Дневник наблюдения от 0 до 3 лет
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дневник наблюдения от 0 до 3 лет | 439.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия __________________________________
Имя_____________________________________
Отчество_________________________________
Дата рождения:
Число__________________________
Месяц__________________________
Год____________________________
Время__________________________
День недели_____________________
Уважаемые родители!
В дневнике отражены основные закономерности психического и двигательного развития ребенка от рождения до трех лет.
Для чего нужен этот дневник?
Основная задача дневника - помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме.
Информация, которую вы внесете в этот дневник, будет также полезна детскому врачу, наблюдающему Вашего ребенка.
Специалистам детского сада, в который малыш поступит (воспитателю, педагогу, логопеду, психологу), с помощью Ваших записей будет легче учитывать его индивидуальные особенности при планировании занятий.
Как построен дневник?
Дневник состоит из девяти глав. Каждая из них содержит краткие сведения о соответствующей сфере развития ребенка в первые три года жизни. В большинстве глав есть таблицы, включающие перечень наиболее типичных реакций ребенка, на которые рекомендуется обращать внимание. При этом наиболее значимые из них выделены жирным шрифтом. Кроме того в каждой главе есть место для заметок, где Вы сможете фиксировать наиболее памятные для Вас события из жизни малыша, забавные высказывания и т. п..
Как работать с дневником?
Сначала желательно прочитать весь дневник без проверочных таблиц. Это займет у Вас совсем немного времени. В результате Вы получите общее представление об основных закономерностях развития детей от рождения до трех лет.
Далее для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка рекомендуется заполнение таблиц, содержащихся в дневнике: на первом году – раз в месяц, на втором году один раз в три месяца, на третьем году один раз в четыре месяца. Делать это необходимо в спокойной обстановке и только тогда, когда у Вас хорошее настроение и самочувствие, что позволит Вам сосредоточиться и сделать корректные записи.
В проверочных таблицах есть колонка "Приблизительный возраст появления реакции". В ней указаны лишь ориентировочные критические сроки появления указанных реакций у детей в норме. Большинство детей приобретают эти способности раньше, и лишь незначительное количество здоровых детей - несколько позднее.
Наименование реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Лежит на животе, приподнимает голову | 2 мес. |
Следует иметь ввиду, что если ребенок родился недоношенным, то при оценке развития правильнее ориентироваться не на реальный возраст, а на тот, который ребенок имел бы, будучи рожденным в срок. Например, для младенца, появившегося на свет на 32-ой неделе внутриутробного развития, в возрасте 8 месяцев следует ожидать, что он будет развит как шестимесячный доношенный ребенок.
Колонка «Возраст первого выявления реакции» предназначена для записи возраста Вашего ребенка, в котором Вы впервые обнаружили, указанную реакцию.
Наименование реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Лежит на животе, приподнимает голову | 2 мес. |
В процессе заполнения дневника может выявиться, что ребенок приобретает навыки нестандартным образом, со значительным опережением или отставанием от «критических» сроков, указанных в таблице. При замедленном темпе развития лучше обратиться за советом к детскому врачу или детскому психологу.
Общие движения
Под общими движениями подразумевается умение удерживать различные положения тела и передвигаться.
Развитие управления своим телом происходит под влиянием созревания центральной нервной системы, которое в большой степени предопределено генетическими факторами. На качество общих движений и их своеобразие оказывают также влияние состояние здоровья и условия, в которых развивается ребенок.
В организации общих движений участвуют:
- ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга;
- механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;
- зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия;
- двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.
Развитие общих движений
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. | 1,5 мес. | |
Лежа на животе, приподнимает голову | 2 мес. | |
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). | 3 мес. | |
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. | 3 мес. | |
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). | 4 мес. | |
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. | 4 мес. | |
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку. | 4 мес. | |
Когда тянут за ручки, пытается присесть. | 4,5 мес. | |
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. | 5 мес. | |
Лежа на спине, трогает ручками колени. | 5,5 мес. | |
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. | 6 мес. | |
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). | 6 мес. | |
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. | 6 мес. | |
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. | 7 мес. | |
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. | 7 мес. | |
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. | 7,5 мес. | |
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки ("ласточка"). | 8 мес. | |
Лежа на животе, поворачивается по кругу. | 8 мес. | |
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. | 8 мес. | |
Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед). | 8 мес. | |
Лежа на боку, приподнимает голову. | 8 мес. | |
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище. | 8,5 мес. | |
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. | 9 мес. | |
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад. | 9,5 мес. | |
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого). | 9,5 мес. | |
Ползает на животе. | 9,5 мес. | |
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. | 10 мес. | |
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. | 10 мес. | |
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. | 10 мес. | |
Встает на четвереньки из положения сидя. | 10 мес. | |
Встает, держась за опору. | 11 мес. | |
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу . | 11 мес. | |
Садится из положения на четвереньках. | 11 мес. | |
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. | 11 мес. | |
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. | 11 мес. | |
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. | 11 мес. | |
Ползает на четвереньках. | 1 год 1 мес. | |
Переступает боком вдоль мебели (стены). | 1 год 1 мес. | |
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения. | 1 год 1 мес. | |
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. | 1 год 1 мес. | |
Стоит без опоры несколько секунд. | 1 год 1 мес. | |
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги. | 1 год 1 мес. | |
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает. | 1 год 2 мес. | |
Встает с пола без поддержки. | 1 год 3 мес. | |
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены. | 1 год 3 мес. | |
Присаживается на корточки и играет в этой позе. | 1 год 6 мес. | |
Залезает на диван, кресло. | 1 год 6 мес. | |
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. | 1 год 6 мес. | |
Встает с маленького стульчика (с опорой) | 1 год 6 мес. | |
Бежит, смотря под ноги. | 1 год 6 мес. | |
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться. | 2 года | |
Садится на маленький стульчик. | 2 года | |
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого | 2 года | |
Подталкивает ногой мяч на ходу. | 2 года | |
Ходит задом наперед. | 2 года | |
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). | 3 года | |
Перешагивает через препятствия. | 3 года | |
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. | 3 года | |
Встает с маленького стульчика без опоры. | 3 года | |
Встает на цыпочки. | 3 года | |
Стоит на правой ноге 3 секунды | 3 года | |
Стоит на левой ноге 3 секунды. | 3 года | |
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом. | 3 года | |
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом. | 3 года | |
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр) | 3 года | |
Пинает мяч с размаху. | 3 года | |
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. | 3 года | |
Перепрыгивает через веревку на земле. | 3 года | |
Подпрыгивает на месте, расставив ноги. | 3 года | |
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают. | 3 года | |
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо | 3 года | |
Проходит на цыпочках 3 метра. | 3 года |
Движения рук
Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т.д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении.
Движения рук управляются несколькими механизмами.
- Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как податливость (твердость - мягкость...), форма, вес, температура, особенность поверхности предметов* При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата и адекватных действий с предметами.
- Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.
- Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.
- Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.
Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным. Вот несколько примеров действий, выполняемых по плану: правильное одевание (не наизнанку и не задом наперед), еда жидкой пищи ложкой (не вилкой), использование зубной пасты для чистки зубов (не для еды), причесывание себя расческой (не карандашом или каким-нибудь другим неуместным предметом) и т.п.
Развитие движений рук
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Изолированные хаотические движения рук. | 2 мес. | |
Лежа на спине, подносит ручки ко рту. | 3 мес. | |
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. | 3 мес. | |
Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. | 3 мес. | |
Смотрит на движения своей руки. | 3 мес. | |
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. | 3,5 мес. | |
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими. | 3,5 мес. | |
Трясет погремушкой, вложенной в руку. | 4 мес. | |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот. | 4,5 мес. | |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. | 4,5 мес. | |
Водит пальцами по поверхности игрушки. | 4,5 мес. | |
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. | 5 мес. | |
Большую часть времени кисти раскрыты. | 5 мес. | |
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой - тянется за игрушкой. | 5 мес. | |
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета. | 6 мес. | |
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее. | 6 мес. | |
Перекладывает предмет из руки в руку. | 6 мес. | |
Тянется к удаленному предмету. | 7 мес. | |
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами. | 7 мес. | |
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой. | 7 мес. | |
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой. | 8 мес. | |
Поднимает предмет двумя руками. | 8 мес. | |
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). | 8 мес. | |
Отталкивает мяч в случайном направлении. | 8 мес. | |
Стучит предметом о предмет. | 9 мес. | |
Хлопает в ладоши | 9 мес. | |
Ощупывает людей и предметы. | 10 мес.. | |
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный "пинцетный захват"). | 10 мес. | |
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает. | 11 мес. | |
Бросает предметы в игре. | 11 мес. | |
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный "пинцетный захват" | 1 год | |
Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет. | 1 год | |
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием - колышек, кольцо - стержень и т.п.). | 1 год 1 мес. | |
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.). | 1 год 1 мес. | |
Пытается рисовать каракули . | 1 год 2 мес. | |
Ставит кубик на кубик. | 1 год 4 мес. | |
Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка и т.п.) под контролем зрения. | 1 год 4 мес. | |
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения. | 1 год 4 мес. | |
Разворачивает завернутый в бумагу предмет. | 1 год 6 мес. | |
Ставит 3 кубика друг на друга. | 1 год 8 мес. | |
Переворачивает страницы книги по одной. | 1 год 8 мес. | |
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие. | 1 год 9 мес. | |
Схватывает движущийся предмет (например, мяч) | 2 года | |
Разрывает бумагу. | 2 года | |
Пытается остановить катящийся к нему мяч. | 2 года | |
Нанизывает на шнур большие (2 см) "бусины" с отверстием 0,5-0,6 см. | 2 года | |
Ставит 4-6 кубиков друг на друга. | 2 года | |
Переливает жидкость из одной емкости в другую. | 2 года | |
Складывает бумагу пополам по подражанию. | 2 года 6 мес. | |
Нанизывает на шнур средние (1,5 см) "бусины" с отверстием 0,3--0,4 см. | 2 года 6 мес. | |
Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр). | 3 года | |
Режет бумагу ножницами. | 3 года |
Зрение
Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия. Благодаря различению света и темноты человек подстраивает свои биоритмы под световые ритмы природы. Различая день и ночь, организм устанавливает режим сна и бодрствования. Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы (" люди ", " деревья " и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д. Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной "видеотеки". Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством зрительного восприятия, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например - слуховыми и т.д.
В первые 1,5 месяца зрительные образы не возникают, т.е. предметное зрение отсутствует. Двухмесячный ребенок может сохранять образы одни сутки. Трехмесячный - около недели, шестимесячный - около двух недель, годовалый - около месяца, двухгодовалый - несколько месяцев, трех-, четырехгодовалый - несколько лет. Поэтому большинство людей помнит события из своей жизни начиная с возраста 3-4 лет.
Наблюдая за поведением ребенка, мы можем судить о том, насколько хорошо он видит. Однако более точное измерение основных зрительных функций проводит окулист.
Развитие зрения
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Сужение зрачка при освещении. | 0 мес. | |
Смотрит на источник света. | 1 мес. | |
Фиксирует взгляд на лице взрослого. | 1 мес. | |
Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. | 1 мес. | |
Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. | 1,5 мес. | |
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. | 2 мес. | |
Предпочитает смотреть на новые предметы. | 2 мес. | |
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. | 2 мес. | |
Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. | 2 мес. | |
Улыбается, увидев что-то знакомое. | 3 мес. | |
Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. | 3 мес. | |
Рассматривает предметы в комнате. | 3 мес. | |
Смотрит на свою руку. | 3 мес. | |
Смотрит на предмет, который держит в руке. | 3 мес. | |
Больше улыбается, когда видит мать, чем других. | 3,5 мес. | |
Предпочитает объемные игрушки. | 4 мес. | |
Моргает при быстром приближении предмета. | 4 мес. | |
Смотрит на свое отражение в зеркале. | 5 мес. | |
Узнает бутылочку (и/или грудь). | 5 мес. | |
Реагирует на маску. | 5 мес. | |
Рассматривает окружение на улице. | 6 мес. | |
Выбирает взглядом любимую игрушку. | 6 мес. | |
В новом месте - осматривается, может быть испуган. | 6 мес. | |
Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого. | 6 мес. | |
Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см | 8 мес. | |
Отличает "своих" от "чужих" по внешнему виду. | 8 мес. | |
Следит за игрой в мяч. | 9 мес. | |
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами. | 1 год | |
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. | 1 год | |
Понимает 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.). | 1 год 1 мес. | |
Обходит высокие препятствия при ходьбе. | 1 год 2 мес. | |
Подражает увиденным действиям взрослого. | 1 год 3 мес. | |
Узнает себя и близких на фотографиях. | 1 год 4 мес. | |
Показывает несколько названных предметов или картинок. | 1 год 4 мес. | |
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. | 1 год 4 мес. | |
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки ...). | 1 год 6 мес. | |
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки. | 1 год 6 мес. | |
Узнает свои вещи, одежду. | 2 года | |
Подбирает парные картинки или игрушки к указанной. | 2 года | |
Подбирает предмет к его рисунку. | 2 года 6 мес. | |
Знает 2-4 основных цвета. | 3 года | |
Узнает предмет по рисунку его характерной части . | 3 года |
Слух
Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Можно выделить речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т.д. Этот "язык" легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.
