  план  ее  решения,  придумывают  продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Таким образом, у детей с нарушением зрения происходит развитие компенсаторных функций: восприятия, логического мышления, развитие речи, умение анализировать. Так с ребятами  с помощью проектов мы узнали: «Как появляется снежинка и где можно найти снег летом?», « Как появилась кукла?», «Откуда пришёл Новый год?,  «Почему деду Морозу не жарко в шубе?», «Обман в природе или зачем животным прятаться?», «Почему глаза плохо видят?» ,«Театры нашей страны

                Образовательная деятельность с использованием ТРИЗ помогает освободить и полностью использовать творческий потенциал, самостоятельность детей с нарушениями зрения, развивает фантазию, способность к наблюдению, повышает самооценку детей. Ребенок действует творчески, находит методы и приемы для выхода из нестандартных ситуаций, учится мыслить не шаблонно, основываясь на собственном чувственном опыте.

                Заявленная образовательная практика направлена на достижение образовательных результатов, связанных с развитием творческих способностей детей старшего возраста с нарушением зрения.

                Инструментом для измерения результатов является (наблюдение и анализ продуктов детской деятельности - творческие поделки,  творческие задания)

Критерии отслеживания представлены в методике теста Торенса «Дорисовывание фигур»

               Трудностей в использовании ТРИЗ-технологии на данном этапе практически нет. Эта технология проста в применении, т.к. не требует объемной подготовки. Тут главное, чтобы педагог захотел научить детей мыслить нестандартно, творчески, без шаблонов.

               Мои рекомендации тем, кого заинтересовала данная практика, сначала изучить методы ТРИЗ-технологии. Методов существует очень много, поэтому я рекомендую, сначала с ними познакомиться, выбрать те, которые вы будете применять и только после этого  внедрять постепенно, как этого требует сама технология.

               Представленная технология вызывает огромный интерес у детей, поэтому, уважаемые коллеги, я рекомендую вам использовать ТРИЗ в вашей деятельности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда"

         В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способн...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики

"Истоки способностей и дарований  детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше маст...

Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-этетического воспитания....

Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность.

Статья из опыта работы воспитателя "Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность."...

АПО "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПАНТЕЛЕЕВА Г.Н. «ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН»"

В современных условиях заметно возрастает эстетическая значимость предметной среды, которая оказывает влияние на формирование эстетического вкуса и мировоззрение человека в целом.На ранних этапах разв...

Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи"  Старшая группа....