У новорожденных слуховая чувствительность может быть невысокой, что в большей степени зависит от присутствия жидкости в полости среднего уха, которая снижает подвижность слуховых косточек и передачу звуковых колебаний. Первые реакции на звуки довольно примитивны - вздрагивание, моргание, плач, реже _ замирание. Постепенно развивается внимание к звукам, способность к локализации источника звука. В целом к 6 месяцам слуховая чувствительность достигает уровня взрослых. В 1,5-2,5 месяца младенец узнает голос матери, выделяет определенную музыку. В 3-6 месяцев - начинает узнавать звуки родного языка. К 10-12 месяцам он уже владеет большим набором неречевых и речевых "маяков", облегчающих ориентировку в происходящем вокруг. К 14-18 месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых местах междометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает нескольких сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения. К 3 годам ребенок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.
Развитие слуха
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Вздрагивает или моргает при резком звуке. | 0 мес. | |
Прислушивается к звуку колокольчика. | 1 мес. | |
Прислушивается к звуку погремушки. | 2 мес. | |
Прислушивается к голосу взрослого. | 2 мес. | |
Улыбается, когда слышит голос взрослого. | 2 мес. | |
Замирает при появлении нового звука на фоне других. | 2,5 мес. | |
Прислушивается к музыке. | 3 мес. | |
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. | 3 мес. | |
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). | 3 мес. | |
Выделяет любимую музыку. | 4 мес. | |
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. | 4 мес. | |
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха | 4 мес. | |
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет | 4 мес. | |
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. | 4 мес. | |
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. | 5 мес. | |
Смотрит внимательно на объект, издающий звук. | 5 мес. | |
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. | 6 мес. | |
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). | 6 мес. | |
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. | 6 мес. | |
Смеется в ответ на некоторые звуки. | 6 мес. | |
В положении сидя поворачивается к источнику звука. | 7 мес. | |
Пытается воспроизвести "мелодию" услышанной речи. | 7 мес. | |
Интересуется предметами, производящими звук. | 8 мес. | |
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки. | 9 мес. | |
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой. | 10 мес. | |
Замирает, когда ему говорят "нельзя", "подожди" и т.п. | 10 мес. | |
Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши). | 11 мес. | |
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. | 11 мес. | |
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов ("мама", "папа", "баба"...). | 1 год | |
Начинает "танцевать" при звуках музыки. | 1 год 2 мес. | |
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. | 1 год 2 мес. | |
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. | 1 год 2 мес. | |
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, "причесывает", "качает" или "кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят. | 1 год 4 мес. | |
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). | 1 год 4 мес. | |
Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. | 1 год 4 мес. | |
Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали | 1 год 4 мес. | |
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. | 1 год 6 мес. | |
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). | 1 год 6 мес. | |
Любит играть со взрослым в "голоса животных" (например: "Как коровка мычит?" - "My-у-у"). | 1 год 6 мес. | |
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. | 2 года | |
Понимает 100 слов и более. | 2 года 3 мес. | |
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). | 2 года 3 мес. | |
Пытается петь. | 2 года 6 мес. | |
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов) | 3 года |
Общение и речь
Общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.
Для того чтобы общаться, необходимо:
- принимать сигналы через органы чувств (слух, зрение и т.д.);
- понимать значение услышанного, увиденного и т.д.;
- передавать сообщение партнеру своим поведением, действиями, выразительными движениями лица и тела, интонацией, жестами, словами;
- иметь желание вступать в контакт.
Понимание других людей
Слова, интонация, выражение лица, жесты, движения тела, взгляд, действия взрослых могут казаться малышу как бессмысленными, так и имеющими смысл. Это зависит от его опыта. В 3-8 месяцев младенец запоминает события, повторяющиеся изо дня в день. С 8-9 месяцев к этим знаниям добавляются их обозначения (слова, жесты). Десятимесячному шалуну бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Вы сказали "ладушки" - и он уже хлопает в ладоши. После года по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. Если для 12-15-месячного ребенка слово "часы" означает лишь те, которые висят на стене в вашей комнате, то к 1,5-2 годам он знает, что часы бывают разные.
Его пассивный словарь (слова, которые он понимает) к двум годам может достигать нескольких сотен слов. Он понимает многое из того, что вы говорите о знакомых для него предметах и событиях. К трем годам он может ориентироваться в таких понятиях, как "большой" и "маленький", "да" и "нет", "плохой" и "хороший".
Этапы развития общения
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ
"Приспособление к жизни после рождения "
Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль...) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне - не адресованы никому. Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого - лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект. С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно, если он медленно перемещается на расстоянии 20-40 см от ребенка.
1-3 МЕСЯЦА
"Психическое рождение"
С малышом стало интересно: он улыбается всем, смотрит в глаза, прислушивается к голосу, произносит гласные звуки. Впрочем, не меньший интерес он может проявлять к игрушкам, висящим у него над кроваткой. Такая неразборчивость кончится с появлением способности запоминать. А пока вся его "сознательная" жизнь состоит из настоящего, точнее - из отдельных мгновений, не связанных между собой. То, что исчезает из поля зрения, перестает для него существовать. Наиболее заметный прогресс наблюдается в сфере эмоций: он уже плачет и смеется. Это величайшее приобретение, потому что богатая в эмоциональном отношении психическая жизнь позволит ребенку научиться любить и не любить, желать и не желать, понимать - "что такое хорошо и что такое плохо".
3-8 МЕСЯЦЕВ
"Свои и чужие"
С этого возраста малыш способен удерживать полученные впечатления в памяти значительное время. Теперь он подолгу рассматривает ваше лицо, следит за интонацией, за вашим поведением. По мере нарастания привязанности к близким, появляется и усиливается недоверие к чужим, перерастающее у некоторых детей в страх. В результате мир людей оказывается поделенным на "своих" и "чужих". Все чаще ребенок проявляет инициативу, стараясь обратить на себя внимание. Ему нравится трогать ваше лицо, таскать за волосы, добиваться, чтобы вы его потискали, покатали на себе и т.д. Такой тесный контакт, выглядит как баловство. Но это именно то, что ребенку нужно для хорошего настроения.
8 МЕС.-1,5 ГОДА
"Слова и жесты. Открытие себя"
Приблизительно с 8 месяцев ребенок начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное. К 14-18 месяцам малыш реагирует на свое имя, знает кто такие "папа", "мама", "кукла". Показывает где у него глазки, носик, зубки, ручки - все, чему научили. Те же части тела способен он находить и у других. Он любит выполнять простые просьбы, сам пытается что-то попросить, используя жесты и отдельные слова.
1,5 - 2 ГОДА
"Рост словаря. Стремление к самостоятельности"
Малыш побуждает вас называть для него различные предметы и действия. Он повторяет новые слова по несколько раз, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки.
Свои просьбы оформляет в виде сочетания указательного или другого жеста со словом.
Ребенок все чаще сопротивляется вашему стремлению все делать за него. Очень важно не подавить его желание научиться обслуживать себя.
2-3 ГОДА
"Фразовая речь. Негативизм"
Ребенок начинает понимать, кто он: мальчик или девочка. Этому способствуют его наблюдательность и игры, поощряемые взрослыми. Умение говорить предложениями превращают малыша в интересного собеседника. Вас забавляют его выдуманные словечки и выражения.
Возможны трудности в поведении: непослушание, упрямство, истерики и т.п. Огорчаться по этому поводу не стоит. Негативизм в 2-3 года неизбежен, хотя и выражен у разных детей по-разному. Важно понимать, что он просто учится управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему необходим.
Развитие общения
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Улыбается, издает радостные звуки в ответ на голос и улыбку взрослого | 2 мес. | |
Поддерживает зрительный контакт с говорящим | 3 мес. | |
Оживляется, подает голос, когда на него смотрят или к нему обращаются. | 4 мес. | |
Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить. | 4 мес. | |
По ситуации понимает, что его сейчас будут кормить, и успокаивается. | 5 мес. | |
Обменивается со взрослым звуками и выражением лица. | 5 мес. | |
Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного события или контакта. | 6 мес. | |
Проявляет интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться или голосом. | 6 мес. | |
"Требуя" продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подает голос, хнычет. | 6 мес. | |
Улыбается своему отражению в зеркале. | 6 мес. | |
Повторяет действие, вызывающее интересную реакцию взрослого (например, смех). | 8 мес. | |
Движениями и звуками привлекает к себе внимание взрослых. | 8 мес. | |
Тянет руки навстречу взрослому. | 8 мес. | |
Играет "в прятки". | 8 мес. | |
Подражает интонации говорящего. | 10 мес. | |
Свое настроение выражает изменением голоса (тона, громкости). | 10 мес. | |
Подражает выражению лица взрослого. | 10 мес. | |
Понимает несколько жестов: "указательный", "до свидания", "иди ко мне", "нельзя" и т.п. | 11 мес. | |
Поворачивается, когда его зовут. | 1 год | |
Специально бросает предметы, чтобы их поднимали. | 1 год | |
Проявляет удовольствие, когда хвалят. | 1 год | |
Использует указательный жест. | 1 год 1 мес. | |
Использует 2 жеста и более: "до свидания", "ладушки", "большой" и т.п. | 1 год 2 мес. | |
Зовет кого-нибудь, чтобы помогли. | 1 год 3 мес. | |
Использует знак "да" - кивает головой. | 1 год 4 мес. | |
Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим. | 1 год 4 мес. | |
Обращает внимание на плачущего ребенка. | 1 год 4 мес. | |
Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет . | 1 год 4 мес. | |
Приветствует знакомых людей доступными средствами. | 1 год 4 мес. | |
Использует знак "нет" - качает головой в стороны. | 1 год 6 мес. | |
Легко повторяет увиденные жесты. | 1 год 8 мес. | |
Начинает плакать, чтобы добиться своего. | 1 год 8 мес. | |
Использует более 10 жестов и другие выразительные средства. | 2 года | |
Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт . | 2 года | |
Знает, чего нельзя делать, но пытается "спровоцировать" взрослых на запрет. | 2 года | |
"Отыгрывает" на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т.д.). | 2 года | |
Изображает поведение взрослого. | 2 года 6 мес. | |
Понимает и употребляет слова "я", "мой". | 2 года 6 мес. | |
Вступает в контакт с детьми и взрослыми. | 3 года | |
Постоянно задает вопросы. | 3 года |
Развитие активной речи
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ
У младенцев и детей раннего возраста речь еще не является ведущим средством общения. Однако она стремительно развивается, чтобы во все последующие годы обеспечить возможность эффективного диалога с другими людьми и с самим собой.
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития.
1,5-2 МЕСЯЦА Появляются гласные и гортанные звуки (гуление).
2-7 МЕСЯЦЕВ Малыш учится управлять интонацией.
7-9 МЕСЯЦЕВ Произносит некоторые слоги (лепет).
9-11 МЕСЯЦЕВ Подражает звукам речи взрослых.
11-13 МЕСЯЦЕВ Ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2 годам значительно увеличивается.
OT ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ
Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т.д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.
Развитие активной речи
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Произносит гласные звуки близкие к "а", "ы", "у", возможно, в сочетании с согласным "г" (гулит) | 4 мес. | |
Произносит серии одинаковых слогов:"дядядя...", "бабаба...", "мамама.,," (лепечет) | 10 мес. | |
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба!" (бах!), "дя" (да) и т.п. | 1 год 2 мес. | |
"Говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации. | 1 год 6 мес. | |
Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: "мама", "дядя". | 1 год 6 мес. | |
Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: "а", "о", "у"" "и", "м", "п", "б", "к", "г", "дь", "ть", "нь", "ль", "сь". Например: "мама", "ляля", "дя" "дай", "ня" "на" и т.д. | 1 год 6 мес. | |
Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: "тетя", "кися" (киса). | 1 год 8 мес. | |
Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: "тетя", "катя.", "синя" (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный | 1 год 10 мес. | |
Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «Мама Лена» | 2 года | |
Строит предложения из двух слов: «Мама, дай», «Баба, ди» (Баба, иди) | 2 года | |
Пытается произносить трех-четырехсложные слова. Например, «алясе» (хорошо), «павозик» (паровозик)… Среди произносимых звуков появляются «н», «т», «д». | 2 года | |
Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов | 2 года 6 мес. | |
Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочиненные, часто неграмотно: «Это моя миська больсей» (Это мой большой мишка) | 2 года 6 мес. | |
Повторяет за взрослым двустишие. | 3 года | |
Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «Когда папа мой придет с работы, мы подем гулять». В знакомых словах произносит все слоги. Произносит звуки «с», «л», «ы», «в», «р», «з». | 3 года |
Мышление
Все понимают, чем разумное поведение отличается от неразумного. Мыслить - значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.
По современным представлениям интеллект - это не что-то одно, чего у одних людей больше, а у других меньше. Во-первых, это множество относительно независимых способностей (языковых, двигательных, математических, зрительных, музыкальных и других), на основе которых формируются соответствующие знания и навыки (включая мыслительные операции, т.е. способы мышления). Во-вторых, это рабочая (или кратковременная) память, необходимая для удержания программы текущей мыслительной деятельности, обслуживающая все виды мышления. Чем больше объем рабочей памяти, тем более сложные, многоступенчатые мыслительные процессы, включающие условия и промежуточные действия, доступны человеку. Важна также достаточная скорость умственных действий.
Некоторые способы мышления усваиваются людьми естественным путем, без особых усилий. Другим же, таким, как чтение, письмо, счет, различные виды профессионального мышления, необходимо специально учиться.
В какой области интеллектуальность вашего ребенка окажется наиболее очевидной - предсказать трудно. "Сверхчеловеки", т.е. одаренные во всех отношениях люди, если когда-нибудь и рождаются, то очень редко. Остается внимательно наблюдать, чем интересуется ваш малыш и что у него получается лучше всего.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным. Малышу всего несколько дней, а мама и папа уже пристально вглядываются в его глаза, пытаясь угадать в них проблески разума. Но природа устроила так, что мышление начинает развиваться позже многих других психических функций. Сначала ребенок должен накопить какое-то количество знаний и умений, а потом уже учиться ими управлять.
0-2,5 МЕСЯЦА
Психические действия ребенка в основном спонтанны, не связаны друг с другом, интеллект почти ни в чем себя не проявляет.
3-6 МЕСЯЦЕВ
Поведение становится целенаправленным. Например, ребенок настойчиво пытается дотянуться до интересующего его предмета, привлечь к себе внимание взрослых. Появилось ожидание многократно повторяющихся событий. Так, вид бутылочки может вызвать у ребенка уверенность, что его будут кормить, и т.д.
6-12 МЕСЯЦЕВ
Это время "включения" рабочей памяти. Теперь исчезнувшие из поля зрения предметы или люди продолжают существовать для ребенка, остаются для него желанными. Поэтому одна из любимых игр - "прятки". Другое достижение - появление возможности подражать движениям и действиям взрослых. И еще одно важное событие, от которого зависит многократное повышение эффективности мышления,- это начало понимания слов.
1-1,5 ГОДА
Более зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3 повторяющихся действий. Дети учатся есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторять бытовые действия с предметами и т.п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком - после отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В это же время появляется чувство юмора.
1 ,5-3 ГОДА
У ребенка увеличивается количество знаний, навыков, словарный запас и объем рабочей памяти. В результате мыслительные процессы приобретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Например, ребенок представляет себя в роли «мамы» или «папы» и начинает что-то делать "понарошку": готовить еду, водить машину, ходить в магазин. Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность - он уже может сам одеться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно использует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков. К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его близких, об игрушках. Он понимает значение нескольких предлогов, правильно относит предметы к некоторым классам (" еда ", " одежда", "животные"), имеет представление о людях разного пола, возраста и профессий. В лексике и грамматике он ориентируется настолько, что иногда сам придумывает новые слова.
Развитие мышления
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Настойчиво пытается что-либо достать. | 5 мес. | |
После отвлечения возвращает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет | 9 мес. | |
Играет в "прятки" - либо ищет, либо прячется, ожидая реакции взрослого (реагирует, когда он нашел или его нашли). | 1 год | |
Достает предметы из коробки. | 1 год | |
Смотрит на предмет, на который указывает или смотрит взрослый. | 1 год | |
Пользуется указательным жестом | 1 год | |
Долго наблюдает за бытовыми действиями взрослых. | 1 год | |
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из трех, если она была спрятана у него на глазах. | 1 год | |
Запоминает местонахождение предметов, которые на несколько минут были выпущены из поля зрения. | 1 год | |
Понимает (смеется), когда взрослые ведут себя, как маленькие, или совершают странные действия. | 1 год 1 мес. | |
Кладет предмет в коробочку и смотрит в нее. | 1 год 1 мес. | |
Совершает действия с предметами (расческой, ложкой, телефоном, пультом от телевизора, машинкой и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением. | 1 год 3 мес. | |
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из четырех, если она была спрятана у него на глазах. | 1 год 4 мес. | |
Вытягивает за веревочку спрятанный предмет. | 1 год 4 мес. | |
Показывает 3-5 частей тела на себе. | 1 год 4 мес. | |
Показывает 3-5 частей тела на кукле | 1 год 4 мес. | |
Складывает все (6-8) кубики в коробочку. | 1 год 5 мес. | |
Строит башню из 3-4 кубиков | 1 год 5 мес. | |
Выполняет простые просьбы (что-то знакомое найти, выбрать, принести). | 1 год 6 мес. | |
Обращается (жестами, словом) к помощи взрослого, если что-то не получается. | 1 год 6 мес. | |
Вставляет фигурные блоки в отверстия соответствующей формы | 1 год 8 мес. | |
Воспроизводит бытовые действия с предметами по памяти, возможно, через несколько часов после наблюдения. Например, подметает пол, складывает белье в стиральную машину и т.п. | 1 год 8 мес. | |
Понимает 2 предлога расположения ("в", "на", "под" или другие). | 2 года | |
Убирает предметы на свои места. | 2 года | |
Сортирует предметы (яблоко - морковь, машинка - мячик и т.п.). Раскладывает предметы двух видов в две разные коробочки | 2 года 2 мес. | |
Строит "мостик" из трех кубиков после показа. | 2 года 2 мес. | |
Играет в кого-либо | 2 года 2 мес. | |
По просьбе находит 2-3 картинки или предмета из 4-6, относящиеся к определенным классам ("цветочки", "зверюшки" и т.д.) | 2 года 2 мес. | |
Среди 5 картинок находит одну "такую же", какую показывает взрослый. | 2 года 2 мес. | |
Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Примеры вопросов: "Покажи, что можно есть?", "Покажи, у кого есть ножки?" и т.п. | 2 года 2 мес. | |
"Разговаривает" с игрушками, играет в их общение друг с другом. | 2 года 4 мес. | |
Среди 10 картинок находит одну "такую же", какую показывает взрослый. | 2 года 4 мес. | |
Выполняет сложные просьбы, состоящие из двух частей. Например: "Покорми Лялю, потом положи ее спать". Взрослый может повторить задание 2-3 раза, но во время его выполнения ребенком подсказывать не следует. | 2 года 6 мес. | |
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий его рисунку. | 2 года 6 мес. | |
Раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую - одного цвета. | 2 года 6 мес. | |
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из четырех после отвлечения (примерно на 10 секунд), если она была спрятана у него на глазах. | 2 года 6 мес. | |
Складывает разрезную картинку (или пазлы) из двух частей. | 2 года 6 мес. | |
Раскладывает предметы по величине (большой - маленький) или по цвету в две разные коробочки. | 2 года 8 мес. | |
Строит "домик" или другое сооружение из пяти кубиков после показа (кубики не образуют вертикальный или горизонтальный ряд). | 2 года 10 мес. | |
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части. | 3 года | |
По просьбе выбирает "один" предмет и "много" | 3 года | |
Задает вопросы "Почему..?" | 3 года и старше | |
Складывает разрезанную картинку из четырех частей. | 3 года и старше | |
Понимает 4 предлога расположения ("в", "на", "под", "за"). | 3 года и старше | |
Понимает 1 предлог направления движения ("к", "от" и т.п.) | 3 года и старше | |
Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека на целой картинке-образце. | 3 года и старше |
Самообслуживание
Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела и опрятности. Эти умения формируются под воздействием воспитания при условии нормального развития движений, зрения, мышления, личности.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРИЕМА ПИЩИ
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Производит жевательные движения (двигая челюстями вверх-вниз). | 6 мес. | |
Ест густоватую пищу с ложечки, захватывая ее губами. | 6 мес. | |
Держит бутылочку, из которой сосет, или придерживает грудь матери. | 7 мес. | |
Направляет бутылочку: тянет ко рту или отталкивает. | 7 мес. | |
Пьет из чашки, которую держит взрослый. | 8 мес. | |
Помогает держать чашку, из которой поят. | 9 мес. | |
Тащит в рот сухарик, мусолит его. | 9 мес. | |
Ест полутвердую пищу (бананы, хлеб, печенье), жует. | 10 мес. | |
Ест сам, берет пищу пальцами и помещает в рот. | 1 год 1 мес. | |
Откусывает кусочек от печенья и жует. | 1 год 2 мес. | |
Пьет из чашки, которую держит сам двумя руками. | 1 год 3 мес. | |
С помощью взрослого подносит ложку с пищей ко рту. | 1 год 3 мес. | |
Подносит ко рту ложку и ест, захватывая пищу с ложки, часто проливая. | 1 год 5 мес. | |
Хорошо прожевывает твердую пищу. | 1 год 6 мес. | |
Пьет из чашки, которую держит сам одной рукой | 1 год 7 мес. | |
Зачерпывает пищу ложкой из тарелки. | 1 год 8 мес. | |
Ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку (аккуратно). | 2 года | |
Сосет жидкость через соломинку. | 2 года 6 мес. | |
Переливает жидкость из одной емкости в другую. | 2 года 6 мес. | |
Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую. | 2 года 6 мес. | |
Помогает убрать со стола. | 3 года | |
Помогает накрыть на стол. | 3 года | |
Ест вилкой | 3 года |
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Поднимает руку, ногу, когда его одевают (раздевают), по просьбе взрослого. | 1 год | |
Стягивает носки. | 1 год 2 мес. | |
Снимает ботинки | 1 год 6 мес. | |
Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает - при раздевании). | 1 год 6 мес. | |
Снимает или надевает шапку. | 1 год 8 мес. | |
Снимает расстегнутое пальто, куртку... | 1 год 10 мес. | |
Снимает расстегнутые штанишки. | 2 года | |
Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку... | 2 года 6 мес. | |
Надевает обувь, носки, штаны. | 2 года 6 мес. | |
Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию. | 3 года | |
Расстегивает и застегивает большие пуговицы. | 3 года | |
Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки... | 3 года и старше |
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГИГИЕНЫ
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Активно участвует в мытье и вытирании рук | 1 год 6 мес. | |
Позволяет, чтобы ему почистили зубы. | 2 года | |
Самостоятельно моет руки (лицо) | 2 года | |
Вытирает нос, когда дают платок. | 2 года | |
Самостоятельно вытирает руки и лицо. | 2 года 6 мес. | |
Самостоятельно моет руки с мылом. | 3 года | |
С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой | 3 года | |
Самостоятельно пользуется носовым платком. | 3 года |
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПРЯТНОСТИ
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | Возраст первого выявления реакции |
Реагирует на мокрые или грязные штанишки | 1 год 2 мес. | |
Реагирует на потребность в туалете беспокойством или голосом. | 1 год 6 мес.. | |
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами). | 1 год 10 мес.. | |
В течение дня остается сухим. | 2 года | |
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. | 2 года | |
Просится в туалет (используя слова) | 2 года 3 мес. | |
Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). | 3 года | |
Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу. | 3 года и старше |
Индивидуальные особенности и личность
Индивидуальность человека определяется его внешним видом, манерой общения, способностями, знаниями, интересами, привычками, здоровьем и многими другими признаками. Дети различаются между собой не менее, чем взрослые, причем с первых месяцев жизни. Кроме того, можно выделить особые категории детей. Например, преждевременно рожденные (недоношенные), при оценке развития которых необходимо учитывать, на сколько месяцев они не доношены. Несколько медленнее обычного могут развиваться и дети от многоплодной беременности (из двойни, тройни и т.д.). Приблизительно 1-2 на 100 детей имеют необычное развитие, обусловленное нарушениями зрения, слуха, движений или других функций.
Формирование личности ребенка - особая область надежд и тревог родителей. Личность, в широком смысле этого слова, включает в себя индивидуальные психические свойства, традиционно объединяемые в несколько групп. Основные из них: темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.
ТЕМПЕРАМЕНТ
Темперамент образуют свойства поведения человека, обусловленные физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Эти свойства передаются с генами, которые малыш может унаследовать от родственников из двух - трех предыдущих поколений.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА
1. Активность - это интенсивность психической и двигательной деятельности. Активность может быть высокой, средней и низкой, В соответствии с этим людей делят на высоко активных, умеренно активных и медлительных.
2. Преобладающее отношение к новому - проявляется в характере реакций человека при встрече с незнакомыми явлениями, ситуациями, предметами, людьми, пищей и т.д. Это отношение может быть положительным (улыбка, интерес, любопытство), отрицательным (тревога, страх, избегание), безразличным.
3. Преобладающее настроение - повышенное, хорошее, сниженное.
4. Эмоциональная возбудимость (чувствительность) - может быть высокой, средней и низкой. Соответственно этому людей называют возбудимыми, уравновешенными или мало эмоциональными.
5. Гибкость - отражает способность человека быстро переключаться, приспосабливаться, т. е. менять цель, точку зрения, настроение, поведение и т.д. Поэтому людей можно разделить на: гибких, умеренно гибких и негибких.
6. Внимательность - отражает способность сосредотачиваться на чем-либо, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Внимательность бывает высокой, средней и низкой.
Хотя темперамент с возрастом заметно меняется, многие его свойства, проявившиеся у ребенка до 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
СПОСОБНОСТИ
Способности обсуждались в главах "Общие движения", "Движения рук", "Зрение", "Слух", "Общение и речь", "Мышление". Существуют две противоположные точки зрения на способности ребенка и возможности их развития. Согласно одной из них, любого ребенка можно научить чему угодно, согласно другой, обучаемость полностью зависит от наследственности. Истина, скорее всего, находится посередине. Наблюдая за ребенком, можно заметить - что у него получается с особой легкостью и что вызывает большие трудности. Часто родители 1,5-3-летних детей говорят: "она с первого раза запоминает стихи", "он прирожденный спортсмен", "у него врожденное чувство юмора", "он совсем не обращает внимания на книжки", "он такой неуклюжий", "она любит слушать музыку и танцевать" и т.д.
ХАРАКТЕР
Характер объединяет устойчивые способы поведения человека, приобретенные в процессе взаимодействия со средой. Таким образом, в отличие от темперамента характер является продуктом воспитания и личного опыта.
Формирование характера начинается уже в раннем возрасте и продолжается практически всю жизнь. По общепринятому мнению, наиболее интенсивные его изменения происходят на протяжении дошкольного, школьного, подросткового и юношеского периодов жизни.
Набольшее влияние на характер оказывает семья. Манера взаимоотношений в семье является для ребенка первым образцом культуры общения. Образ жизни родителей во многом определяет интересы и ценности ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим. Особое значение имеет стиль воспитания. Так, командный стиль воспитания способствует формированию таких качеств, как замкнутость, робость, тревожность, отсутствие инициативы. Чрезмерно мягкий или непоследовательный стиль может привести к тому, что ребенок вырастет неуверенным в себе, плохо контролирующим свои поступки. Стиль, основанный на уважении, последовательности и справедливости укрепляет такие черты, как независимость, уверенность в себе, упорство, целеустремленность, легкость в общении со сверстниками.
Приличное поведение ребенка на людях, иначе говоря, его воспитанность - это то, что волнует большинство родителей в первую очередь. Ведь речь идет о своеобразной визитной карточке семьи. Как же происходит усвоение норм поведения?
С 7-10 месяцев дети начинают знакомиться с нормами поведения. Качество и успешность усвоения правил в большой степени зависит от последовательности родителей и от общего эмоционального фона при общении взрослых с ребенком. Известно, что спокойное и доброжелательное отношение способствует хорошему поведению и послушанию. Наоборот, неуравновешенность родителей, вспышки гнева с применением физического наказания могут оттолкнуть ребенка, вызвать упрямство, действия "назло". В период с 2 до 3-3,5 лет дети активно изучают пределы допустимого. Это время стремления к независимости, время конфликтов между "хочу" и "нельзя", "не хочу" и "надо", что проявляется в капризах, истериках, непослушании и агрессивности. При уравновешенном и последовательном отношении к ребенку в семье к 30-36 месяцам проявления детского негативизма постепенно угасают. Малыш привыкает вести себя "как положено". Другой способ усвоения ребенком социальных правил - представление себя в новой роли. Уже с 2-2,5 лет дети начинают подражать поведению взрослых (обычно родителю того же пола) или играть в кого-либо. Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для освоения новых ролей, а реакция взрослых помогает "актеру" выяснить их отношение к его различным поступкам.
ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ
Одной из ключевых сторон формирования личности ребенка является развитие осознания себя. Выделение себя как отдельного существа является многоступенчатым и многолетним процессом, ранние этапы которого приведены ниже.
0-3 МЕСЯЦА
Проявляет интерес к другим людям
Изучает других (рассматривает, прислушивается).
3-8 МЕСЯЦЕВ
Отличает себя от других
Изучает себя (рассматривает себя и свое отражение в зеркале, ощупывает себя). Продолжает изучать других. Приобретает первый опыт общения. Узнает других. Различает "своих" и "чужих".
10-12 МЕСЯЦЕВ
Узнает себя
Узнает себя в зеркале. Поворачивается к тому, кто его позвал.
1,5-2 ГОДА
Обобщение знаний о себе и возникновение понятия о себе Ослабление привязанности к взрослому
Постепенно объединяются знания своего тела (показывает части своего тела по просьбе), своего имени, своих возможностей. Пытается все делать самостоятельно. Уменьшается зависимость от матери (или того, кто его воспитывает). Может удаляться от матери в незнакомой ситуации.
2-2,5 ГОДА
Возникновение понятия "Я"
Следующим шагом на пути к самоосознанию является употребление ребенком местоимений "Я" и "МОЙ", знание своего пола, своих вещей.
ИНТЕРЕСЫ
Другая важная сторона развития личности - сфера интересов. Считается, что поведение человека зависит от его желаний и целей, которые формируются на основе интересов.
Интересы ребенка во многом зависят от его способностей. Однако значительное влияние на их формирование оказывают родители, демонстрируя свои предпочтения в повседневной жизни, поощряя определенные виды игр и занятий своего малыша.
ЦЕННОСТИ
По мере накопления ребенком индивидуального опыта предметы, события, люди, слова и другие составляющие окружающего мира приобретают для него различную Ценность. В группе "ценное" оказывается все желаемое и приятное, в группе "отвергаемое" - все неприятное и нежелаемое, в группе "неопределенное" - все, что не вызывает никакого интереса или эмоций.
Важно отметить, что формирование ценностей не всегда происходит однозначно. Нередко одни и те же объекты или люди в разных ситуациях могут вызывать у малыша разные чувства и, следовательно, оцениваться им по-разному, что приводит к внутренним конфликтам и может быть причиной его противоречивого поведения.
Игра
Игра - это особый вид активности ребенка, позволяющей ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать навыки. Игра относится к основным источникам радости. Поэтому игровая деятельность у детей является ведущей, а партнер по игре - наиболее авторитетным взрослым и одновременно объектом привязанности.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ
В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры. При этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных "игровых действий". Ниже приводится обычный порядок "включения" новых видов игры в первые годы жизни.
3-4 МЕСЯЦА
Игра - исследование окружающего мира, предметов, людей и своих физических возможностей (так называемая "сенсомоторная игра"). Ребенок производит одни и те же действия с разными предметами: тянет в рот, трясет, несколько позже вертит, ощупывает, бросает и т.д. Малыш пытается установить эмоциональный, зрительный, звуковой контакт со взрослым, улыбаясь, заглядывая в глаза, издавая звуки, реагируя на попытки взрослого оставить его одного. Иногда ребенок совершает непонятные для взрослого стереотипные движения (раскачивается, стоя на четвереньках или в кроватке, стучит рукой по столу, бросает предметы на пол), которые позволяют ему почувствовать свое тело, тренировать навыки сохранения равновесия, изучать глубину пространства и т.д.
9-12 МЕСЯЦЕВ
Игра - подражание, выражается в многократном воспроизведении действий или слов окружающих в конкретной ситуации. В результате ребенок научается производить адекватные (специфические) действия с предметами и использовать уместно слова. Так, малыш начинает катать машинку, прикладывать телефонную трубку к уху, нанизывать кольца на пирамидку, нажимать кнопки на пульте телевизора, произносить "ба!", когда что-нибудь упало, и т.д.
ПОСЛЕ 1,5 ЛЕТ
Игра - отображаемые действия, т. е. специфические действия с предметами в искусственно созданной ребенком (или взрослым) ситуации, "понарошку", с использованием игрушек; "кормит", "причесывает" или "купает" куклу, "пьет" из чашки и т.д. В игре ребенок легко замещает реальный объект другим или вообще предполагает наличие отсутствующего предмета. Так, малыш возит кубик вместо машинки, имитируя при этом звук мотора, "кормит" маму несуществующей кашей и т.д.
ИГРА ПОСЛЕ 2 ЛЕТ
Игра -- последовательные отображаемые действия (элементы сюжета). Сначала ребенок совершает всего два последовательных действия (например, нагружает и возит машинку), к 2,5-3 годам - три-четыре действия (например, кормит куклу, раздевает ее, затем укладывает спать).
2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ - 3 ГОДА
Игра - исполнение принятой роли (элементы ролевой игры). Ребенок отождествляет себя или куклу с персонажем сказки, представителем какой-нибудь профессии, с одним из родственников, с животным. Совершая ряд последовательных игровых действий, малыш имитирует характерное для принятой роли поведение. Например, играя в доктора, ребенок подходит к игрушечной "больной" собачке с ложкой, заглядывает ей в пасть, говоря при этом: "Не плачь!", укладывает ее в кровать и накрывает одеялом. Войдя же в роль собачки, он ползает на четвереньках, имитирует лай, кусается. Ребенок может называть себя именем персонажа, говорить за него. В норме мальчики начинают предпочитать мужские роли, девочки - женские.
Этот вид игры получает свое дальнейшее развитие в дошкольном возрасте (после 3 лет), когда ребенок договаривается о принятии ролей с партнерами (другими детьми или взрослыми) или играет один сразу за несколько персонажей. При этом наблюдается увеличение половых различий в игре. Девочки чаще играют в "дочки-матери" , "в принцессу", а мальчики - "в войну", "в корабль" и т.п. Исполнение роли учит ребенка придерживаться определенных правил поведения, что готовит его к более сложным играм.
ИГРУШКИ
По мере проявления у ребенка новых способностей меняется сложность и характер его игры. Старые игрушки становятся для него неинтересными или используются им по-новому. Например, погремушки обычно занимают младенцев до 5-6 месяцев. Мяч, напротив, одинаково интересен и для грудничка и для взрослого: пятимесячный малыш пытается его схватить, в 8-11 месяцев дети любят бросать мяч на пол, с 12-15 месяцев - пинать ногой, с 14-16 месяцев - бросать в сторону взрослого и т.д.
Разнообразие игрушек и детского оборудования для игры, имеющееся в магазинах, отражает широту интересов детей разного возраста. Однако совершенно очевидно, что ни один ребенок не в состоянии "переиграть" во все игрушки, прослушать все детские аудиокассеты, пересмотреть все детские книжки и т.д. Основной ценностью для ребенка является сама игра. Поэтому малыш нуждается всего лишь в единичных моделях живых и неживых объектов окружающего мира, а не в обширных коллекциях игрушечных зверей, автомобилей, роботов и т.п. Особую ценность представляют материалы для развития детского творчества (кубики, музыкальные инструменты, краски и фломастеры и т.д.).
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГРУШЕК, РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ
0-6 МЕСЯЦЕВ
1. Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой.
2. Колокольчики.
3. Погремушки ("гантели", кольца, шар с рукояткой и т.д.).
4. Висящие погремушки - "бусы", подвески.
5. Разноцветные воздушные шары.
6. Мячи разных размеров.
7. Мячик с колокольчиком внутри.
8. Игрушки- пищалки.
9. Неваляшка.
10. Забавные маски.
11. Игрушка с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка и др.).
12. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей (серия "Happy baby", "Знаки зодиака", "Классика для малышей" и др.).
13. Детское креслице с наклонной спинкой.
14. Коврик (упругий, моющийся, типа туристического).
6-12 МЕСЯЦЕВ
1. Активный центр.
2. Заводные механические игрушки.
3. Тряпичная (гибкая) кукла.
4. Книжки-картинки с плотными страницами, лучше - моющимися.
5. Набор для игры с водой.
6. Фигурки животных (средние).
7. Игрушки для жевания, кусания.
8. Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше - одноцветная).
9. Мягкая игрушка (может быть музыкальная).
10. Машинка среднего размера с веревочкой.
11. Металлофон.
12. Игрушечный телефон.
13. Куклы с подвижными частями тела (маленькая и средняя).
14. Кукла, одевающаяся на руку (лучше - с большим открывающимся ртом).
15. Корзинка, сумочка.
16. Набор пластмассовой посуды.
17. Коробочки с крышками.
18. Стульчик со столиком.
19. Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.).
20. Качели.
21. Ходунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).
22. Прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).
1-1,5 ГОДА
1. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.
2. Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).
3. Набор форм, вставляющихся друг в друга.
4. Мягкие куклы среднего размеры.
5. Мягкие игрушки-зверюшки.
6. Тамбурин.
7. Барабан.
8. Свисток, дудочка.
9. Книжки с картинками.
10. Книжки с короткими стихотворениями для детей.
11. Большая грузовая машина.
12. Легковая машина с водителем.
13. "Почтовый ящик", лучше с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).
14. Матрешка.
15. Составные игрушки из 2-3 частей (например, "Лего").
16. Самокат ("машина", "лошадка" и т.п.).
17. Подвижная игрушка на колесиках ("бабочка" и т.д.) на шесте или на веревочке.
18. Игрушки-модели предметов, людей, животных.
1,5-2 ГОДА
1. Парные картинки, лото.
2. Кисти, краски (не токсичные).
3. Набор для нанизывания ("Бусы").
4. Игрушечная мебель.
5. Пластилин и другие материалы для лепки.
6. Пазлы (простые).
7. Разрезные картинки из 2-3 частей.
8. Кегли.
9. Сказки ("Репка", "Теремок" и др.). Хрестоматия для детей от 2 до 4 лет.
10. Миниатюрные модели бытовых предметов.
11. Игрушечный набор " Семья ".
12. Наборы для ролевой игры ("Инструменты", "Доктор", "Кухня", "Парикмахерская" и др.).
13. Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.).
14. Набор для игры с песком.
2-3 ГОДА
1. Модель дома.
2. Пазлы (для составления целого из частей).
3. Фигурки животных с детенышами (лото: животные с детенышами "Найди маму").
4. Одежда для кукол по сезону.
5. Игрушечные часы.
6. Куклы для театра.
7. Наряды для маскарада.
8. Разрезные картинки из 4 частей.
9. Лото: "Овощи", "Фрукты", "Посуда", "Мебель", "Одежда", "Транспорт", "Животные".
10. Детские ножницы с тупыми концами.
11. Составные игрушки из 3 и более частей.
12. Губная гармошка.
13. Игрушечный клавесин.
14. Трехколесный велосипед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник наблюдений логопеда (образец)
Дневник наблюдений логопеда (ФИО ребёнка) __________________________________________________________________________ посещает логопедическую группу с _____________________ с диагнозом ______________...
Дневник наблюдения за березкой
Дневник наблюдения за березой круглый год...
"Дневник наблюдений воспитанников"
Дневник предназначен для наблюдений за дошкольниками с малыми и затихающими формами туберкулеза в условиях дошкольного учреждения и адресован педагогам и медицинским работникам ДОУ.«Дневник набл...
Дневник наблюдений за клубникой
Ведение дневника наблюдений за посадкой клубники и делать зарисовки наблюдений, можно использовать для рассматривания альбома, как растет клубника....
Дневник наблюдений за ростом томатов
Ведение дневника наблюдения за ростом томатов с использованием зарисовок наблюдений, можно использовать, как альбом для рассматривания "Как растут помидоры"...
дневник наблюдения за ребенком и выработка стратегии помощи педагогам
описание поведения ребенка (дневник наблюдения), выработка мер экстренного вмешательства, стратегии поддержки ребенка, стратегии поведения воспитателя и партнерства с родителями...
Дневник наблюдения за ростом капусты
Дневник наблюдения за ростом капусты, делать зарисовки и сравнивать их с иллюстрациями, можно использовать ка альбом для рассматривания последовательного роста капусты....
- Мне нравится (1)